БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD

Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ELEN-A » 02 апр 2020, 17:24

Изображение
На обложке фрагмент Павловского платка.


После смерти Петра I развитие текстильной промышленности сначала было приостановлено, а затем и совсем стало замирать. Многие в правительстве не сочувствовали реформам Петра I. Далее, как известно, в правление Екатерины I, Анны Ивановны, Елизаветы Петровны и, конечно, Екатерины II казенные крестьяне вместе с заводами и фабриками передавались фаворитам, которые не проявляли ни малейшего интереса к развитию отечественной промышленности. Передача большого количества государственных крестьян крупным помещикам очень осложнила наем рабочих для частных ткацких фабрик, так как свободных людей было очень мало, а помещики не очень охотно отпускали своих крестьян на заработки. Передача крестьян с фабриками и заводами еще более осложнила и затормозила развитие отечественной промышленности еще и потому, что помещики не были способны вести фабричное дело. Их управляющие были людьми некомпетентными в ведении фабричного дела и занимались в основном сельским хозяйством. Такое положение привело государственную промышленность к упадку, некоторые бывшие казенные фабрики были ликвидированы, а другие влачили жалкое существование, становясь нерентабельными.
Что касается мелких частных фабрик, то из-за отсутствия рабочей силы и недостаточно высокого качества вырабатываемых тканей и высокой их стоимости (из-за дороговизны сырья, ввозимого из-за границы) они разорялись, не выдерживая конкуренции лучших по качеству и разнообразию художественного оформления заграничных тканей! Естественно, иностранцам было выгоднее продавать России готовые ткани, чем сырье, тем более, что таможенный сбор на сырье и готовые ткани был одинаков. Конкуренция иностранных тканей особенно чувствовалась в шелковой и шерстяной промышленности. Так продолжалось до отмены в России крепостного права, т.е. до 1861 года. Отмена крепостного права явилась толчком для расцвета капитализма в России. „Освобожденные" крестьяне, не имевшие никаких средств к существованию, превращались в дешевых поденщиков. Широко применялся детский труд, до предела была доведена система штрафов.
Незадолго до этого, в 1842 году, Англия отменила запрет на продажу и вывоз за границу текстильных машин, в том числе и ткацких станков. В Россию хлынул поток машин и иностранных специалистов. Начался период иностранного засилья в российской текстильной промышленности. В 1861 - 1880 годы правительство провело ряд мероприятий, направленных на оживление и расширение отечественной текстильной промышленности.
Зажиточные крестьяне и купцы стали открывать раздаточные конторы, т.е. раздавать работу по домам, где на ручных станках ткачи вырабатывали согласно полученному заданию ткани различного назначения. Разбогатевшие владельцы раздаточных контор могли уже строить ткацкие фабрики и закупать для них современное оборудование. Такие кустари, как И.А.Баранов, братья Соколиковы и Братнины, Краснов, Филимонов и др., вырабатывали на своих мелких фабричках преимущественно штучные изделия: шарфы, платки, повязки.
В России второй половины XIX века наметилась узкая специализация текстильных предприятий. Так, в Павловском Посаде преобладало производство платков, в Богородском - атласов, ленты, бархата, плюша, в Щелковском - дорогих шелковых платьевых тканей.
Теперь промышленное производство было сосредоточено в руках капиталистов (в прошлом богатых купцов), знакомых с устройством промышленных предприятий, со спросом и предложением на рынке, и имеющих средства для строительства крупных фабрик и приглашения высококвалифицированных специалистов. Одновременно наблюдается активизация зажиточных крестьян, ранее работавших на казенных или частных ткацких фабриках. Они организуют кустарные ткацкие мастерские. В результате производство тканей в России начинает неуклонно расти. Формируются текстильные районы: в Иванове, Раменском и Егорьевском районах концентрируется хлопчатобумажное производство, в Москве и Московской области, Киржачском районе - шелковое.
Вы уже знаете, что русские шелковые ткани не выдерживали конкуренции с зарубежными. Кроме того, нужно учесть преклонение перед иностранными тканями верхушки русского общества, а также слабую покупательскую способность населения. Ну и, конечно, в России не было сырья для производства шелковых тканей, его ввозили из-за границы. После окончания войны с Турцией неожиданно повысился спрос на шелковые ткани. Одновременно на шелковые ткани, ввозимые из-за границы, была повышена пошлина. Это привело к резкому подъему отечественной шелковой промышленности. Вступали в строй новые фабрики, на которых вырабатывали бархат лионским методом, а также фасонный бархат и плюш, муары и тафту, сатины и атласы, подкладочные и платьевые ткани, диагональ и, наконец, бельевые ткани. Были фабрики, на которых вырабатывали штучные изделия: платки, шарфы, шали (репсовые, атласные, гладкие и с углом, заполненным рисунком, турецкие и газовые).
Товарищество шелковой мануфактуры в Москве объединяло три фабрики, принадлежащие иностранцам Симоно, Гужону и Жиро. На выставке 1882 года вырабатываемые на этих фабриках ткани были удостоены высшей награды „Золотой Орел". Ассортимент выпускаемых шелковых тканей был очень разнообразен: бархат и плюш, дама и муары, сатин и сюра, армюры и подкладочные ткани. Внедрение крашения полотном с нанесением аппрета дало возможность крупным фабрикам несколько снизить цены на массовые виды атласных тканей. Этому способствовало также внедрение крутильных машин и использование в утке в атласных тканях крученой пряжи. Следовательно, фабричные ткани стали красивее и дешевле тканей кустарного производства. Это привело к массовому разорению кустарей и централизации шелковой промышленности.
Вторжение в деревню фабричного ситца существенно повлияло на крестьянскую одежду. Удобные ситцевые платки стали быстро вытеснять традиционные головные уборы, а яркие ализариновые ситцы - вышивку. Бурно развивавшиеся капиталистические отношения расшатали сложившиеся устои и традиции деревенского быта. Ушла в прошлое многослойная одежда, увенчанная сложными массивными головными уборами. Костюм из легких ярких ситцев с пышной юбкой и приталенной кофтой, дополненный накинутым на плечи или завязанным под подбородком платком, стал одной из самых распространенных форм народного костюма. Фабричный, т.е. изготовленный на фабрике, платок стал играть в костюме русской женщины почти такую же роль, как некогда старинный головной убор. Особым спросом пользовались павловские платки (рис. 15), которые были своеобразным откликом на драгоценные кашмирские шали, привезенные из Индии. Высокое качество исполнения, тщательная прорисовка мельчайших деталей, яркий насыщенный колорит сделали павловские платки и шали подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства. По традиции материалом для платка служила шерсть. Для хорошего качества набойки шерстяная ткань изготовлялась из очень тонкой пряжи, специально обрабатывалась, была легкой и эластичной. Такие платки и шали были довольно дороги.
Гораздо дешевле и доступнее были ситцевые платки фабричного производства. Наиболее популярными из них были так называемые ализариновые карабановские платки. История карабановских ситцев началась в 1846 году, когда купец Баранов купил у помещика Карабанова участок земли и построил на нем красильную фабрику. В конце XIX века она стала конкурировать с московскими и петербургскими фабриками.
Подъему хлопчатобумажного производства в России способствовало и то, что в середине XIX века русскими химиками во главе с А.М.Бутлеровым были найдены органические красители из семейства протравных, названные ализариновыми. Ализариновая печать позволяла использовать разновидность набойки - вытравку. Ализариновые ситцы называли кумачовыми из-за ярко-красного фона (рис. 16).
Относительная дешевизна хлопчатобумажных тканей, производимых из импортного сырья, по сравнению с льняными тканями, обеспеченными национальной сырьевой базой, наметившаяся к середине XIX века, привела к некоторому отставанию льняной отрасли. Это объяснялось следующими причинами: с одной стороны, более высокий уровень развития техники прядения и ткачества в хлопчатобумажной отрасли и упадок ручного производства льняных холстов, с другой, льноводство и льнообрабатывающая промышленность были искусственно поставлены в полное подчинение иностранному спросу на лен. В России перерабатывалось лишь 20-25% отечественного урожая льна. Остальной лен за бесценок скупали за границей, зато в Россию ввозили дорогие импортные льняные ткани. Необходимо было срочно поставить развитие льноводства и льнообрабатывающей промышленности на современный уровень. Однако это произошло лишь в советское время.
К концу XIX века текстильная промышленность России вышла на международную арену. Ткани русских фабрик успешно конкурировали с французскими и неоднократно отмечались на международных выставках.
Ситценабивные предприятия концентрировались в тех местах, где издавна существовало ручное ткачество, а также крестьянские набоечные промыслы. Поэтому вполне естественно, что русское ситцепечатание развивалось в традициях русской набойки. Животный и растительный мир, орнаменты привозных иноземных тканей, лубки - все было источником творчества для русского мастера-набойщика.
Наиболее древними мотивами в русской набойке являются простейшие "дорожчатые" орнаменты, а также различные круги, звезды, розетки, птицы. Многие растительные мотивы пришли с Востока. „Огурцы", „миндалины" или „бобы", заимствованные из оформления восточных парчовых и шелковых тканей, стали популярными узорами русских тканей. Были распространены и характерные западные мотивы - кружевные узоры, различные цветы.
https://www.booksite.ru/fulltext/udi/vi ... /index.htm

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 02 май 2020, 18:15

ELEN-A писал(а):
02 апр 2020, 17:24
Подъему хлопчатобумажного производства в России способствовало и то, что в середине XIX века русскими химиками во главе с А.М.Бутлеровым были найдены органические красители из семейства протравных, названные ализариновыми. Ализариновая печать позволяла использовать разновидность набойки - вытравку. Ализариновые ситцы называли кумачовыми из-за ярко-красного фона (рис. 16).
Удивительные вещи пишет автор >< . Насчет открытия А.М.Бутлеровым ализариновых красителей не нашла ничего. В то же время в самых разных российских (!) источниках пишут, что впервые в 1869 году ализарин синтезировали из антрацена немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерман. Кое-где уточняют, что осуществили они это по наводке своего учителя, лауреата Нобелевской премии Адольфа Байера.
А здесь http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Sour ... rmann.html дополнили, что помимо Гребе и Либермана в 1869 году, англичанин У.Г.Перкин в 1868 г. предложил способ получения ализарина из продуктов каменноугольного дёгтя и начал в 1869 г. его производство.

И о барановских платках. Из заслуживающего доверие источника – публикации музея-заповедника «Александровская слобода», где хранится уникальная коллекция барановских ситцев
http://kreml-aleksandrov.ru/ribbon-even ... se_id=2998
«Весьма значимым и многочисленным комплексом барановской тематики представлены в музейной коллекции кроки. (Кроки – фр. croquis: croquer – чертить, быстро рисовать; наскоро сделанный набросок, передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или архитектурного произведения. – прим. авт.) В основном, это предметы, датированные серединой XIX – нач. XX вв. Заметим, что если первоначально их закупали за границей (в коллекции есть экземпляры с надписями, тиснением или штампами на французском языке), то с течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а затем и специально обученные художники. Уровень их мастерства подтверждают наиболее характерные кроки.»

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 02 май 2020, 18:20

Как известно, в Павловском Посаде есть Париж и даже своя Эйфелева башня.
И даже песню об этом сложили местные авторы https://www.youtube.com/watch?v=Wd5wGYgK98Q

«Париж» – район вокруг бывшей Павлово-Покровской фабрики на улице Большая Покровская.
С конца XIX в. и до революции это была фабрика Русско-Французского Анонимного акционерного общества по выработке тканей, и поскольку ее основали французы, этот район жители так и назвали – «Париж». Ведь у русских французское ассоциируется прежде всего с Парижем.
Хотя, возможно, правильнее было бы величать Эльзасом, а, может, даже и Мюлузом.
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
В Полном собрании законов Российской империи имеется нормативный акт от 18 декабря 1898 г. об утверждении условий деятельности в России Русско-Французского анонимного Общества хлопчатобумажной мануфактуры.

2.jpg
Есть в сети и другие документы о деятельности Общества, например, опубликованный отчет с финансовыми показателями Общества на 31.12.1910, акции, прибыль, дивиденды и пр.:
https://dfih.fr/issuers/2964/yearbook-ocr.
И список членов Совета директоров (7-12 членов), назначаемых на 6 лет, из числа акционеров,
Господа: A. Badin, G. Badin, M. Champin, Offroy, R. Douine, Caillet, Dollfus, G. Douine, Engel, Marchai, Mortier

Есть и более поздний аналогичный документ, видимо, от 1923 г. https://dfih.fr/issuers/2964/yearbook-o ... re_df_1923
с данными бухгалтерского баланса на 31.12.1916, но в то же время упоминается решение Коммерческого суда Сены от 22 января 1921 г. по урегулированию сделок в связи с войной (облигации, обеспечение прав кредиторов и пр.)
Состав Совета директоров остался почти тот же, с некоторыми изменениями:
G. Badin. M. Champin, H. Offroy, R. Douine, F. Caillet, A. Dollfus, Walewski, J. Marchai, A. Mortier, R. Offroy.

До сих пор гуляют по аукционам акции этого общества.

Без названия.png

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 02 май 2020, 18:44

Обобщила то, что удалось найти и в зарубежных, и в наших интернет-ресурсах.
(http://www.vidania.ru/temple/temple_mos ... ovnya.html и др.).
Промышленные кризисы на Западе побудили многих европейских капиталистов направить свои капиталы в русло русской промышленности. Иностранный промышленники и финансисты начали организовывать для этого специальные общества.
Так возникла SOCIÉTÉ COTONNIERE RUSSO-FRANÇAISE – французская публичная компания с ограниченной ответственностью, зарегистрирована 8 июля 1898 г. сроком на 50 лет, со штаб-квартирой в Париже на Рю де ла Виктуар, 60.
Заявленные направления деятельности – выращивание, обработка, продажа хлопка или другого текстиля в России, а также строительство и эксплуатация фабрик хлопковой промышленности, производственные предприятия Общества расположены в Павловском Посаде (Россия).
Первоначальный капитал – 10 млн франков (12000 акций бенефициаров), к 1910 г. акционерный капитал доведен до 15 млн франков (30000 акций по 500 франков).

Ж. Баден, Г. и Р. Оффруа, Р. и Ж. Дуин, А. Шампен, Ф. Кайе, А. Мортье, А. Долофис и Г. Маршал, из которых многие имели в Вогезах, во Франции, и в Эльзасе крупные хлопчатобумажные фабрики, основали акционерное общество с капиталом в 10 миллионов франков. Избрав в качестве коммерческого представителя эльзасца Л.Э. Келер-Кеслера, а технического директора известного бумагопрядильщика Чеслава Яковлевича Бейна, Общество поручило им устроить в России бумагопрядильную и ткацкую фабрики.
И в 1898 г. близ Павловского Посада, в Богородском уезде такая фабрика с 60 000 веретен и 2000 ткацких станков заработала.
Умно и расчетливо, по-европейски, было поставлено дело: не прошло и пяти лет со дня основания, как на рынке появились пряжа, миткали, а главным образом узорчатые ткани такого высокого качества, что виднейшие ситценабивные мануфактуры наперебой старались запасаться товарами новых фабрик. Акционеры, вследствие большого успеха их дела, начали получать дивиденды в 3-4 раза больше тех, какие они получали у себя на родине от подобных предприятий.
В 1914 году председателем правления «Русско-французского анонимного общества хлопчато-бумажной мануфактуры в Павловском Посаде» был Ж. Баден, директором-распорядителем значился Л. Э. Келер-Кесслер. Количество прядильных веретен дошло до 112556, а крутильных - до 1072. При 2400 ткацких станах трудилось 3800 рабочих и ткачей.
Фабрика к 1914 г. стала одним из наиболее крупных хлопчатобумажных предприятий края (после Богородско-Глуховской мануфактуры и Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина при ст. Дрезна).
В 1915 г. на обеих фабриках, ткацкой и прядильной, работает до 8800 человек.

Вокруг построенных в конце XIX в. у железной дороги производственных корпусов в начале XX века вырос фабричный поселок.

Старинная почтовая открытка с фотографией «Французской фабрики» в Павловском Посаде.

B3mrIyBq6Rs.jpg

Строится первый каменный корпус для проживания иностранных специалистов, отстраиваются деревянные дома для мастеров и служащих, каменная фабричная школа, открытая в 1905 году, двухэтажный каменный корпус фабричной больницы.
В 1902 году была возведена каменная часовня, разрушенная в советское время.
В 1902-1905 были построены три обширных трехэтажных каменных корпуса казарм схожей архитектуры, в них до сих пор живут люди.

О судьбе предприятия после революции сведений не густо.
В декабре 1918 г. фабрика была национализирована и сразу после этого остановилась, из 4 тысяч рабочих осталось только 273.
Работа возобновилась осенью 1922 г.
К 1 октября 1924 г. здесь уже работало 5769 человек.
В 1927 году фабрика вошла в число лучших прядильных предприятий страны по итогам Первого Всесоюзного конкурса.
На 1930 год фабрика входила в состав 3-го Государственного хлопчато-бумажного треста, здесь было 6207 рабочих, веретен ватерных 113492, станков 2350. http://www.saleswin.ru/page44.html
Промелькнуло уже ближе к новым временам, что Павлово-Покровская фабрика получила знак Woolmark.
Фабрика пережила все исторические катаклизмы, кроме 1991 года. Распад СССР уничтожил ткацкую промышленность в городе.
На сегодня – предприятие давно не работает, в огромном квартале расположены магазины и мелкие предприятия, не связанные с текстильным производством. Фабрика выглядит, как мираж в виде старинного замка с башенками.

На разных ресурсах фабрика упоминается, как правило, в связи с тем, что в ее Доме культуры «Павлово-Покровский» находится музей истории русского платка и шали.
Здесь же, у находящегося по соседству краеведческого музея стоит, как дань прошлому, миниатюрная Эйфелева башня.
В инете много фотографий фабрики и рабочего городка в наши дни и в прошлом, достаточно погуглить «Французская фабрика Павловский Посад», вот, например:
https://trojza.blogspot.com/2011/08/blo ... .html#more
https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b3b6d ... 00b00c990a
https://pavlovskyposad.livejournal.com/21369.html

А еще встретилось нечто весьма интересное.
В историческом очерке о г. Павловский Посад http://www.mojgorod.ru/moskovsk_obl/pav ... index.html читаем:
«С последней четверти 19 в. известен изготовлением шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей (т.н. павловских) с ярким цветочным орнаментом на чёрном, вишнёвом, кремовом фонах (художники С.В. и Н.С. Постриговы, З.А. Проханов, Ф.А. Филатов и др., в 1950-80 е гг. - И.П. Додонова, К.С. Зиновьева, З.А. Ольшанская, Е.П. Регунова, С.П. Рыжов и др.) на ткацкой и красильно-набивной платочной фабрике (с 1895) в деревне Городок (ныне часть Павловского Посада) и Павло-Покровской прядильно-ткацкой хлопчато-бумажной фабрике (с 1900).»

Аналогичная информация и здесь http://prorossiu.ru/?page_id=241
«В 1855 возникла крупная платочнонабивная фабрика Лабзина. В 1862 в Павловском Посаде действовали 6 ситцевых, 12 ткацких шелковых, 4 размотно-прядильные фабрики, известково-выжигательный завод, 17 красильных заведений, паровая мельница. На рубеже XIX-XX вв. промышленность города сильно выросла. С последней четверти XIX в. известен изготовлением на ткацкой и красильно-набивной платочной фабрике (с 1895) в деревне Городок (ныне часть города Павловский Посад) и Павлово-Покровской прядильно-ткацкой хлопчатобумажной фабрике (с 1900) шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей (так называемых павловских) с ярким цветочным орнаментом на черном, вишневом, кремовом фонах (художники С.В. и Н.С. Постиговы, З.А. Проханов, Ф.А. Филатов и др.; в 1950-80-е гг. – И.П. Додонова, К.С. Зиновьева, З.А. Ольшевская, Е.П. Регунова, С.П. Рыжов и др.).»

И это, и свидетельство об исключительном качестве узорчатых тканей «французской» фабрики, единственного предприятия в городе, принадлежавшего иностранным монополистам – Русско-французскому анонимному обществу, сподвигли на небольшой поиск.

Продолжение следует.

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 02 май 2020, 18:52

Как интересно сходятся пути))
Совсем недавно занималась "изысканиями" информации про Ленскую фабрику. Попутно на сайте интернет-журнала ПОДМОСКОВНЫЙ КРАЕВЕД попалась статья 2011 года, показавшаяся весьма интересной, ёмкой, иллюстративной и полезной

Индустриальный Павловский Посад: Русско-французское анонимное общество


После 1910 года
Изображение

В настоящее время
Изображение

Изображение

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 02 май 2020, 19:12

Заодно добавлю ссылку с картинками на статью из того-же журнала ПОДМОСКОВНЫЙ КРАЕВЕД про историю фабрики Абрамова , переименованной в Ленскую, затем в "Ордена Красной звезды Камвольный комбинат".
В настоящее время ОАО Павлово-Посадский Камвольщик является одним из старейших текстильных предприятий, история которого началась в 1864 году...

Замок-фабрика подмосковного "графа Дракулы": из истории Павлово-Посадского камвольного комбината

Открытка 1969 г.
Изображение

Настоящее время
Изображение

Изображение

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 02 май 2020, 19:24

eleka писал(а):
02 май 2020, 18:52
Попутно на сайте интернет-журнала ПОДМОСКОВНЫЙ КРАЕВЕД попалась статья 2011 года, показавшаяся весьма интересной, ёмкой, иллюстративной и полезной
eleka, этот материал видела, в наших источниках просто перепечатывание из других, уж не знаю, кто у кого, с разными неточностями в датах и пр., с перевранными при переводе на русский фамилиями, и так эти фамилии у нас и кочуют.
За фото спасибо ^% , я остереглась размещать, помня об экономии, ограничилась ссылками.

Для начала прошла по составу Совета директоров (во французских версиях разных лет) и почерпнула немало любопытного.

Список персоналий во французских и русских источниках в целом похож, с некоторыми различиями. В принципе достаточно было двух фамилий, Dollfus и Engel, дальше можно было и не искать.
Dollfus – во всех наших ссылках именуют как «А.Долофис». А между тем правильно – Дольфус, Дольфюс, но никак не Долофис.

Так вот о Дольфусах.
В истории текстильного Эльзаса и текстильной печати семейство Dollfus – «№ 1» в ряду других мега-китов – Кёкленов (Koechlin), Шлюмберже (Schlumberger), Мигов (Mieg), и все они переплелись между собой благодаря многочисленным межклановым бракам.
Из книги Свена Беккерта «Империя хлопка. Всемирная история»:
«…Лучшим примером важной роли семьи в зарождающейся хлопковой промышленности был Эльзас, где горстка семей господствовала в колоссальной местной отрасли на протяжении многих поколений: среди них Дольфюсы, Кеклены и Шлюмберже. Эти семьи были связаны взаимными браками. У Пьера Шлюмберже, одного из главных хлопковых предпринимателей Мюлуза, чьи прядильные фабрики и печатные мастерские после его смерти были оценены в 1,3 млн франков, имелось больше двадцати детей и внуков, которые вступили в зрелый возраст с 1830 по 1870 год. Девятнадцать из них были женаты, четырнадцать – на представителях эльзасской буржуазии, а трое – на представителях буржуазии хлопкового порта Гавр. Таким образом, текстильная буржуазия Мюлуза была невероятно тесно связана и способна к организации (в 1826 году ею было основано «Промышленное общество Мюлуза») и использованию власти в целях создания благоприятствующей их интересам политической, общественной и экономической среды. Один из их потомков, Андрэ Кеклен, получил меткое прозвище «султан Мюлуза»
Добавлю, что Андрэ Кеклен был внуком Сэмюеля Кеклена, который, в свою очередь, был зятем Дэниэля Дольфуса-Мига, главы текстильной компании Dollfus-Mieg – вот как все переплелось, и это только один из многочисленных примеров!

Семейство Дольфус, одно из старейших в Мюлузе, связано с текстильной компанией DMC, историей Мюлуза и французского протестантизма (интересная параллель – очень многие европейские текстильные фабриканты были протестантами, а российские – старообрядцами).
https://fr.wikipedia.org/wiki/Famille_Dollfus
https://fr.wikipedia.org/wiki/Dollfus-Mieg_et_Compagnie
Dollfus-Mieg et Compagnie (DMC ) – эльзасская текстильная компания, созданная в 1746 году в Мюлузе Жаном-Анри Дольфусом и ставшая в XX в. одной из крупнейших текстильных групп европейской промышленности.
Представители этого семейства стояли у истоков и других известных компаний – прядильных, ткацких, печатных, химических (выпускающих анилиновые и др. красители) не только в Мюлузе, но и по всему Эльзасу, в Иль-де-Франсе (например, в Жуи-ан-Жозас и Бьевре), в Бургундии, Западной Саксонии, Швейцарии и пр.

А еще Дольфусы имели самое непосредственное отношение к организации в Эльзасе получившей мировое признание системы подготовки художников, колористов, красильщиков, управленцев для текстильной промышленности, попросту говоря – в наибольшей степени благодаря им возникли Школа рисовальщиков, Школа химиков, колористов и еще ряд школ, впоследствии ставшие известными вузами.
Также Дольфусы стояли за созданием Le musée de l'Impression sur étoffes, музея печати на ткани в Мюлузе, того самого, с 6 млн. печатных образцов и прочих экспонатов.
Причем они не только создавали, но и осуществляли руководство деятельностью, окормляли их в дальнейшем.

Продолжение следует.

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 02 май 2020, 19:29

Фотографии я копирую из источника с помощью кнопки img, байты при этом совсем не тратятся))

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 03 май 2020, 17:36

История Дольфусов в Мюлузе началась в 1553 г., когда сюда из-за гонений на протестантов перебрался из Швейцарии Гаспар Дольфус с семьей. Многочисленные его потомки сыграли важную роль в быстром экономическом росте Мюлуза с XVIII в.

В 1746 году три молодых друга, представители самых богатых семейств Мюлуза – 22-летний Жан-Анри Дольфус, 27-летний Сэмюэль Кёклен и 25-летний Жан-Жак Шмальцер основали первую в Европе печатную фабрику по производству набивных х/б тканей «индьен», которая и далее специализировалась исключительно на производстве печатного текстиля.
Пишут, что специалистов – художников, граверов, печатников и т.д. – они привезли из Невшателя в Швейцарии, а затем из других регионов, особенно из протестантского Монбельяра.
Жан-Анри Дольфус, будучи сам художником, отвечал за дизайн тканей. Большой успех начинания трех друзей производит настоящую промышленную революцию в регионе, а Мюлуз становится одним из главных центров текстильной индустрии в Европе. Считается, что эти три партнера являются отцами-основателями промышленности Мюлуза.

С 1800 г. фабрика, после женитьбы Дэниэля Дольфуса на Анн-Мари Миг, стала называться Dollfus-Mieg et Compagnie (DMC), в бизнесе участвовали и Кёклены.
Их сын Жан Дольфус (Jean Dollfus, 1800 – 1887), глава DMC с 1826 г., масон и политический деятель, не только внес свой вклад в дальнейшее развитие семейного предприятия, но также был одним из организаторов упомянутого в книге С.Беккерта Промышленного общества Мюлуза, о котором речь впереди, и прославился созданием с 1850-х гг. рабочих городов.(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Был мэром Мюлуза в 1863 –1869 гг. Улицы его имени – Rue Jean-Dollfus – есть не только в Мюлузе, но и в Париже, Каннах, Бельфоре, Страсбурге.

Эмиль Дольфус (1805 – 1858), родной брат Жана Дольфуса, не менее значимая фигура.
В 1841 г. Эмиль Дольфус расширил деятельность компании, добавив производство швейных ниток. В это же время компания продолжает выпуск набивных тканей и впервые применяет машину, способную печатать 12 цветов.
Эмиль Дольфус получил образование в Лозанне и Школе декоративно-прикладного искусства в Париже, мэр Мюлуза в 1843 – 1848 гг., основатель Промышленного общества Мюлуза (SIM), возглавлял его с 1834 по 1848 год.

Об этом обществе необходимо сказать хоть немного.
Промышленное общество Мюлуза (la Société Industrielle de Mulhouse, или SIM) основано в 1826 году протестантскими промышленниками, включая Эмиля Дольфуса, который возглавлял его в течение нескольких лет. Затем в нем приняли участие молодые промышленники и сыновья существующих фабрикантов (22 основателя), большинство из которых принадлежали к масонской ложе La Parfaite Harmonie, основанной в 1809 году (в списках членов ложи – почти сплошь Дольфусы да Кёклены).
Среди уставных целей SIM – продвижение и пропаганда обрабатывающей и сельскохозяйственной отраслей промышленности, содействие научным исследованиям, экспериментам и изобретениям, пропаганда и закрепление в рабочем классе следующих буржуазно-либеральных ценностей: любовь к труду, экономика и образование, предусмотрено учреждение премий за изобретения, улучшения и их внедрение.
Общество включало несколько комитетов, в т.ч. комитеты химии, механики, изобразительного искусства, естествознания, хлопчатобумажной промышленности.
Местные промышленники, состоящие в обществе, играют ведущую роль в развитии не только экономики, но и культурной жизни.
Промышленное общество Мюлуза существует и поныне, у него есть свой сайт, вот что пишут в исторической справке:
На протяжении всего 19-го века SIM была лабораторией идей, где была разработана «модель Мюлуза», это уникальное сближение между промышленностью, исследованиями и образованием. Вся промышленность Мюлуза получила значительные выгоды от работы различных комитетов: химии, механики и т.д.
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

Мюлузское промышленное общество, помимо создания в 1864 г. Музея изобразительных искусств и в 1867 г. Зоологического сада, создает нескольких технических музеев, в том числе в 1857 году – Музей промышленного дизайна, преобразованный затем в Музей печати на тканях, предназначенный прежде всего для профессионалов и собравший образцы печатных текстильных рисунков не только местного производства, но и со всего мира. Значительную часть коллекции составляют пожертвования членов семьи Дольфусов и других текстильных фабрикантов.

По инициативе SIM в 1828 году была создана Школа рисования, где обучались рабочие и мастера, способные создавать новые или воспроизводить рисунки тканей для текстильных фабрик «индьен». Впоследствии эта школа превратится в École Supérieure d'Art de Mulhouse – Высшую школу искусств Мюлуза.
Первый набор – 48 учеников, обучение бесплатное, читались курсы: «Линейный рисунок, рисунок фигур и орнаментов, геометрия и прикладная механика». Для преподавания приглашаются высококвалифицированные художники из Парижа и других городов. В 1831 году в объявлении на замещение вакансии профессора для преподавания рисунка было указано, что основной жанр школы рисования – фигура и цветок.
В 1834 году школу посещают уже 180 учеников.
Школа рисования становится настоящим профессиональным учебным заведением.
Мюлузские компании теперь могут обходиться без моделей парижских или лионских ателье. Между 1850 и 1890 годами дизайнеры Мюлуза доминировали в индустрии набивных тканей во Франции и в Европе.

Большую роль в развитии Школы рисования сыграл Фредерик Энгель-Дольфус (1818 – 1883), также член SIM.
Он же вместе с Гюставом Дольфусом принял деятельное участие в создании в 1861 г. Школы прядения и ткачества (ныне известной как École Nationale Supérieure d'Ingénieurs Sud Alsace – Высшая национальная инженерная школа Южного Эльзаса).

Вот и вторая фамилия из списка Совета директоров «Французской фабрики» в Павловском Посаде - Engel (Энгель), семья, породнившаяся с семейством Дольфус и также участвующая в деятельности DMC.

Продолжение следует.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 04 май 2020, 13:28

Завершая с Дольфусами, отмечу, что выяснить, кто именно участвовал в создании Павлово-Покровской фабрики, пока не удалось – известно, что А.Дольфус – и все. Дольфусов с именем на «А» было несколько, что толку гадать?

История семейства Энгель в Мюлузе прослеживается с начала XVI в., хотя оно и не принадлежало к местной знати. Семья вошла в высшее общество благодаря браку Фредерика Энгеля с Джулией Дольфус в 1843 г., после чего Фредерик Энгель-Дольфус стал партнером компании Dollfus-Mieg & Cie.
Фредерик Энгель-Дольфус (Frédéric Engel-Dollfus) прежде всего проявил себя как промышленник, развивал производство швейных и вышивальных ниток из хлопка, продаваемых по всему миру, механизировал производство. В 1870 г. он принимал активное участие в экономических переговорах, которые предшествовали Франкфуртскому договору между Пруссией и Францией, был членом Комиссии по защите интересов Эльзаса и был направлен в Тур к правительству национальной обороны 1870 года.

Будучи последователем Сен-Симона, Фредерик Энгель-Дольфус создал для работников компании фонд чрезвычайной помощи и пенсионного обеспечения, групповое страхование, дом престарелых, общество поощрения сбережений, школы и детские учреждения (предшественник детского сада), детскую клинику для детей из бедных семей в Мюлузе. Он же основал Ассоциацию по предотвращению несчастных случаев, в которой приняли участие несколько фабрикантов. Эта инициатива повлияла на принятие законов 1871 года (в Германии) и 1874 года (во Франции), касающихся улучшения условий труда работников.
Он также помог основать школу рисования, предназначенную для обучения рисовальщиков для текстильного производства, и создал прядильно-ткацкую школу Мюлуза.
По инициативе Ф.Энгеля-Дольфуса и Промышленного общества Мюлуза в 1864 г. был создан Музей изобразительных искусств Мюлуза. Будучи сам художником и музыкантом, он направил значительную часть своего состояния на создание коллекций произведений искусства, послуживших основой музея.

В 1870-х годах Фредерик Энгель-Дольфус все больше и больше посвящает себя благотворительной деятельности и уступает место в Dollfus-Mieg & Cie (DMC) четырем сыновьям: Фредерику, Альфреду, Гюставу и Эжену.
Два из них, Фредерик Энгель-Грос и Альфред Энгель, до 1918 года играли ведущую роль в руководстве компании.
Именно Альфред Энгель был одним из членов Совета директоров «Французской фабрики» в Павловском Посаде.

Тем временем владельцы компании разделились в отношении ее будущего развития: Дольфусы хотели сосредоточиться на производстве набивного текстиля, в то время как Ф.Энгель-Дольфус делал упор на производстве швейных и вышивальных ниток.
В 1888 году испытывающая на протяжении ряда лет трудности фабрика набивного хлопка «индьен» была ликвидирована из-за дефицита.
Европейская текстильная промышленность переживала кризис, закрылись многие предприятия, не только фабрика Дольфусов.
Члены семьи пытаются наладить бизнес, найти новые перспективные направления, и одним из них стало производство ниток мулине и других товаров для рукоделия.
Жан Дольфус-Миг во время Всемирной выставки 1878 г. познакомился с австрийским дизайнером вышивки Терезой де Дильмон и увидел потенциал, который она может принести компании. Ему удалось убедить ее приехать и основать в Дорнахе, где находится DMC, школу вышивания.
Лишь в 1884 году Тереза де Дильмон покинула Венскую академию вышивки и обосновалась в Мюлузе. Именно там она написала свою знаменитую энциклопедию рукоделия, первое издание которой вышло в 1886 г.
И сегодня Dollfus-Mieg et Compagnie известна прежде всего как компания-разработчик и производитель ниток мулине и других аксессуаров для рукоделия, благодаря этому направлению компания дожила до наших дней и хорошо знакома любителям вышивания.

Видимо, одной из других попыток подыскать новую нишу стало участие Альфреда Энгеля в Русско-Французском анонимном Обществе хлопчатобумажной мануфактуры. Начинание пошло в гору, прибыли росли. Но дела пошатнулись с началом 1-й мировой войны, и окончательно все рухнуло в октябре 1917 года.

Биография Альфреда Энгеля очень показательна и в плане семейной организации текстильного бизнеса, где тесно сплелись самые знатные семейства текстильного Эльзаса, и применительно к целям задуманного предприятия в России.

Альфред Энгель (Alfred Engel, 1848-1913)
Отец – Фредерик Энгель, мать – Джулия Дольфус
Жена – Эмили Кёклен
Учился в Гавре, затем в Ливерпуле и США
В 1870 году работал в DMC, где занимался набивкой на шелке.
Обладая художественным дарованием, занимался рисованием в ателье Ciceri, но тем не менее продолжил производственную карьеру.
В 1890 году стал членом комитета по изобразительному искусству и комитета по торговле хлопком Промышленного общества Мюлуза (SIM)
В 1890 – 1896 гг. – управляющий партнер Dollfus-Mieg & Cie (DMC)
Управляющий банка Мюлуза
Управляющий La Société alsacienne de constructions mécaniques (SACM) – промышленной компании в Мюлузе, производившей локомотивы, прядильные машины для хлопка и шерсти, ткацкие станки, печатные машины для тканей, дизельные двигатели, генераторные установки, котлы и многое другое
Управляющий Русско-Французского анонимного Общества хлопчатобумажной мануфактуры (1898)
Управляющий de la Société anonyme pour l’industrie cotonnière (SAIC) (акционерного общества хлопчатобумажной промышленности) в Мюлузе (1900)
Щедро поддерживал музеи Мюлуза.
Построил рабочий город в Эрикуре
Улица его имени – Rue Alfred Engel – есть в Мюлузе и Бельфоре
http://entreprises-coloniales.fr/inde-i ... ochine.pdf
http://www.memoire-mulhousienne.fr/file ... alfred.pdf

Итак, в Мюлузе в 1888 году закрывается печатная фабрика, укомплектованная, надо полагать, по последнему на тот момент слову техники, с квалифицированными кадрами.
Глава фабрики Альфред Энгель, сам художник, специалист по текстильному производству, в т.ч. по набойке, равно как и А.Дольфус, за которыми стоит производство прядильных и ткацких станков, печатных машин, красителей для текстиля, последние достижения науки и практики в этой области, одна из лучших систем подготовки художников, колористов, красильщиков, прядильщиков, ткачей, управленцев и пр., объединившись с другими промышленниками, в 1898 году начинают строительство в Павловском Посаде подобного предприятия.
Французы построили корпуса фабрики и рабочий городок. Но одних стен мало, нужно было оснастить с нуля цеха, лаборатории, мастерские художников и граверов, обеспечить специалистами и подготовленным персоналом. В сети на этот счет никакой информации нет, но наверняка где-то остались архивы предприятия, хотя бы часть. Высокое качество продукции, хвалебные отзывы, растущие доходы акционеров просто так не появляются.
Тем более это интересует в свете информации о выпуске фабрикой с 1900 г. шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей (так называемых павловских) с ярким цветочным орнаментом на черном, вишневом, кремовом фонах.
Получается, что старинные платки в музеях с ярким традиционным рисунком, про которые пишут, что произведены в Павловском Посаде, совсем не обязательно произведены мануфактурой Лабзина и Грязнова.

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 04 май 2020, 18:29

Конечно, необязательно ))
Кроме фабрики Грязнова-Лабзина (она же с 1919 года Старопавловская, затем Фабрика им. 10-ой годовщины РККА, в настоящее время ОАО ППМ) только в Павловском Посаде выпускали набивные платки и шали ещё три фабрики - фабрика Абрамовых ( она же Ленская, см. выше), фабрика братьев Кудиных ( Городковская) и фабрика семьи Штефко. Включая Покровскую фабрику (она же Париж)) , в ПП существовало 5 фабрик, занятых текстильным производством. Каждая из них имеет свою историю, но не у каждой история с продолжением и практически непрерывным производством длиной в 225 лет :)

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 04 май 2020, 19:16

eleka писал(а):
04 май 2020, 18:29
Включая Покровскую фабрику (она же Париж)) , в ПП существовало 5 фабрик, занятых текстильным производством.
И еще производство австрийца Гюттля, с которым совсем ничего не ясно.
eleka писал(а):
04 май 2020, 18:29
...но не у каждой история с продолжением и практически непрерывным производством длиной в 225 лет :)
Это, конечно, так. Только непрерывное производство длиной в 225 лет совсем не означает, что все это время там набивали цветастые платки ;) . Нас же интересует именно набивное производство платков с «павловским» рисунком, или я ошибаюсь? А этим на фабриках Павловского Посада стали заниматься во второй половине XIX, и даже скорее ближе к рубежу XIX-XX веков. А то, что именно мануфактура Лабзина-Грязнова прошла такой долгий путь – тому есть много причин, это же известно. Вся текстильная промышленность, не только в Павловском Посаде, после революции встала, полная разруха. Поменялся строй, методы регулирования рынка и экономики, и какое именно производство сохранится, а какое уйдет в небытие – решалось уже несколько по-иному. Строилась плановая экономика, наверху решали, какое предприятие чем будет заниматься, каковы потребности в разных тканях, платках, штанах и пр. Из нескольких нежизнеспособных на тот момент, остановленных производств создавалось одно, куда свозилось оборудование из остальных, кадры переводили с одного места на другое. Если были фабрики, занимавшиеся только платками, логично было все платочное производство из других мест перевести туда. Так, наверное, и с Покровской фабрикой получилось. Оставили главное, ради чего фабрику и создавали – выпуск х/б тканей, а остальное – кто знает? Куда делось оборудование, связанное с платочным производством – кроки, доски и пр.? Возможно, что-то оказалось на ППМ. Сохранилось ли только? Читала, как уничтожали на ППМ отслужившие срок цветки и манеры…
В истории Покровской фабрики интересно, что за платки-шали там производили, по каким рисункам, кто их создавал. Производство было немаленькое, очень доходное, возможно, что и шалей немало выпустили за более чем 15 лет, считая с 1900 года. И это время относительно недавнее, не начало-середина XIX века, могло что-то остаться.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 06 май 2020, 18:24

Попался на глаза отчет французского перестраховщика об инспекционной командировке в Россию в мае-июне 1906 г. (Raymond Dartevelle «Paysages et risques industriels en Russie, en 1906. L’expertise d’un réassureur français» («Ландшафты и промышленные риски в России в 1906 г. Опыт французского перестраховщика») https://books.openedition.org/enc/1304)
Инспектировал он ряд текстильных предприятий, поэтому пишет прежде всего с точки зрения страховых рисков, но можно почерпнуть немало и в целом о состоянии дел на российских фабриках, об истории их возникновения и пр.
Основное внимание уделено шелковой фабрике К.-М. Жиро и ситценабивной мануфактуре Э.Цинделя.
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Автор подчеркивает центральную роль французских производителей, в частности, химиков-колористов из Швейцарии и Эльзаса, которые живут в России с первой трети XIX века.
В кратком изложении истории мануфактуры Э.Цинделя, создатели которой имели швейцарские и эльзасские корни, автор описывает впечатления мюлузского химика-колориста Г.Штейнбаха (1809 – 1893), приглашенного в 1833 г. тогдашним хозяином предприятия швейцарцем Г.Фрауенфельдером. Г.Штейнбах (тоже, кстати, член Промышленного общества Мюлуза), прибыв в Москву, обнаружил колонию швейцарцев и мюлузцев – рисовальщиков, граверов, химиков, колористов, в том числе его брата Жана Штайнбаха (химик и тоже член SIM).
Создание в Москве швейцарских и мюлузских фабрик хлопковых тканей «индьен» происходит несмотря на жесткую конкуренцию со стороны немецких и английских фабрикантов в 1825 и последующие годы. Кроме того, несмотря на таможенные ограничения любого импорта набивных тканей, производители хлопка «индьен», желающие обосноваться в России, поощряются льготами, предоставляемыми основателям новых фабрик и их ноу-хау.
И далее:
Первые курсы прикладной химии в Мюлузе (1822), затем комитет по химии, созданный с момента основания Промышленного общества Мюлуза (SIM) в 1826 г., и, наконец, создание в 1871 году Школы промышленной химии сделали Мюлуз перекрестком обучения и подготовки, исследований и инноваций, который направляет за границу многих инженеров-химиков и колористов, которые в то время пользовались большим спросом на их ноу-хау со стороны руководства российских текстильных фабрик.

Но не только специалисты из Мюлуза едут за границу. В Мюлуз приезжают учиться из известных текстильных центров и Франции, и других стран, к примеру, из баварского Аугсбурга (где тоже, кстати, есть известный текстильный музей, центральной частью собрания которого является собрание тканей с 1780-х по 1990-е годы, включающее «всего лишь» 1,3 миллиона образцов), или из Лодзи (и здесь есть Центральный музей текстильной промышленности с самой большой в Польше коллекцией тканей, начиная с конца 19 века), и из России тоже. Встретилось упоминание о колористе Куваевской мануфактуры в Иваново-Вознесенске, окончившем школу колористов в Эльзасе, дело было на рубеже XIX-XX вв.

Из статьи в Википедии о Национальной высшей школе химии Мюлуза
https://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89col ... e_Mulhouse
Излагая предысторию, пишут, что в 1750 г. в Мюлузе возникла индустрия печати на тканях, изменившая экономический и социальный облик этого скромного городка, присоединенной к Швейцарской конфедерации. В производстве возникли сложности со стойким закреплением новых красителей на тканях и, как следствие, с разнообразием цветов, поэтому была выдвинута идея создать химическую школу в Мюлузе для подготовки химиков, специализирующихся на применении красителей.
Так в 1822 г. был создан курс прикладной химии искусств, который преподавался в муниципальном колледже Мюлуза.
Занятия начались 1 марта 1822 г., записалось 44 слушателя – в большинстве жители Мюлуза из промышленных семей, и в списке – знакомые всё фамилии – Кёклен, Шлюмберже, Шварц, Тьери, Миг, Дольфус, Zundel (московский фабрикант Эмиль Циндель как раз из последнего семейства).
После ряда трансформаций, расширений к 1871 г. это уже была муниципальная школа промышленной химии, финансируемая городом и поддерживаемая Промышленным обществом (SIM).
С 1880 г. ее возглавлял Эмиль Ноэлтинг, видный химик в области текстильной химии и красителей, в течение 20 лет его руководства школа постоянно развивалась и принимала очень много иностранцев, в том числе большой контингент русских студентов, которые должны были стать инициаторами развития текстильной промышленности в своей стране. С начала XX века на протяжении столетия Школа химии Мюлуза – динамично развивающееся учреждение с международной репутацией, оснащенное очень современными для того времени средствами и оборудованием.
Интересно и живо история школы химии изложена здесь http://www.archives.uha.fr/accueil/Vers ... enscmu.htm
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 06 май 2020, 18:30

Помимо А.Дольфуса и А.Энгеля, у Павлово-Покровской фабрики было еще несколько хозяев-основателей.
Некоторые сведения о ее возникновении имеются в книге John P. McKay «Pioneers for Profit: Foreign Entrepreneurship and Russian Industrialization 1885 – 1913», посвященной иностранному предпринимательству и индустриализации России в 1885 – 1913 гг. https://books.google.ru/books?id=1vCRav ... us&f=false

Как пишет Дж.П.Маккей, история русско-французской хлопковой компании иллюстрирует важность качественных предварительных исследований, тщательно увязывающих технические вопросы с экономическими соображениями.
Три хлопковых прядильщика – Ж. Баден и Р. Оффрой из Барантена и Малоне (Нижняя Сена) и Роже Дуин из Труа – предприняли вояж по России в начале 1898 г.
Им помогли более ранние исследования А. Бадена и знаменитой группы Дольфус хлопчатобумажной промышленности России (см. Etude sur l'industrie cotonnière en Russie (Paris, 1898) в C.L., Société Cotonnière Russo-Française).
Путешественникам предстояло определить текущую прибыль и будущие перспективы в целом, «наиболее выгодные веса нитей и виды тканей» в частности, а также выбрать заводскую площадку после посещения Польши, Ревеля, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Баку и Петровска на Кавказе. Группа посетила фабрики с миллионом веретен (шпинделей) (седьмая часть от общего числа в России), была тепло принята С.Витте и министром торговли и промышленности, которые предоставили информацию и пообещали поддержку, а также встретилась со многими управляющими и директорами, посредниками, коммерсантами и банкирами.
Вояжеры потрудились на славу. Они пришли к выводу, что дела в отрасли идут хорошо, поскольку растет как население, так и потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения. В то же время объемы производства на фабриках сократились, т.к. новые законы запретили ночной труд женщин и детей.
Наибольшую выгоду мог принести выпуск высококачественной продукции (красивые фасонные изделия), требующей специальных навыков, это и стало направлением деятельности новой компании.
Что касается расположения, то французские прядильщики сначала колебались между балтийским портом Ревель, дающим доступ к американскому хлопку и обладающим отличной рабочей силой, и Петровском на Кавказе, с его близостью к отечественным производителям хлопка в Средней Азии и топлива, но в итоге выбрали Москву, куда сырая нефть и русский хлопок могли доставляться по дешевому водному пути по Волге с короткой железнодорожной перевалкой.
Поскольку в самой Москве земля и рабочая сила были слишком дороги, предприниматели выбрали участок в Павловском Посаде.
Без сомнения, столь тщательное планирование способствовало успеху фирмы, которая выплачивала дивиденды в размере 5, а затем и 6 процентов вплоть до начала войны.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 06 май 2020, 18:36

В Совете директоров Павлово-Покровской фабрики было двое Баденов – A. Badin и G. Badin, отец и сын, текстильные фабриканты из Верхней Нормандии.
В Россию приезжал сын, Жорж Баден, а предшествующие исследования российской текстильной промышленности осуществил отец, Огюст Баден вместе с компанией Дольфусов.
В XVIII в. в городах стала развиваться обработка хлопка (хлопок, импортированный из Леванта и Антильских островов, вытеснил шерсть и стал лидером текстильной промышленности), что послужило основой для промышленной революции. Воспользовавшись импульсом и английскими инновациями, Seine-Inférieur (сейчас это Приморская Сена) стал в начале XIX века первым хлопковым департаментом Империи. В пригородах Руана растет число мануфактур, очень быстро в долинах и городских районах возникли крупные механические фабрики по прядению, ткачеству и набивке хлопка «индьен».
И одним из двух основных предприятий региона, где работало более 2 тыс. человек, была фабрика А.Бадена в Барантене, что в 20 км от Руана.
Auguste Badin (1830 – 1917), деревенский мальчик из бедной семьи, начав в 12 лет работать на льняной фабрике и пройдя все ступени, через 5 лет стал ее директором. В 1861 году, взяв кредит 200 000 франков, основал свою фабрику.
Огюст Баден много внимания уделял социальной сфере: содержал школу и ясли в Барантене, создал детский приют, общества взаимопомощи, выхода на пенсию, досуга, в 1897 г. построил рабочий городок.
В 1881 и 1896 – 1908 гг. был мэром Барантена, в это время построил для города больницу, санаторий и профилакторий. В городе ему установлен памятник и его именем названа улица.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Auguste_Badin

Огюст Баден, один из основателей и владельцев Павлово-Покровской фабрики

1.jpg

Georges Badin – сын Огюста Бадена, сменил отца в руководстве фабрикой в 1910 году.

Хлопкопрядильная фабрика Badin проработала с 1861 до 2008 г., прядение – это более полутора веков в истории Барантена и текстильной промышленности в долине Остреберт.

42693ca1e1c7169c22e1dd019a56f12e.jpg
42693ca1e1c7169c22e1dd019a56f12e.jpg (82.95 КБ) 6781 просмотр

В 2015 году начался снос зданий фабрики, занимавшей огромную территорию в 17 га.
Грустно читать репортажи об этом
https://france3-regions.francetvinfo.fr ... 35271.html
https://www.industrial-decay.com/usine-de-textile/
«Дымовая труба и здание с часами – два наиболее узнаваемых архитектурных элемента фабрики Badin. Имя, которое на протяжении более столетия олицетворяло социальную и экономическую жизнь всей долины Остреберт.
В Барантене у всех жителей есть хотя бы один член семьи, который работал на этой фабрике. Производство было остановлено в 2007 году, фабрика заброшена.
Разграбленные, сожженные здания теперь являются собственностью города Барантен, который полностью перестроит территорию, в проектах нет недостатка.
Масштабный снос начался в середине октября 2015 г., но, по словам мэра, шесть наиболее интересных зданий будут сохранены как элементы наследия и истории Барантена».
В августе 2015 года бывшие работники смогли в последний раз перед сносом посетить место, где они провели бОльшую часть своей жизни https://france3-regions.francetvinfo.fr ... 94559.html

Ответить

Вернуться в «БАБУШКИН СУНДУК (старинные и винтажные платки и шали)»