ППД_285
Шаль продается на "Мешке". 150000 руб начальная цена аукциона.
Чернопольная шаль с многоцветным набивным орнаментом из цветов (маки, розы, пионы, мелкие цветы) красного, синего, желто-коричневого цвета, образующим кайму с заполнением углов.
Размер 160х160 см. Материал – шерсть с шелком. Бахрома из шерстяной пряжи, переплетённая в виде одного ряда сетки, заканчивающейся кистями, длина 10 см. Ручная обработка края – 2 стороны, и 2 стороны – кромка. На оборотной стороне в одном углу чёрной краской прямоугольное клеймо-штамп - Ф:Гучковыхъ, второе клеймо - заглавные буквы М П в прямоугольной рамке. Время изготовления 1835-1859 гг. Состояние ткани идеальное, имеются небольшие разрывы по краям, обрывы бахромы.
Одна из известнейших в дореформенной Москве мануфактур основана крепостным крестьянином Федором Алексеевичем Гучковым (1768-1856). Он был привезен в 70-х годах XVIII века в Москву из Малоярославецкого уезда Калужской губернии и отдан в обучение ткацкому и красильному делу. Накопил капитал и в начале 1790-х годов в Семеновском открыл свою мастерскую с пятью станами, в которой вместе с рабочими производил тканые шали на манер турецких и французских, пользовавшихся большим спросом. Во время Отечественной войны 1812 года, уже основательно расширенное предприятие сгорело, и новая фабрика была возрождена в Лефортовской части Москвы. В 1812 году Федор Гучков откупился вместе с семьей от помещицы, и в 1814 был причислен в московское купечество. В 1825 году Ф. Гучков, уже ставший миллионером, занимается только частью производства, в которую входит «шалевая» фабрика, а остальное производство и торговлю поручает сыновьям, Ефиму и Ивану. На Первой выставке российских мануфактурных изделий 1829 года Ф.А. Гучков был награжден малой золотой медалью «за шалевые изделия и платки на манер Английских, хорошей доброты и в большом количестве выделываемые». В 1833 Федор Алексеевич полностью отходит от дела и передает его сыновьям, производство получает новое наименование «Фабрика почетных граждан и мануфактур советников братьев Гучковых». В описании Второй московской выставки российских мануфактурных произведений в 1835 году есть такие строки: «Гг. Гучковы с честью поддерживают достоинство фабрики своей, первой у нас по обширности производства: за то и выставка их была самая разнообразная и богатая во всех отношениях...».
С 1839 года Гучковым было предоставлено за высочайшее качество продукции право «на вывесках и изделиях употреблять государственный герб». Для получения права ставить на этикетках и упаковках знак с гербом Российской империи претенденты должны были в течение восьми лет успешно участвовать в различных выставках, обычно оно давалось на несколько лет. Чиновник Министерства финансов граф Ф. Еропкин писал в 1849 году: «В бытность мою в Москве, при личном обозрении шерстяной фабрики мануфактур-советников Ефима и Ивана Гучковых, я удостоверился, что заведение сие, состоящее из 22 обширных корпусов, расположенных на 50 десятинах в отношении к механизму и химическому производству, есть во всей Империи единственное в своем роде…». В 1851 году потомственный почетный гражданин Федор Гучков был предан суду «за устройство в своем доме раскольничьей моленной», выслан в Петрозаводск под надзор полиции, где в 1856 скончался. В 1859 году Ефим и Иван Гучковы разделили имущество, и фирма стала называться «Ефим Федорович Гучков». После смерти Е.Ф. Гучкова, его сыновья Иван, Николай и Федор, в 1861 году открыли торговый дом «на правах полного товарищества» - «Ефима Гучкова сыновья». На прибыль от торговли им удалось к середине 1860-х годов восстановить фабрику, пострадавшую от сильного пожара. Однако новое поколение Гучковых заинтересовалось страхованием и финансами, и операции на этом поприще стали приносить им больше прибыли, чем промышленное производство и торговля. Поэтому Иван Ефимович в 1896 году продал текстильную фабрику, а в 1911 году его сыновья ликвидировали и торговое дело.