Размер 150х150eleka писал(а):annaf, спасибо за информацию и фотографии.
Шаль очень красивая
И размер уточните, пожалуйста
ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Любителям старины принесла две антикварные шали с классической композицией в виде цветочной рамки, декорированной вытравкой и незатейливым орнаментом в форме разноцветных квадратиков.
При беглом взгляде на мотив подумала, что шали одинаковые. Потом поняла, что ошиблась. Поэтому сначала покажу по очереди каждую, а потом их сравним. Речь пойдёт о различиях в деталях орнамента и возможностях изменить узор, благодаря несложным приёмам.
Начну с шали размером 150х150, которую мне на ДР подарила моя очень хорошая подруга, за что я ей безгранично благодарна. Шаль в очень хорошем состоянии. Рисунок напечатан на тонкой шерсти. Только бахрома, естественно, "поцоканная"
Итак, ППР_214
Полагаю, что шаль дореволюционной набойки, несмотря на то, что клейма я не обнаружила.
Из альбома СПГИХМЗ выпуска 2015 года, стр. 210
От клеймения платков штемпельными клеймами на предприятии Лабзиных-Грязновых отказались, скорее всего в середине 1910 -х годов: на платки и шали стали нашивать бумажные ярлыки
Но на изнанке в одном из углов обнаружила двузначное число. Это уже вторая шаль в моей коллекции антикварных шалей, на которой при отсутствии клейма напечатаны цифры номера рисунка (?) или номера набора набивных досок (?)
С них и начну
Фрагменты
При беглом взгляде на мотив подумала, что шали одинаковые. Потом поняла, что ошиблась. Поэтому сначала покажу по очереди каждую, а потом их сравним. Речь пойдёт о различиях в деталях орнамента и возможностях изменить узор, благодаря несложным приёмам.
Начну с шали размером 150х150, которую мне на ДР подарила моя очень хорошая подруга, за что я ей безгранично благодарна. Шаль в очень хорошем состоянии. Рисунок напечатан на тонкой шерсти. Только бахрома, естественно, "поцоканная"
Итак, ППР_214
Полагаю, что шаль дореволюционной набойки, несмотря на то, что клейма я не обнаружила.
Из альбома СПГИХМЗ выпуска 2015 года, стр. 210
От клеймения платков штемпельными клеймами на предприятии Лабзиных-Грязновых отказались, скорее всего в середине 1910 -х годов: на платки и шали стали нашивать бумажные ярлыки
Но на изнанке в одном из углов обнаружила двузначное число. Это уже вторая шаль в моей коллекции антикварных шалей, на которой при отсутствии клейма напечатаны цифры номера рисунка (?) или номера набора набивных досок (?)

С них и начну
Фрагменты
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Размер второй шали 130х130 и выглядит она так
ППР_215 Привела платок в относительный первичный порядок, тщательтная реставрация ещё предстоит.
По сравнению с первой шалью состояние его было жутким. На изнанке метки или другие знаки не обнаружены, а вот качество печати отличается от предыдущего экземпляра. Оно более чёткое на мой взгляд.
Теперь про орнамент. На первый взгляд, те же букетики, те же квадратики
Фрагменты
ППР_215 Привела платок в относительный первичный порядок, тщательтная реставрация ещё предстоит.
По сравнению с первой шалью состояние его было жутким. На изнанке метки или другие знаки не обнаружены, а вот качество печати отличается от предыдущего экземпляра. Оно более чёткое на мой взгляд.
Теперь про орнамент. На первый взгляд, те же букетики, те же квадратики

Фрагменты
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
А теперь сравнение
Композиционно при сближении (без учёта масштаба) рисунки выглядят так:
214_
_215_
Букет по стороне
214_
Очевидно отсутствие как минимум трёх первоначальных элементов букета во втором случае
215_
Длина стороны увеличена не примитивным повтором базового элемента орнамента (раппорта), а включением в раппорт дополнительных деталей.
214_
215_
Пышные букеты в ППР_214 повторяются как базовый элемент не меняя положения, а в композиции ППР_215 очевидно зеркальное отражение раппорта относительно оси, делящей сторону пополам. Геометрия ...
Обе шали рядышком: вверху ППР_214 (150х150), внизу ППР_215 (130х130)
Композиционно при сближении (без учёта масштаба) рисунки выглядят так:
214_
Букет по стороне
214_
Очевидно отсутствие как минимум трёх первоначальных элементов букета во втором случае
215_
Длина стороны увеличена не примитивным повтором базового элемента орнамента (раппорта), а включением в раппорт дополнительных деталей.
214_
215_
Пышные букеты в ППР_214 повторяются как базовый элемент не меняя положения, а в композиции ППР_215 очевидно зеркальное отражение раппорта относительно оси, делящей сторону пополам. Геометрия ...

Обе шали рядышком: вверху ППР_214 (150х150), внизу ППР_215 (130х130)
eleka писал(а):Дополню иллюстрацию сравнительными фотографиями с телефона
Общий вид - сравнение размеров и раппортов
ППР_214 внизу, а ППР_215 лежит сверху. Левые верхние углы обеих шалей совмещены Сравнение по стороне Сравнение углов Сравнение элементов
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Шаль и фотографии от InnaBuchneva
После публикации ППР_214 и ППР_215 получила ЛС
ППР_216
Старинный платок 110х116, напечатанный на тонкой шерстяной ткани Фрагменты На манекене
214
215
216
После публикации ППР_214 и ППР_215 получила ЛС
Вашему вниманию предлагаются дополнителные иллюстрации вариативности печати орнамента с одинаковыми элементамиInnaBuchneva писал(а):Заголовок: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Добрый вечер, Елена Владимировна!Рада была получить информацию об истории этого чудесного платка. У меня имеется уменьшеный вариант первого из показанных Вами платков, размером 110х116 см. Разница в том, что между угловыми букетами на платке размером 150 пять букетиков, а на малыше - четыре. Я завтра смогу сделать фотографии...
ППР_216
Старинный платок 110х116, напечатанный на тонкой шерстяной ткани Фрагменты На манекене
214
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
ППД_140 колорит 2
Печать рисунка на смесовой ткани
Показывать?... Подробно?...
Печать рисунка на смесовой ткани
Показывать?... Подробно?...
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Вот это закрома!!!))) А какие цвета - посмотрите только! Вернее, их сочетание. Ощущение самоцветов
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
Продолжу
ППД_140 к 2
Фрагменты

ППД_140 к 2
Фрагменты
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
ППД_140
Очень качественный тяжёлый атлас с лёгким благородным отливом на лицевой стороне и матовой изнанкой. Учитывая, что шали 127 лет (!), можно предствить, как она шикарно смотрелась, когда была новой.
Изнанка: штамп с номером 25
Очень качественный тяжёлый атлас с лёгким благородным отливом на лицевой стороне и матовой изнанкой. Учитывая, что шали 127 лет (!), можно предствить, как она шикарно смотрелась, когда была новой.
Изнанка: штамп с номером 25
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
На форуме в теме "Наша виртуальная коллекция" выложены фотографии двух старинных сохранившихся до наших дней шерстяных шалей
Изначально считала, что рисунок на них один и тот же. Теперь хорошо вижу разницу в элементах
139
140
Покажу уголок шерстяной шали ППД_139. По краю орнамента широкая вытравная лента с "жемчугом" и мелкими розочками розового и голубого цвета

Увеличить
Рисунок второй шали ППД_140 (напечатанный на шерсти и шёлке) отличается букетиками, "лианой" и гирляндой "цветок+листок" от ППД_139

Фрагмент декоративной гирлянды и "лианы"

Колористическое решение, декорирование вытравкой и размер цветочков создают одинаковое настроение.
Печать одного рисунка на разных тканях практиковалась с 19 века. Быть может, отыщется ППД_139 на шёлке.
Кто знает
Изначально считала, что рисунок на них один и тот же. Теперь хорошо вижу разницу в элементах
139
Покажу уголок шерстяной шали ППД_139. По краю орнамента широкая вытравная лента с "жемчугом" и мелкими розочками розового и голубого цвета
Увеличить
Рисунок второй шали ППД_140 (напечатанный на шерсти и шёлке) отличается букетиками, "лианой" и гирляндой "цветок+листок" от ППД_139
Фрагмент декоративной гирлянды и "лианы"
Колористическое решение, декорирование вытравкой и размер цветочков создают одинаковое настроение.
Печать одного рисунка на разных тканях практиковалась с 19 века. Быть может, отыщется ППД_139 на шёлке.
Кто знает

Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
На шелке восхищает! Я сначала и не прочитала ,гляжу атлас
Какой красный на нем! А черный! А рисунки,композиции прежних шалей потрясающие!
У 214,215 и 216 мне помимо прочего в глаза бросается бусины-ромбики,как у Веснянки Н. Слащевой

Какой красный на нем! А черный! А рисунки,композиции прежних шалей потрясающие!
У 214,215 и 216 мне помимо прочего в глаза бросается бусины-ромбики,как у Веснянки Н. Слащевой
Re: ПРА-БС: дореволюционные набивные платки и шали
ППО_30
Смесовое полотно: хлопковая основа, шерстяной уток
Размер 145×155
При искусственном освещении
Клеймо (к сожалению, разобрать ничего не могу) и номер 229
Особенности состояния: там, где рисунок, всё крепко, а черные участки обветшали, и средник, и кайма с прорехами. Черный краситель съел основу и закусил утком за 130 лет-то.
Бахрома тоже местами пострадала...
Смесовое полотно: хлопковая основа, шерстяной уток
Размер 145×155
При искусственном освещении

