Расскажу свою историю во славу ППМ и жемчужин народного искусства.
Летом 1986г. с подругой-коллегой 2,5 месяца были в Казахстане. По дороге в Алма-Ату на рассвете прилетели в Ташкент и до вечернего самолета смотрели город. Замечательный таксист из аэропорта часа 2 возил нас по Ташкенту, рассказывал, показывал. Высадил в центре у знаменитого Алайского базара. Нас, ростовчанок-южанок, трудно было удивить изобилием и красотой овощей, зелени и фруктов. Но запомнились одежда и ткани – ЗНАМЕНИТЫЕ УЗБЕКСКИЕ ШЕЛКА, ИХ НЕ СПУТАТЬ НИ С ЧЕМ!
В Алма-Ате были неделю: огромный, красивый, с европейским акцентом город. Я всё искала – хотела купить, национальные серебряные украшения с сердоликом или бирюзой (в 20 лет купила в комиссионном на Невском в Ленинграде старинный, ручной работы, восточный кулон с крупным сердоликом, обожаю!). Но красоту нашла только в музеях. То, что видела на красавицах, как мне объяснили, это или старинные семейные украшения, или сделаны на заказ.
Позже мы были в эпидотряде в Джунгарском ущелье на границе с Китаем. Отряд стоял на берегу горной реки. За хлебом и медом ездили на горную пасеку. Один раз в это путешествие взяли нас. В просторном деревянном доме меня поразила большая русская печь. Хозяин с нашим водителем начали грузить в машину свежеиспечённые хлеба и мёд. Нас угостили хлебом с мёдом и молоком (кажется, до сих пор помню этот запах и вкус домашнего хлеба и горного меда).
И тут из соседней комнаты ВЫШЛА ХОЗЯЙКА! НАСТОЯЩАЯ РУССКАЯ КРАСАВИЦА! Дородная, светлолицая, хоть и в возрасте, а все в ней дышало здоровьем и достоинством. В белой блузке, в переднике с вышивкой, на голове волосы забраны светлой косынкой, А НА ПЛЕЧАХ - БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ПЛАТОК С РОЗАМИ!
Мы невольно встали. Поздоровались, поблагодарили за угощение. Пока она кормила нашего шофера, я не могла оторвать глаз от красоты её платка. Хоть он был не новый, но и не застиранный, и горели розы в гирляндах с зелёными листочками и в россыпи. И в этих розах светилась румянцем и добротой хозяйка.
Я спросила про платок. Она ответила: платочек – бабушкина память.
На обратном пути водитель сказал, что всегда для покупателей хозяйка переодевается и всех кормит-угощает.
Рассматривая старинки на форуме ППМ вспоминаю тот платок и милую добрую женщину на горной пасеке Джунгарского ущелья.
Вот что такое, по моему, МАРКА ППМ!
Затем нас взяли в эпидотряд в пустынный природный очаг чумы. Ехали в маленький посёлок со страшным названием, кажется Каарой (по русски «Черная дыра»).
На пригорке на берегу речки стояло единственное цивильное здание – школа. Рядом во дворике единственное на весь посёлок дерево, посаженное учителем из поволжских немцев, выселенных из саратовских просторов. Когда ехали в этот отряд, по дороге в деревеньках с потомками поволжских переселенцев забирали женщин-лаборантов, они считались лучшими и самыми надёжными помощниками.
Посёлок, несмотря на опасность чумы (были выявлены единичные случаи у животных), жил своей жизнью. Домишки сложены из «кирпичей» (песок-глина замешаны с сухими растениями и обожжены на солнце), окошки затянуты прозрачными плёнками или целлофаном. Но рядом с каждым домиком парадная юрта из расшитого прекрасными узорами войлока – для гостей.
В реке плескались мальчишки, рядом лежали пара верблюдов и несколько коров. Маленькие девочки начинали работать с 4-5 лет: в бидончиках таскали из этой же речки воду, что-то делали в доме. Девочек рано выдавали замуж. Женщины много рожали, тяжело работали и быстро старели. Женщины ходили в бедной многостиранной одежде. На голове всегда платок из хлопка или старого шелка. НО У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН ДАЖЕ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПЛАТКИ БЫЛИ ЯРКИЕ, ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ, ИЗ ВОСТОЧНОГО ТОНКОГО ШЕЛКА.
ППМ – ЭТО НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОССИЙСКИЙ БРЭНД.
Из всех определений понятия «брэнд» мне понравилось: «Ментальная оболочка продукта или услуги».
Пожелаем НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ НАХОДОК и СВЕРШЕНИЙ любимой ППМ!