Как же это справедливо!!!
БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Извините за самоцитирование, но это не мои умозрения, а факты, подтверждающие тесные деловые контакты фабрики Щукина и других платочных производств Павловского Посада, а связующим звеном выступает Абрамов ( которого краеведы окрестили графом Дракулой Павловского Посада).tata64 писал(а): ↑18 окт 2023, 08:51....
2. П.Я. Абрамов (купивший фабрику у Щукина в 1880 г.) был крестьянского сословия. Подтверждается "Справочной книжкой Московской губернии за 1890 г., с. 77). Там указывается, правда, что его сын - И.П. Абрамов - из крестьян.
3. П.Я. Абрамов (отец) служил у А.В. Щукина управляющим на его платочной фабрике. Никем из исследователей данный факт не оспаривается. Где-то у блогеров написано, что Абрамов был еше и колористом у Щукина. Не знаю, откуда растут ноги у этой информации. Может, и так.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Переслушала еще раз лекцию Н.В. Толстухиной. Очень интересный момент про страхование платочных рисунков. Пересскажу своими словами. Страхование производилось по закону 1864 г. Страховались, как правило, покупные рисунки. Срок страхования - 10 лет.
Для примера Н.В. Толстухина и приводит шаль из Костромского музея, на которую обратила внимание AcTpuD .
Н.В. Толстухина обращает внимание, что рисунок застрахован годом раньше, чем напечатана и заклеймена данная шаль.
Таким образом, я склоняюсь к тому, что данная серия платков с лентами и характерными цветами, датируемая 1870-ми годами, возможно, выполнялась по покупным рисункам и Лабзиным, и Щукиным. Рисунки шедевральные.
Для примера Н.В. Толстухина и приводит шаль из Костромского музея, на которую обратила внимание AcTpuD .
Н.В. Толстухина обращает внимание, что рисунок застрахован годом раньше, чем напечатана и заклеймена данная шаль.
Таким образом, я склоняюсь к тому, что данная серия платков с лентами и характерными цветами, датируемая 1870-ми годами, возможно, выполнялась по покупным рисункам и Лабзиным, и Щукиным. Рисунки шедевральные.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Еще заинтересовало дополнительное клеймо-штамп на щукинском платке. На моем экземпляре я его не смогла достоверно разобрать. А вот на той шали, которую обнаружила в нашем архиве уважаемая AcTpuD, ясно видно, что это заглавные русские буквы "Т Н". Что это за буквы, у меня версий нет.
Это шаль ППО-83
viewtopic.php?f=3&t=150&p=585724#p585784
download/file.php?id=178130&mode=view
Ниже - моя шаль ППД-332
Это шаль ППО-83
viewtopic.php?f=3&t=150&p=585724#p585784
download/file.php?id=178130&mode=view
Ниже - моя шаль ППД-332
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
И еще догадка. Жаль нет у нас никого из г. Серов Свердловской области. Там в музее AcTpuD нашла шаль с рисунком, похожим на мою просто до степени смешения. Теперь она у нас в архиве как ППД-335.
viewtopic.php?f=63&t=27860&start=2850#p1014634
Но! При детальном осмотре видно, что рисунок слегка изменен. Жаль, в Госкаталоге не указано, есть ли клеймо на шали. Но, могу допустить, что эта шаль - лабзинская, напечатана по покупному рисунку. Но художник, во избежание споров со Щукиным из-за печати застрахованного платка другим производителем, слегка изменил рисунок и продал его Лабзину.
Я так думаю.
Ах, как хочется проверить.
viewtopic.php?f=63&t=27860&start=2850#p1014634
Но! При детальном осмотре видно, что рисунок слегка изменен. Жаль, в Госкаталоге не указано, есть ли клеймо на шали. Но, могу допустить, что эта шаль - лабзинская, напечатана по покупному рисунку. Но художник, во избежание споров со Щукиным из-за печати застрахованного платка другим производителем, слегка изменил рисунок и продал его Лабзину.
Я так думаю.
Ах, как хочется проверить.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Меня в этой ситуации, печалит один момент... Вот есть шаль в костромском музее, и на ней есть клеймо, да не одно, но почему-то размещая информацию об этой шали на страницах Госкаталога, музейные работники не только фото клейма не сделали но и словом не обмолвились, что оно есть вообще. А после того как свои коллекции платков и шалей оцифровали Русский музей, Исторический музей, Сергиево-Посадский музей, я поняла что, так практически везде за редким исключением. И для людей которые хотят получить больше информации, это печально.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
AcTpuD , согласна с вами. Качество оцифровки коллекций зависит от многого, здесь перечислять не буду, нюансов действительно много. Но! Добросовестность и любознательность работников никто не отменял. Знаю большой архив, где за качеством оцифровки документов следила лично и непосредственно директор. Немаловажно, что в архивах это тесно связано с платными услугами. А здесь - бесплатно, значит, как попало, что ли, можно? Но, как говорится, что имеем - то имеем. Спасибо и на том. Пока что.
Написала я вчера в Серовский исторический музей по форме обратной связи. Посмотрим.
Написала я вчера в Серовский исторический музей по форме обратной связи. Посмотрим.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Созвонилась с музеем. Обещали посмотреть.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 350
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Интереснейшая информация собирается! Огромная благодарность за эту изыскательскую работу.
Задалась я целью найти закон, на основании которого можно было ставить клеймо «Застраховано». Было интересно узнать сроки права собственности, которые устанавливались на тот или иной рисунок и модель. А вот и первоисточник: «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели». Интересный документ, который близок к современному авторскому праву. Параграф 41044 с пунктами.
Исходя из текста, мы видим, что «…Рисунки и модели, составленные въ состоящихъ при Фабрике или заводе, мастерскихъ содержимыми при оныхъ рисовальщиками и орнаментовщиками, разсматриваются, во всякомъ случае , какъ собственность хозяина Фабрики или завода». И работало это от года до 10 лет. Исходя из этого, я склоняюсь к тому, что буквенные инициалы, которые мы видим на образцах рядом с клеймом мануфактуры, являются именником рисовальщика. Аналогию можно проследить в клеймении ювелирных изделий. Огорчает только то, что мало информации сохранено о художниках, которые работали на предприятиях.
https://m.bigenc.ru/vault/bb4c7978aa809 ... fefe49.pdf
Задалась я целью найти закон, на основании которого можно было ставить клеймо «Застраховано». Было интересно узнать сроки права собственности, которые устанавливались на тот или иной рисунок и модель. А вот и первоисточник: «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели». Интересный документ, который близок к современному авторскому праву. Параграф 41044 с пунктами.
Исходя из текста, мы видим, что «…Рисунки и модели, составленные въ состоящихъ при Фабрике или заводе, мастерскихъ содержимыми при оныхъ рисовальщиками и орнаментовщиками, разсматриваются, во всякомъ случае , какъ собственность хозяина Фабрики или завода». И работало это от года до 10 лет. Исходя из этого, я склоняюсь к тому, что буквенные инициалы, которые мы видим на образцах рядом с клеймом мануфактуры, являются именником рисовальщика. Аналогию можно проследить в клеймении ювелирных изделий. Огорчает только то, что мало информации сохранено о художниках, которые работали на предприятиях.
https://m.bigenc.ru/vault/bb4c7978aa809 ... fefe49.pdf
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Сударушка, спасибо за интересную информацию! Мне очень нравится ваше предположение об инициалах на штампе. Мы такой вид платочной маркировки как штамп с буквенным обозначением еще не анализировали, но это заслуживает внимания, кмк. Хочется верить, что это инициалы.
Из Серовского исторического музея пришел ответ и фотография. Тщательно осмотрев платок, они нашли вот такую маркировку. Не совсем понятно, фабричная ли она, и что означает. Но что есть, то есть. Я и так очень благодарна музейщикам за отзывчивость.
Из Серовского исторического музея пришел ответ и фотография. Тщательно осмотрев платок, они нашли вот такую маркировку. Не совсем понятно, фабричная ли она, и что означает. Но что есть, то есть. Я и так очень благодарна музейщикам за отзывчивость.
- Вложения
-
- Шаль из Серова.jpg (62.66 КБ) 741 просмотр
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Можно предположить, что шаль ППО_280 напечатана на фабрике Шелаевых в Богородском уезде. Единственное меня смущает другой порядок букв на клейме.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Дополнительные буквенные штампы есть на ППО_83, ППО_271, ППО_280, ППД_285, ППД_332,
С ППО_254 из Эрмитажа, вообще не понятно, фото самой шали нет, есть только фото штампов. В описании написано Западная Европа, а шрифт на одном из штампов Кириллица, на втором буквы такие, что может быть и Кириллица и Латиница.
Еще на ППБ_186 Колорит 1 в левом нижнем углу, можно рассмотреть буквенный штамп.
И один из последних платков в Виртуальной коллекции с клеймом фабрики Александрова, тоже имеет дополнительные буквенные штампы.
С ППО_254 из Эрмитажа, вообще не понятно, фото самой шали нет, есть только фото штампов. В описании написано Западная Европа, а шрифт на одном из штампов Кириллица, на втором буквы такие, что может быть и Кириллица и Латиница.
Еще на ППБ_186 Колорит 1 в левом нижнем углу, можно рассмотреть буквенный штамп.
И один из последних платков в Виртуальной коллекции с клеймом фабрики Александрова, тоже имеет дополнительные буквенные штампы.