БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Нашла в сети полезную публикацию про коллекционирование и собирательство. Делюсь))
Коллекция (количество, качество и смысл)
Коллекционирование и научно-исследовательская работа
Коллекция чего-либо - собрание однородных предметов, состоящее из ряда аналогов объединенных либо практическим назначением, происхождением, авторством, либо любым другим свойством. Коллекции отличаются от собраний систематизацией материала. Эта систематизация является результатом постоянно проводимой научно-исследовательской работы с описанием коллекционных предметов. Понятным образом, коллекционер отличается от собирателя тем, что он исследователь, подчас, уже даже и не своей коллекции, а аналогичного материала вообще. Научные материалы, добытые коллекционером-исследователем, в первую очередь, данные составляемых им описей предметов личной коллекции, впоследствии используются составителями каталогов. Таким порядком систематизированные данные всех коллекционных предметов вводятся в научный оборот.
Чем больше коллекция включает в себя предметов, тем более широкие и глубокие исследования вынужден производить коллекционер. Он все больше и больше погружается в науку с целью получения знаний необходимых для поисков совпадений и отличий в ряду аналогов — исследуемых им предметов. На следующем этапе исследований коллекционер уже озадачен выявлением закономерностей в исследуемом ряде однородных предметов и объективно существующих свойств, как и отсутствия таковых. На этом этапе исследований одни группы аналогов рассыпаются, поскольку, как оказывается, не образуют общности, другие выстраиваются в другие группы и ряды по обнаруженной в них общности, либо хоть какой-то детальной идентичности. Процесс этот не может быть окончен, пока есть что исследовать. Это одно из оснований, по которому коллекции стремятся к росту, т.е. увеличению числа коллекционных предметов.
Небольшие собрания, а подчас и многосотенные, что не исследуются, а лишь собираются для эстетического удовлетворения приобретателя, так и остаются всего лишь украшением интерьера. Коллекционные предметы тешат амбиции человека, полагающего себя коллекционером, обладателем несметного сокровища — наибольшей в стране тематической коллекции. Чаще всего, на практике, это всего лишь фантазии собственника.
Все коллекционные предметы, в зависимости от их редкости, красоты, единичности в ряду аналогов, более или менее ценны. Это качество определяется в каждом конкретном случае исследователем, что досконально знает исследуемый материал, редкость как отдельных групп, так и отдельных предметов, их свойств и т.д. Он же в процессе исследования выявляет несоответствия и признаки, не вписывающиеся в «природу» ряда и на этом основании отбраковывает фальшивки и подделки. Собрания, что не исследуются, часто оцениваются собирателем ошибочно с завышением ценности, редкости им собранного материала. Подчас они содержат и вообще случайно попавшие предметы в коллекционный ряд, не относящиеся по своей природе к теме коллекции (т.е. то, что не является, скажем, фотоаппаратом в коллекции таковых, средневековой картиной, музыкальным инструментом, колокольчиком, монетой, наградой и т.д.).
Отсутствие у собирателя полной и подробной описи коллекционного материала чревато большими сложностями в случаях его претензий по возврату именно тех предметов, что выдавались им для временного экспонирования на выставках, возврату из органов следствия, скажем в случаях изъятия по подозрению в неправомерном владении, либо в случаях заявления в милицию в связи с хищением как отдельных предметов коллекции, так и в ее полном объеме.
Часто собирателю по его требованиям, даже через суд, возвращают, вместо изъятых иные аналогичные предметы, но не того качества, редкости, ценности и т.д.
Спор о том, те ли это предметы или иные, что изымались, когда нет их подробной описи совершенно беспочвенный, поскольку собиратель доказать ничего не может.
В случае тщательного описания коллекционного материала, вполне возможно, на основе определения качества (ценности) каждого единичного коллекционного предмета, выставить ему балл, в соответствии с таблицей специально для этого разработанной группой коллекционеров-исследователей. Это дает возможность производить рейтинги коллекций (на качество), когда коэффициент качества коллекции определяется путем деления совокупных баллов всех коллекционных предметов на их общее число.
Все чаще практикуется составление списка коллекционеров-исследователей и собирателей тематических коллекций, означением коллекций под цифрой списка. В этом случае уже образуется некий режим секретности позволяющий свободное упоминание или ссылку в публикациях и интернете на частные собрания без указания фамилий владельцев и мест нахождения коллекций.
Знания коллекционера-исследователя уникальны и драгоценны для науки. Они используются даже экспертами, научными работниками, поскольку узки и глубоки в профиле знаний относящихся к искусству, науке, литературе и истории. Весьма часто именно к коллекционерам-исследователям обращаются за разрешением сложных вопросов в области оценки предметов искусства, принадлежности таковых к определенному авторству, а не к ученым вооруженным научно-технической, исследовательской базой, специальными методиками исследований.
«Растаскивание» коллекционного материала в частные собрания, особенно когда к ним нет доступа для исследователей, по причине отказов владельцев, губят научную работу. Этим часто грешат и музейные работники, отказывающие исследователям выдать предметы хотя бы для визуального осмотра. Для исследователя предпочтительнее ждать и надеяться, что искомый предмет, недостающий в ряду, появится, хотя бы в описях коллекций, каталогах, чем знать, что он есть, но совершенно недоступен к исследованию.
В приобретении любого коллекционного материала, когда он не исследуется и не вводится в научный оборот, смысла практически нет. Если кто это и делает, то либо для удовлетворения личных амбиций, славы среди подобных себе, либо для отмывания или выгодного вложения денег.
Смысл коллекционирования в изучении и распространении знаний о любимом предмете, его популяризации как свидетеля истории, культуры, техники и технологий, искусства и т.д. Исходя их этого цель любого коллекционирования - сбор и обработка научных знаний о коллекционном предмете путем систематизации данных о нем, описания их в соответствии со строго установленным порядком с целью введения данных в научный оборот. Добытый таким образом научный материал станет основой для создания сводных каталогов.
Собирательство и коллекционирование как коммерция, совсем уже другая область, – экономического (рыночного) порядка. Создание ценоустанавливающих справочников не входит в круг научных знаний о коллекционном предмете иматериале. Научные работы, которыми являются каталоги и описи, таких данных содержать не могут.
Весьма важно понять каждому собирателю, что обладание коллекционным предметом какой-либо, даже самой высокой стоимости, редкости и уникальности, не может быть препятствием к научно-исследовательской работе с ним, тому, кто это желает делать.
Дело науки и культуры требует самоотверженности, честности и ответственности каждого коллекционера и собирателя.
С.Сукач
Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация |
Источник: http://kolokol.at.ua/publ/kollekcioniro ... l/6-1-0-22
Коллекция (количество, качество и смысл)
Коллекционирование и научно-исследовательская работа
Коллекция чего-либо - собрание однородных предметов, состоящее из ряда аналогов объединенных либо практическим назначением, происхождением, авторством, либо любым другим свойством. Коллекции отличаются от собраний систематизацией материала. Эта систематизация является результатом постоянно проводимой научно-исследовательской работы с описанием коллекционных предметов. Понятным образом, коллекционер отличается от собирателя тем, что он исследователь, подчас, уже даже и не своей коллекции, а аналогичного материала вообще. Научные материалы, добытые коллекционером-исследователем, в первую очередь, данные составляемых им описей предметов личной коллекции, впоследствии используются составителями каталогов. Таким порядком систематизированные данные всех коллекционных предметов вводятся в научный оборот.
Чем больше коллекция включает в себя предметов, тем более широкие и глубокие исследования вынужден производить коллекционер. Он все больше и больше погружается в науку с целью получения знаний необходимых для поисков совпадений и отличий в ряду аналогов — исследуемых им предметов. На следующем этапе исследований коллекционер уже озадачен выявлением закономерностей в исследуемом ряде однородных предметов и объективно существующих свойств, как и отсутствия таковых. На этом этапе исследований одни группы аналогов рассыпаются, поскольку, как оказывается, не образуют общности, другие выстраиваются в другие группы и ряды по обнаруженной в них общности, либо хоть какой-то детальной идентичности. Процесс этот не может быть окончен, пока есть что исследовать. Это одно из оснований, по которому коллекции стремятся к росту, т.е. увеличению числа коллекционных предметов.
Небольшие собрания, а подчас и многосотенные, что не исследуются, а лишь собираются для эстетического удовлетворения приобретателя, так и остаются всего лишь украшением интерьера. Коллекционные предметы тешат амбиции человека, полагающего себя коллекционером, обладателем несметного сокровища — наибольшей в стране тематической коллекции. Чаще всего, на практике, это всего лишь фантазии собственника.
Все коллекционные предметы, в зависимости от их редкости, красоты, единичности в ряду аналогов, более или менее ценны. Это качество определяется в каждом конкретном случае исследователем, что досконально знает исследуемый материал, редкость как отдельных групп, так и отдельных предметов, их свойств и т.д. Он же в процессе исследования выявляет несоответствия и признаки, не вписывающиеся в «природу» ряда и на этом основании отбраковывает фальшивки и подделки. Собрания, что не исследуются, часто оцениваются собирателем ошибочно с завышением ценности, редкости им собранного материала. Подчас они содержат и вообще случайно попавшие предметы в коллекционный ряд, не относящиеся по своей природе к теме коллекции (т.е. то, что не является, скажем, фотоаппаратом в коллекции таковых, средневековой картиной, музыкальным инструментом, колокольчиком, монетой, наградой и т.д.).
Отсутствие у собирателя полной и подробной описи коллекционного материала чревато большими сложностями в случаях его претензий по возврату именно тех предметов, что выдавались им для временного экспонирования на выставках, возврату из органов следствия, скажем в случаях изъятия по подозрению в неправомерном владении, либо в случаях заявления в милицию в связи с хищением как отдельных предметов коллекции, так и в ее полном объеме.
Часто собирателю по его требованиям, даже через суд, возвращают, вместо изъятых иные аналогичные предметы, но не того качества, редкости, ценности и т.д.
Спор о том, те ли это предметы или иные, что изымались, когда нет их подробной описи совершенно беспочвенный, поскольку собиратель доказать ничего не может.
В случае тщательного описания коллекционного материала, вполне возможно, на основе определения качества (ценности) каждого единичного коллекционного предмета, выставить ему балл, в соответствии с таблицей специально для этого разработанной группой коллекционеров-исследователей. Это дает возможность производить рейтинги коллекций (на качество), когда коэффициент качества коллекции определяется путем деления совокупных баллов всех коллекционных предметов на их общее число.
Все чаще практикуется составление списка коллекционеров-исследователей и собирателей тематических коллекций, означением коллекций под цифрой списка. В этом случае уже образуется некий режим секретности позволяющий свободное упоминание или ссылку в публикациях и интернете на частные собрания без указания фамилий владельцев и мест нахождения коллекций.
Знания коллекционера-исследователя уникальны и драгоценны для науки. Они используются даже экспертами, научными работниками, поскольку узки и глубоки в профиле знаний относящихся к искусству, науке, литературе и истории. Весьма часто именно к коллекционерам-исследователям обращаются за разрешением сложных вопросов в области оценки предметов искусства, принадлежности таковых к определенному авторству, а не к ученым вооруженным научно-технической, исследовательской базой, специальными методиками исследований.
«Растаскивание» коллекционного материала в частные собрания, особенно когда к ним нет доступа для исследователей, по причине отказов владельцев, губят научную работу. Этим часто грешат и музейные работники, отказывающие исследователям выдать предметы хотя бы для визуального осмотра. Для исследователя предпочтительнее ждать и надеяться, что искомый предмет, недостающий в ряду, появится, хотя бы в описях коллекций, каталогах, чем знать, что он есть, но совершенно недоступен к исследованию.
В приобретении любого коллекционного материала, когда он не исследуется и не вводится в научный оборот, смысла практически нет. Если кто это и делает, то либо для удовлетворения личных амбиций, славы среди подобных себе, либо для отмывания или выгодного вложения денег.
Смысл коллекционирования в изучении и распространении знаний о любимом предмете, его популяризации как свидетеля истории, культуры, техники и технологий, искусства и т.д. Исходя их этого цель любого коллекционирования - сбор и обработка научных знаний о коллекционном предмете путем систематизации данных о нем, описания их в соответствии со строго установленным порядком с целью введения данных в научный оборот. Добытый таким образом научный материал станет основой для создания сводных каталогов.
Собирательство и коллекционирование как коммерция, совсем уже другая область, – экономического (рыночного) порядка. Создание ценоустанавливающих справочников не входит в круг научных знаний о коллекционном предмете иматериале. Научные работы, которыми являются каталоги и описи, таких данных содержать не могут.
Весьма важно понять каждому собирателю, что обладание коллекционным предметом какой-либо, даже самой высокой стоимости, редкости и уникальности, не может быть препятствием к научно-исследовательской работе с ним, тому, кто это желает делать.
Дело науки и культуры требует самоотверженности, честности и ответственности каждого коллекционера и собирателя.
С.Сукач
Категория: Коллекционирование, исследования, атрибуция, каталогизация |
Источник: http://kolokol.at.ua/publ/kollekcioniro ... l/6-1-0-22
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
И ещё раз про коллекционирование и атрибуцию
Занимаясь БС_ссылками, как-то так... попутно)... в собрании Государственного исторического музея обнаружила шаль с рисунком, идентичным рисунку орнаментальной шали argon
Шаль из собрания ГИМ : 151х155 см, 60-70-е гг. XIX в. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Шаль argon
Вот такая история
ППО_25
Занимаясь БС_ссылками, как-то так... попутно)... в собрании Государственного исторического музея обнаружила шаль с рисунком, идентичным рисунку орнаментальной шали argon
Шаль из собрания ГИМ : 151х155 см, 60-70-е гг. XIX в. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Шаль argon
Вот такая история
ППО_25
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Какая интересная история!
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Eleka, Ваша наблюдательность дорогого стоит! Действительно, это такая же шаль. Шаль Аргон! Как интересно!
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Елена, спасибо !
Ну вот и у моей красавицы сестра обнаружилась .
Однако период создания интересный указывают, я полагала, что лет на 20-30 помоложе она. Или меня ввела в заблуждение очень приличная сохранность?
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Аня, ещё спасибо ELEN_A , которая принесла картинку в нашу виртуалку и указала источник
А сохранность вполне может быть приличной. Как и атрибуция шали ГИМ не совсем точной .
Странно, что в описании не указан вид ткани: шерстяная или смесовая?
Кстати, если в 1830 году вышел закон (приказ по отрасли?) об обязательном клеймении, и какой-то период второй половины 19 века использовали свинцовые пломбы (на верёвочках)), то ваша шаль (как и шаль из ГИМ) вполне могли выпускаться с пломбами. Т.е без клейма на ткани. Набиваться орнамент обеих шалей мог одними и теми же досками. Как долго служили доски? Десятилетиями точно. Эххх, если бы можно было сравнить качество набойки на обеих шалях ...
А сохранность вполне может быть приличной. Как и атрибуция шали ГИМ не совсем точной .
Странно, что в описании не указан вид ткани: шерстяная или смесовая?
Кстати, если в 1830 году вышел закон (приказ по отрасли?) об обязательном клеймении, и какой-то период второй половины 19 века использовали свинцовые пломбы (на верёвочках)), то ваша шаль (как и шаль из ГИМ) вполне могли выпускаться с пломбами. Т.е без клейма на ткани. Набиваться орнамент обеих шалей мог одними и теми же досками. Как долго служили доски? Десятилетиями точно. Эххх, если бы можно было сравнить качество набойки на обеих шалях ...
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
У меня есть старинная шаль, из смешанной ткани, похожая на эти восточные, но клейма я на ней не нашла. Вот, оказывается, почему. Спасибо, Елека.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Не без пользы для России. История и география семьи и мануфактуры Йокиш
Петрова Е. Г. Не без пользы для России. История и география семьи и мануфактуры Йокиш.
Германия-Москва-Михалково. – М. 2016. – 192 с.:ил.
Йокиши – династия обрусевших немцев, породнившихся с представителями известных русских семейств, с 1838 года, после создания ими знаменитой суконной мануфактуры в пригороде Москвы (знаменитейшая в советская время фабрика носила имя ткача Петра Алексеева), находилась в ряду наиболее успешных российских предпринимателей.
Тесть дочери Йокишей – Марии Васильевны, Амброс Штефко в 1862 году основал платочно-набивную фабрику на реке Клязьме, при Дубровской слободе Павловского посада. Собственное красильное заведение для крашения «шелковых и бумажных материй» в Меленковской слободе и также на берегу Клязьмы основал младший брат Амброса – Франц Штефко, павлово-посадский купец 3-й гильдии.
Автор книги пишет, что
«… Члены семьи Штефко активно участвовали в общественной жизни и в городском самоуправлении Павловского посада: Франц Штефко служил членом городского магистрата, а брат Карла Амвросиевича – Амброс-Александр, купец 2-й гильдии, входил в состав городского общественного самоуправления в качестве уполномоченного» (с. 152).
Амброс Штефко был похоронен на главном монастырском кладбище Павловского посада и, что важно, памятник ему сохранился до наших дней.
Братья Штефко - Карл и Амброс-Александр в 1888 году основали совместное предприятие с совладельцем Буньковской фабрики - Александром Семеновичем Мироновым: «Торговый дом под фирмой «К. и А. Штефко и А. Миронов». Фабрика в Дубровской слободе, ставшая к тому времени «отбельной, набивной, отделочной и граверной» - второй по величине после фабрики П. Грязнова и Я. Лабзина, вошла в это предприятие.
Памятник на могиле А. М. Штефко в Павловском Посаде
Памятник на могиле А.М.Штефко в Павловском Посаде на кладбище возле Покровско-Васильевского монастыря
Фото Ю.В.Миронова
Нельзя не процитировать еще одно свидетельство о Штефко и Миронове: «… в марте 1893 года Городская Дума Павловского посада постановила:
«Устроить в Павловском посаде с 1 мая текущего года сроком на шесть месяцев на средства частной благотворительности бесплатную чайную и столовую для беднейших обывателей посада с ежедневным прокормления такого количества человек, которое окажется возможным». Торговый дом Штефко и Миронова вошел в число жертвователей на создание и содержание этого заведения» (с. 157).
Отдадим должное автору – книга написана ярко и познавательно, занимает достойное место в череде вышедших в последнее время о немецких династиях в России – Кнопах, Прове, Рабенеках…
Источник:
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articl ... okish.html
Петрова Е. Г. Не без пользы для России. История и география семьи и мануфактуры Йокиш.
Германия-Москва-Михалково. – М. 2016. – 192 с.:ил.
Йокиши – династия обрусевших немцев, породнившихся с представителями известных русских семейств, с 1838 года, после создания ими знаменитой суконной мануфактуры в пригороде Москвы (знаменитейшая в советская время фабрика носила имя ткача Петра Алексеева), находилась в ряду наиболее успешных российских предпринимателей.
Тесть дочери Йокишей – Марии Васильевны, Амброс Штефко в 1862 году основал платочно-набивную фабрику на реке Клязьме, при Дубровской слободе Павловского посада. Собственное красильное заведение для крашения «шелковых и бумажных материй» в Меленковской слободе и также на берегу Клязьмы основал младший брат Амброса – Франц Штефко, павлово-посадский купец 3-й гильдии.
Автор книги пишет, что
«… Члены семьи Штефко активно участвовали в общественной жизни и в городском самоуправлении Павловского посада: Франц Штефко служил членом городского магистрата, а брат Карла Амвросиевича – Амброс-Александр, купец 2-й гильдии, входил в состав городского общественного самоуправления в качестве уполномоченного» (с. 152).
Амброс Штефко был похоронен на главном монастырском кладбище Павловского посада и, что важно, памятник ему сохранился до наших дней.
Братья Штефко - Карл и Амброс-Александр в 1888 году основали совместное предприятие с совладельцем Буньковской фабрики - Александром Семеновичем Мироновым: «Торговый дом под фирмой «К. и А. Штефко и А. Миронов». Фабрика в Дубровской слободе, ставшая к тому времени «отбельной, набивной, отделочной и граверной» - второй по величине после фабрики П. Грязнова и Я. Лабзина, вошла в это предприятие.
Памятник на могиле А. М. Штефко в Павловском Посаде
Памятник на могиле А.М.Штефко в Павловском Посаде на кладбище возле Покровско-Васильевского монастыря
Фото Ю.В.Миронова
Нельзя не процитировать еще одно свидетельство о Штефко и Миронове: «… в марте 1893 года Городская Дума Павловского посада постановила:
«Устроить в Павловском посаде с 1 мая текущего года сроком на шесть месяцев на средства частной благотворительности бесплатную чайную и столовую для беднейших обывателей посада с ежедневным прокормления такого количества человек, которое окажется возможным». Торговый дом Штефко и Миронова вошел в число жертвователей на создание и содержание этого заведения» (с. 157).
Отдадим должное автору – книга написана ярко и познавательно, занимает достойное место в череде вышедших в последнее время о немецких династиях в России – Кнопах, Прове, Рабенеках…
Источник:
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articl ... okish.html
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
eleka писал(а): ↑15 мар 2020, 21:14
Шаль Стахеевых с клеймом фабрики Штефко (в советское время Ленская фабрика, Павловский Посад)
В нижней дуге хорошо читаемые буквы ШТЕ..КО, в верхней дуге ВЪ ПАВ...
По скринам из фильма о выставке видно, что шаль смесовая, а не шерстяная.
Репортаж с выставки (2010 год):
http://www.youtube.com/watch?v=srtfz4u7Y1c#t=813
Предприятие семьи Штефко (1856-1880?): основано братьями австрийского происхождения Францем и Амвросием в слободе Дубровка г. Павловский Посад. До этого братья работали колористами на крупных текстильных производствах. В 1865-71 гг. фабрикой единолично владел Амвросий Матвеевич Штефко. Потом оно перешло к его наследникам, организовавшим в 1887 г. Торговый дом «К. и А. Штефко и А. Миронов»; фабрика выкуплена И.П. Абрамовым в 1897 г., который в дальнейшем произвёл её слияние со своими производствами....
События 1917 года оказали большое влияние и на фабрики Павловского Посада. Все они были национализированы и реорганизованы. Фабрика Лабзина-Грязнова в 1921 году получила название «Старо-Павловская», объединена с «Ленской» (бывшей Фабрикой П.Я. Абрамова).
Предприятие составили Старо-Павловский платочный комбинат (Старо-Павловская фабрика называлась «фабрика №11», «Ленская – «№ 12), переименованный в «Павловский платочный комбинат им. Х годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности». С такими названиями оба производства, объединённые в один комбинат, просуществовали до середины ХХ века. В настоящее время сложно определить, на какой из них были напечатаны отдельные предметы, поскольку на изделия нашивались бирки с маркировкой комбинатов, а не отдельных производств.
Источник:
ФГБУК «Русский музей». Сборник статей. Авторы Ковалёва Н.И, Сорокина М.А.
«Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея. Материалы и исследования». Санкт-Петербург, 2018
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Кроме московских, владимирских, орехово-зуевских промышленников, в конце XIX века осваивали Павловский Посад и иностранные предприниматели.
Временные Павловского Посада купцы II гильдии Иосиф Гюттль и Вильгельм Вольфберг взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли «производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко. Контора арендаторов находилась при фабрике, а сами они поселились в доме Лабзина. Совместный начальный капитал товарищей составлял 15 тысяч рублей (по семь с половиной тысяч от каждого из контрагентов) и представлен был материалами, припасами, машинами.
«Роль купечества в развитии промышленности в Павловском Посаде»
http://www.hintfox.com/article/rol-kype ... osade.html
Гюттль Иосиф – вместе с Вильгельмом Волсфбергом взяли в аренду фабрику (одну из ?) Лабзина и открыли производстве шерстяных кашемировых набивных платков под фирмою «Гюттль и Ко». (Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 57).
Попытки выяснить хоть что-то об И.Гюттле вывели на Можайск, село Марфин Брод.
В 17 веке в селе Марфин Брод, которое принадлежало в ту пору князю Гагарину, была выстроена бумагопрядильная фабрика, которая просуществовала лет 30 с 1820 г. до 1850 г. Затем фабрика несколько раз меняла своих владельцев, а заодно и профиль работ.
В 1880 г. купец Клюгин сдает фабрику в аренду австрийскому предпринимателю И.И. Гюттлю, который устраивает в здании фабрику по производству и набойке платков. Фабрика приводилась в движение водяной, паровой и ручной силой.
Сам Гюттль писал "…На фабрике предполагается вырабатывать кашемировые и фуляровые шелковые платки, которые после различных предварительных процедур "…" будут набиваться так называемыми сочными красками… при посредстве деревянных ручных манер, выписанных из Швейцарии и Австрии, или вырезаемых мастерами по заграничным, изумительно тончайшей работы, разным образцам".
По словам владельца, для производства будут употребляться безвредные анилиновые краски ... ибо на Западе изготовление мышьяковых красок строго воспрещено законом и нигде в Западной Европе нельзя, будто бы, встретить в продаже такие краски… (Это заявление фабриканта нуждается, впрочем, в критической проверке…)
В 1885 г. на фабрике было 200 рабочих, производилось платков на 180 тысяч рублей.
В 1887 г. на фабрике насчитывалось уже более 800 человек. Основной продукцией были кашемировые платки; на 60 ткацких станках в год выделывалось 26400 дюжин набивных платков.
http://www.mozhaysk.ru/?tp=promisli
http://www.korobeyniki.mozhaysk.ru/?tp=doklad
Интересно сопоставить эти сведения со списком павловопосадских художников по тканям из книги Е.В.Арсеньевой «Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея)», М.,1997, стр.146-154) viewtopic.php?f=52&t=15406&p=518137#p518137
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Почти все они работали на мануфактуре Лабзина и Грязнова после 1895 года.
Только Васильев Аким работал в 1877-1878 г.
На сайте ППМ в разделе об истории предприятия, правда, приводятся несколько иные сведения:
"О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тот факт, что среди работников фабрики в 1861 г. значились набойщики, резчики, выжигальщики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика: Иван Иванович (Иванов), Михаил Ильич (Судин), Иван Васильевич Сорокин.
Об успехах нового производства Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г.
Из павловских шалей, дошедших до наших дней, наиболее ранними являются платки 1860-х г.г. Их принадлежность можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка — клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления.
1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества». В 1870-ом и 1882-ом годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок."
В И-нете не нашлось никаких сведений о производстве фирмы Гюттль и Ко. И мы не знаем, как были оформлены юридически взаимоотношения Гюттля и Лабзина, что стало с австрийским подданным и его производством в Павлове (о судьбе фабрики в с. Марфин Брод кое-какие сведения имеются). Думаю, что в архивах на этот счет можно многое найти, было бы желание.
Но, если И.Гюттль и В.Вольфберг взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко, вложив каждый по семь с половиной тысяч в виде материалов, припасов, машин, а под этими вложениями понимать те самые сочные краски, деревянные ручные манеры, выписанные из Швейцарии и Австрии или вырезаемые мастерами по заграничным, изумительно тончайшей работы, разным образцам… Может, не просто так 1870-1880-е годы стали временем расцвета фабрики и посыпались как из рога изобилия и звание поставщика двора, и награды выставок?
И еще – очень мало осталось самых первых шалей мануфактуры Лабзина и Грязнова, в книгах – в основном начиная с 1890-х годов. Но те редкие, 1870 и около того, очень схожи с европейскими шалями, тот же прообраз «Пасторали» – как будто один из «австрийских» платков.
Временные Павловского Посада купцы II гильдии Иосиф Гюттль и Вильгельм Вольфберг взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли «производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко. Контора арендаторов находилась при фабрике, а сами они поселились в доме Лабзина. Совместный начальный капитал товарищей составлял 15 тысяч рублей (по семь с половиной тысяч от каждого из контрагентов) и представлен был материалами, припасами, машинами.
«Роль купечества в развитии промышленности в Павловском Посаде»
http://www.hintfox.com/article/rol-kype ... osade.html
Гюттль Иосиф – вместе с Вильгельмом Волсфбергом взяли в аренду фабрику (одну из ?) Лабзина и открыли производстве шерстяных кашемировых набивных платков под фирмою «Гюттль и Ко». (Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 57).
Попытки выяснить хоть что-то об И.Гюттле вывели на Можайск, село Марфин Брод.
В 17 веке в селе Марфин Брод, которое принадлежало в ту пору князю Гагарину, была выстроена бумагопрядильная фабрика, которая просуществовала лет 30 с 1820 г. до 1850 г. Затем фабрика несколько раз меняла своих владельцев, а заодно и профиль работ.
В 1880 г. купец Клюгин сдает фабрику в аренду австрийскому предпринимателю И.И. Гюттлю, который устраивает в здании фабрику по производству и набойке платков. Фабрика приводилась в движение водяной, паровой и ручной силой.
Сам Гюттль писал "…На фабрике предполагается вырабатывать кашемировые и фуляровые шелковые платки, которые после различных предварительных процедур "…" будут набиваться так называемыми сочными красками… при посредстве деревянных ручных манер, выписанных из Швейцарии и Австрии, или вырезаемых мастерами по заграничным, изумительно тончайшей работы, разным образцам".
По словам владельца, для производства будут употребляться безвредные анилиновые краски ... ибо на Западе изготовление мышьяковых красок строго воспрещено законом и нигде в Западной Европе нельзя, будто бы, встретить в продаже такие краски… (Это заявление фабриканта нуждается, впрочем, в критической проверке…)
В 1885 г. на фабрике было 200 рабочих, производилось платков на 180 тысяч рублей.
В 1887 г. на фабрике насчитывалось уже более 800 человек. Основной продукцией были кашемировые платки; на 60 ткацких станках в год выделывалось 26400 дюжин набивных платков.
http://www.mozhaysk.ru/?tp=promisli
http://www.korobeyniki.mozhaysk.ru/?tp=doklad
Интересно сопоставить эти сведения со списком павловопосадских художников по тканям из книги Е.В.Арсеньевой «Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея)», М.,1997, стр.146-154) viewtopic.php?f=52&t=15406&p=518137#p518137
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Почти все они работали на мануфактуре Лабзина и Грязнова после 1895 года.
Только Васильев Аким работал в 1877-1878 г.
На сайте ППМ в разделе об истории предприятия, правда, приводятся несколько иные сведения:
"О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тот факт, что среди работников фабрики в 1861 г. значились набойщики, резчики, выжигальщики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика: Иван Иванович (Иванов), Михаил Ильич (Судин), Иван Васильевич Сорокин.
Об успехах нового производства Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г.
Из павловских шалей, дошедших до наших дней, наиболее ранними являются платки 1860-х г.г. Их принадлежность можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка — клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления.
1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества». В 1870-ом и 1882-ом годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок."
В И-нете не нашлось никаких сведений о производстве фирмы Гюттль и Ко. И мы не знаем, как были оформлены юридически взаимоотношения Гюттля и Лабзина, что стало с австрийским подданным и его производством в Павлове (о судьбе фабрики в с. Марфин Брод кое-какие сведения имеются). Думаю, что в архивах на этот счет можно многое найти, было бы желание.
Но, если И.Гюттль и В.Вольфберг взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко, вложив каждый по семь с половиной тысяч в виде материалов, припасов, машин, а под этими вложениями понимать те самые сочные краски, деревянные ручные манеры, выписанные из Швейцарии и Австрии или вырезаемые мастерами по заграничным, изумительно тончайшей работы, разным образцам… Может, не просто так 1870-1880-е годы стали временем расцвета фабрики и посыпались как из рога изобилия и звание поставщика двора, и награды выставок?
И еще – очень мало осталось самых первых шалей мануфактуры Лабзина и Грязнова, в книгах – в основном начиная с 1890-х годов. Но те редкие, 1870 и около того, очень схожи с европейскими шалями, тот же прообраз «Пасторали» – как будто один из «австрийских» платков.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Хорошая история.
argon
Спасибо ГИМ, а моё дело маленькое)
Спасибо им большое за то,что четвертинку показали так отчетливо это уже хорошо! Орнаментальных так много в музейных запасниках ,а представлены они мягко говоря невнятно..
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
ipsilon1 , очень ценная информация. Спасибо! Про историю с арендой не знала)
Подобный факт действительно мог оказаться проводником европейской традиции, послужившей развитию павловского рисунка.
Хочется вернуться ещё к этой теме и просто поговорить...
Подобный факт действительно мог оказаться проводником европейской традиции, послужившей развитию павловского рисунка.
Хочется вернуться ещё к этой теме и просто поговорить...
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
И он не единственный. Мне просто некогда изложить, но я постараюсь.
Это же просто бросается в глаза, стоит хоть немного покопаться в старинках 19-начала 20 века разных стран, ну просто лезет изо всех щелей. И уж Вы-то точно, с тем гигантским объемом платочной информации, которую перелопатили, тоже не могли этого не заметить.
Я вообще до того, как пришла на форум, пребывала в уверенности, что платки с розами только павловопосадские и есть во всем мире.
После прочтения научных книг у меня лично сложилась такая картинка: Наполеон - тканые шали с огурцами приходят в Европу, потом в Россию - для удешевления начинают делать набивные имитации таких же "огуречных", сначала в Европе, затем в России. А потом в России огурцы надоели, и вот какой-то умный человек выходит с утра пораньше в палисадник (а сады и огороды в Павловском Посаде и вообще во всем Богородском уезде ну просто сплошь засажены розами и прочей цветочной экзотикой), и приходит ему в голову идея - а не начать ли печатать вместо огурцов розы? Сказано - сделано, и вот уже пышным цветом цветут на русских платках самобытные, самые что ни на есть русские розы. И в книжках про этот период тишина, что было при переходе от огурцов к розам. Как именно появились ПЕРВЫЕ цветочные набивные рисунки. А набивное производство - это ведь не на коленке рисовать.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Про "сообщающиеся сосуды" в платочном деле знала, конечно) Причём, предметно. Но для истории важны факты!
Кроме впечатления от музейного прототипа ПАСТОРАЛи, набралась других, не менее значимых.
Кстати, речь шла об этой шали:
Со временем насмотрелась и подержала в руках очень интересные экземпляры, а некоторые из них даже удалось приобрести. Есть в моей коллекции парочка старинных шалей:
164_165
Сначала появилась та, что слева. Я назвала её "французская кайма", хотя каким-то интуитивным образом понимала, что кайма-то на самом деле австрийская) Просто вариант "французская" нравился больше. Когда показала шаль Елене Жуковой, она была склонна считать, что орнамент может быть действительно австрийским. Как и печать! Но при этом не отбрасывала версии его павловского происхождения. А когда у меня появилась ещё одна шаль с таким же раппортом и автономными угловыми букетиками внутри орнаментальной рамки, вторая версия оказалась основной. После истории с арендой хочется верить в неё ещё больше))
Рисунки у шалей одинаковые, но набиты разными досками. Это хорошо видно в сравнении. Да и по качеству ткани шали отличаются. Обе по-своему интересны И хоть клейма на них отсутствуют, думаю, их можно отнести к периоду явного копирования или воссоздания рисунков по европейским образцам.
А особо внимательные читательницы узнают в орнаменте "французско-австрийской")) каймы современный мотив:
ПЛАМЕНЬ СЕРДЦА в размере 135х135
_
_
Да, это действительно тот же самый австрийский мотивчик, пришедший в наши дни, возможно, от тех самых австрийских предпринимателей -
купцов II гильдии Иосифа Гюттля и Вильгельма Вольфберг, которые взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли «производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко." А вдруг?
Люблю я сказки . Вот и ещё одна как-то сама собой рассказалась
Кроме впечатления от музейного прототипа ПАСТОРАЛи, набралась других, не менее значимых.
Кстати, речь шла об этой шали:
Со временем насмотрелась и подержала в руках очень интересные экземпляры, а некоторые из них даже удалось приобрести. Есть в моей коллекции парочка старинных шалей:
164_165
Сначала появилась та, что слева. Я назвала её "французская кайма", хотя каким-то интуитивным образом понимала, что кайма-то на самом деле австрийская) Просто вариант "французская" нравился больше. Когда показала шаль Елене Жуковой, она была склонна считать, что орнамент может быть действительно австрийским. Как и печать! Но при этом не отбрасывала версии его павловского происхождения. А когда у меня появилась ещё одна шаль с таким же раппортом и автономными угловыми букетиками внутри орнаментальной рамки, вторая версия оказалась основной. После истории с арендой хочется верить в неё ещё больше))
Рисунки у шалей одинаковые, но набиты разными досками. Это хорошо видно в сравнении. Да и по качеству ткани шали отличаются. Обе по-своему интересны И хоть клейма на них отсутствуют, думаю, их можно отнести к периоду явного копирования или воссоздания рисунков по европейским образцам.
А особо внимательные читательницы узнают в орнаменте "французско-австрийской")) каймы современный мотив:
ПЛАМЕНЬ СЕРДЦА в размере 135х135
_
_
Да, это действительно тот же самый австрийский мотивчик, пришедший в наши дни, возможно, от тех самых австрийских предпринимателей -
купцов II гильдии Иосифа Гюттля и Вильгельма Вольфберг, которые взяли в 1879 году в аренду фабрику купца Лабзина и открыли «производство для набивки и тканья кашемировых платков под фирмою Гюттль и Ко." А вдруг?
Люблю я сказки . Вот и ещё одна как-то сама собой рассказалась