БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
В многочисленных натюрмортах А.Брауна все растительное многообразие и изобилие Эльзаса: самые разные цветы – садовые, лесные, луговые, травинки, колоски и метелки, цветущие фруктовые деревья и кустарники.
А еще плоды – ветки с ягодами смородины, крыжовника, ежевики, виноградные грозди, яблоки и пр.
Вспоминаются цветочно-фруктовые платки на предыдущей странице из франконских костюмов и из БС.
А еще плоды – ветки с ягодами смородины, крыжовника, ежевики, виноградные грозди, яблоки и пр.
Вспоминаются цветочно-фруктовые платки на предыдущей странице из франконских костюмов и из БС.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Еще один образец ткани из Musée de l'Impression sur étoffes в Мюлузе
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Мебельная ткань, бархат набивной, модерн
Производство: мануфактура Gros-Roman & Cie (Эльзас, Вессерлинг), 1901 г.
Мебельная ткань, производство: мануфактура Gros-Roman & Cie (Эльзас, Вессерлинг), 1936 г.
Тема есть – «Цветы и цвет в платках».
Где, в каком саду, в какую эпоху расцвел тот или иной цветок из узора шали или лоскута ткани? Чья талантливая рука запечатлела хрупкое совершенство? Увы, имя художника не часто доходит до потомков. И хотя век у тех моделей короток, не век, а миг, но мимолетная красота их остается в окружающих вещах, предметах обихода.
Случайно или нет, но благодаря платку из коллекции Владимиро-Суздальского музея, неведомо как оказавшемуся в русском провинциальном городке, чуть приоткрылась «кухня» европейского набивного производства, что стоит за словами об особом вкладе Эльзаса в развитие методов проектирования французского текстильного печатного рисунка, «в котором была создана система профессионального художественного образования в области текстиля и где в 1850-1870 гг. сформировались независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, поставлявшие рисунки для печатного текстиля на набивные предприятия Франции и всей Европы.» viewtopic.php?f=63&t=26993&start=510#p877042
Как пример такого независимого заведения – мюлузское ателье Schaub, основанное в 1873 г., с примерами созданных в нем текстильных рисунков (см. выше). Или ателье А.Брауна, где в иные времена работало до 200 человек.
Собственные оранжереи и теплицы для обеспечения художников натурой, внедрение в производственный процесс фотографии почти сразу после ее открытия, помимо само собой разумеющихся атласов, коллекций рисунков и т.п. Серьезный коммерческий подход с соответствующими результатами.
Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, статья «Печатание тканей» https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1649707.html
«В качественном отношении до сих пор бесспорно первое место удерживают мюльгаузенские фабрики, изделия которых часто по красоте и изяществу рисунка могут быть поставлены почти наряду с художественными произведениями.»
Последний раз редактировалось ipsilon1 09 июн 2020, 23:44, всего редактировалось 1 раз.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Сравним?
ППО_176 viewtopic.php?f=63&t=27860&p=871395#p871397
Кашемировая шаль, блочная печать
Производство: мануфактура Thierry-Mieg & Cie (Мюлуз, Эльзас), около 1870 г.
Музей печати на ткани, Мюлуз
Набойная доска из текстильного музея в Вессерлинге (музей находится в здании печатного цеха Королевской мануфактуры «индьен», впоследствии мануфактуры Gros-Roman & Cie)
viewtopic.php?f=15&t=8164&start=270#p876882
ППО_176 viewtopic.php?f=63&t=27860&p=871395#p871397
Кашемировая шаль, блочная печать
Производство: мануфактура Thierry-Mieg & Cie (Мюлуз, Эльзас), около 1870 г.
Музей печати на ткани, Мюлуз
Набойная доска из текстильного музея в Вессерлинге (музей находится в здании печатного цеха Королевской мануфактуры «индьен», впоследствии мануфактуры Gros-Roman & Cie)
viewtopic.php?f=15&t=8164&start=270#p876882
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 5134
- Зарегистрирован: 11 июн 2017, 22:48
- Род занятий: Инженер
- Откуда: Москва
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
upsilon 1,
как же это все красиво, интересно и познавательно!
СПАСИБО!
как же это все красиво, интересно и познавательно!
СПАСИБО!
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Галlина, благодарю !
Сравнила)
Композиция очень похожа, различия в деталях.
И очень близкая стилизация.
Загадка, однако
Платок шерстяной, т.н. «szalinówka», фабричное производство, XX в., Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
90 см х 90 см плюс бахрома 11 см
Место бытования: Копылов, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
viewtopic.php?f=63&t=27860&start=1650#p884011
ППБ_1
Шаль без названия. 1960-е годы по рис. 1930-х годов. Автор Н. С. Постигов
viewtopic.php?f=63&t=14575&p=501847#p501203
Варианты разные – шерсть или хлопок, 150х150 либо 148х148
Шаль из Музея русского платка и шали viewtopic.php?f=63&t=27860&start=1305#p878983
Музейная информация:
Шаль, хлопок, ручная набойка, 148х148 см
Автор неизвестен
Период создания: 1-я половина 20 в.
Место создания: г. Павловский Посад
Грунт оранжево-бежевый. Рисунок яркий, цветочный. Композиция в стиле «модерн». Кисти хлопчатобумажные.
Сравнила)
Композиция очень похожа, различия в деталях.
И очень близкая стилизация.
Загадка, однако
Платок шерстяной, т.н. «szalinówka», фабричное производство, XX в., Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
90 см х 90 см плюс бахрома 11 см
Место бытования: Копылов, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
viewtopic.php?f=63&t=27860&start=1650#p884011
ППБ_1
Шаль без названия. 1960-е годы по рис. 1930-х годов. Автор Н. С. Постигов
viewtopic.php?f=63&t=14575&p=501847#p501203
Варианты разные – шерсть или хлопок, 150х150 либо 148х148
Шаль из Музея русского платка и шали viewtopic.php?f=63&t=27860&start=1305#p878983
Музейная информация:
Шаль, хлопок, ручная набойка, 148х148 см
Автор неизвестен
Период создания: 1-я половина 20 в.
Место создания: г. Павловский Посад
Грунт оранжево-бежевый. Рисунок яркий, цветочный. Композиция в стиле «модерн». Кисти хлопчатобумажные.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
ipsilon1 , Лариса, здравствуйте
Я писала о рисунке авторства Постигова. Вот об этом рисунке на шали размером 150х150
Шаль отличается от не менее красивого и интересного платочка из польского музея не только размером, но и рисунком. Я это очень хорошо вижу.
Рисунки стилистически похожи, но авторы у них разные. А в моём сообщении речь шла немного о другом)) И вопрос мой ..... если вы его поняли как вопрос .... был, скорее, риторическим
Я писала о рисунке авторства Постигова. Вот об этом рисунке на шали размером 150х150
Шаль отличается от не менее красивого и интересного платочка из польского музея не только размером, но и рисунком. Я это очень хорошо вижу.
Рисунки стилистически похожи, но авторы у них разные. А в моём сообщении речь шла немного о другом)) И вопрос мой ..... если вы его поняли как вопрос .... был, скорее, риторическим
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
ipsilon1 Спасибо за ваш кропотливый труд исследователя. Буду постепенно вникать и вчитываться, пока это для меня непросто.
Набойная доска напомнила о тех,что "видела " в госкаталоге.
Постигов Нил Степанович
Доска набивная "манера."
Период создания:1910-е гг.
Материал, техника:дерево, металл, резьба по металлу, литье, столярная работа
Размер:41,5х41,5х10,0 см
Место создания:Московская губ., Богородский уезд, г. Павловский Посад
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник"
Доска набивная "манера" - пятислойная доска, квадратной формы, с неровными, слегка скошенными к оборотной стороне краями. К доске прибиты металлические пластины с отлитыми на них тонкими полосками, образующими на доске узор из большого букета роз с листьями, обрамленного в одном из углов доски семью большими удлиненными фестонами, заполненными узорами из завитков, листочков, сердцевидных и крестообразных фигурок. На обратной стороне доски, в центре чуть скошенная внутрь квадратная ручка, прикрепленная к доске двумя винтами. Каждый из слоев "манеры" состоит из отдельных досок.
В конце страницы письма.
—
Письмо [рисовальщика] крестьянина Постигова С.В. (город Павловский Посад, фабрика Лабзина) в Комитет по устройству Политехнической выставки о намерении представить рисунки для набивных платков
Период создания:1871 г. 4 декабря
Материал, техника:бумага
Размер:35,4х22,1 см
Место создания:Российская империя, г. Москва
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Политехнический музей"
На двух листах, второй лист чистый. Специальный бланк ИОЛЕАиЭ, автограф, рукопись, чернила чёрные; пометы
https://goskatalog.ru/portal/#/collecti ... xists=null
Набойная доска напомнила о тех,что "видела " в госкаталоге.
Постигов Нил Степанович
Доска набивная "манера."
Период создания:1910-е гг.
Материал, техника:дерево, металл, резьба по металлу, литье, столярная работа
Размер:41,5х41,5х10,0 см
Место создания:Московская губ., Богородский уезд, г. Павловский Посад
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник"
Доска набивная "манера" - пятислойная доска, квадратной формы, с неровными, слегка скошенными к оборотной стороне краями. К доске прибиты металлические пластины с отлитыми на них тонкими полосками, образующими на доске узор из большого букета роз с листьями, обрамленного в одном из углов доски семью большими удлиненными фестонами, заполненными узорами из завитков, листочков, сердцевидных и крестообразных фигурок. На обратной стороне доски, в центре чуть скошенная внутрь квадратная ручка, прикрепленная к доске двумя винтами. Каждый из слоев "манеры" состоит из отдельных досок.
В конце страницы письма.
—
Письмо [рисовальщика] крестьянина Постигова С.В. (город Павловский Посад, фабрика Лабзина) в Комитет по устройству Политехнической выставки о намерении представить рисунки для набивных платков
Период создания:1871 г. 4 декабря
Материал, техника:бумага
Размер:35,4х22,1 см
Место создания:Российская империя, г. Москва
Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Политехнический музей"
На двух листах, второй лист чистый. Специальный бланк ИОЛЕАиЭ, автограф, рукопись, чернила чёрные; пометы
https://goskatalog.ru/portal/#/collecti ... xists=null
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Доска набивная "контурная".
Период создания:Кон. XIX в.
Материал, техника:дерево, металл, резьба
Размер:41,0х37,0х10,5 см
Место создания:Московская губ., Богородский уезд, г. Павловский Посад (совр. Московская обл., г. Павловский Посад)
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник"
Сделана из трех слоев дерева, две стороны доски образуют прямой угол, две другие - с выемками, с тыльной стороны - сужающаяся к основанию квадратная плоская ручка, с лицевой стороны - прибиты гвоздиками металлические пластины - "подошвы" с узором из симметрично расположенных по отношению к диагонали клейм со стилизованным растительным узором из пышных в виде полурозеток цветов и огурцов разного размера с мелкой разработкой в сочетании с геометрическими мотивами, образованными ломанными линиями.
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
eleka, Елена Владимировна, и я о другом))eleka писал(а): ↑10 июн 2020, 23:05Я писала о рисунке авторства Постигова. Вот об этом рисунке на шали размером 150х150
Шаль отличается от не менее красивого и интересного платочка из польского музея не только размером, но и рисунком. Я это очень хорошо вижу.
Рисунки стилистически похожи, но авторы у них разные. А в моём сообщении речь шла немного о другом))
Совсем не о том, что автор один и тот же.
Не только авторы разные, но и есть ощущение, что разное время. Польский, на мой взгляд, более поздний.
Я о том, что, возможно, есть нечто общее в их предыстории. Отсыл к рисункам индьен, например. Достаточно погуглить tissu indienne…
Эти фантазийные плоскостные цветы и пр.
И опять вспомнилось об этом, когда недавно вышла новая шаль В. Фадеевой «Женское счастье»
Сравнила с первыми попавшимися тканями indienne.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Наверное, то, о чем хочу я написать, лучше сюда. Про Китай.
В связи с появлением на Авито шали "Ботаника" опять пыталась понять, что это за шаль и где напечатана. Помнится, мы остановились на том, что это довоенный Китай. Пусть так.
И стала я смотреть еще про одну странную шаль, которая периодически появлялась на интернет-аукционах винтажных шалей - она даже попала в наш архив как ППК-66. viewtopic.php?f=63&t=15212&start=75#p551011 Вместе со своими белками! бабочками! и птичками!Она меня давно интриговала своей непохожестью на всё остальное, но серьёзно относится к ней невозможно - набойка, как правило, отвратительная.
Ну и вот именно сегодня я поняла, что рисунок этой шали скопирован с изящной китайской шелковой жаккардовой скатерти 1950-х гг.! Конечно, это не ППМ, а какая-то кустарщина. Но схема появления китайского рисунка на платочном изделии занятна.
Напрашивается вопрос, не является ли "Ботаника" копией какой-либо китайской скатерти? Я так не думаю. Поскольку композиция рисунка всё-таки платочная - углы и боковые приставки, штампочки по полю. Но всё-таки очень хочется подержать эту "Ботанику" в руках!
Вот картинки. ППК-66:
А это китайская скатерть:
В связи с появлением на Авито шали "Ботаника" опять пыталась понять, что это за шаль и где напечатана. Помнится, мы остановились на том, что это довоенный Китай. Пусть так.
И стала я смотреть еще про одну странную шаль, которая периодически появлялась на интернет-аукционах винтажных шалей - она даже попала в наш архив как ППК-66. viewtopic.php?f=63&t=15212&start=75#p551011 Вместе со своими белками! бабочками! и птичками!Она меня давно интриговала своей непохожестью на всё остальное, но серьёзно относится к ней невозможно - набойка, как правило, отвратительная.
Ну и вот именно сегодня я поняла, что рисунок этой шали скопирован с изящной китайской шелковой жаккардовой скатерти 1950-х гг.! Конечно, это не ППМ, а какая-то кустарщина. Но схема появления китайского рисунка на платочном изделии занятна.
Напрашивается вопрос, не является ли "Ботаника" копией какой-либо китайской скатерти? Я так не думаю. Поскольку композиция рисунка всё-таки платочная - углы и боковые приставки, штампочки по полю. Но всё-таки очень хочется подержать эту "Ботанику" в руках!
Вот картинки. ППК-66:
А это китайская скатерть:
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Вот еще фото скатерти шелковой жаккардовой
-
- Любитель платков
- Сообщения: 330
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
Вот такое платье мне сегодня встретилось в магазине. Из настоящей Зелёной каймы. Цена двести рублей. )
- Golden Fox
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2140
- Зарегистрирован: 20 ноя 2020, 12:47
- Откуда: СПб - Латвия
БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.
На французском аукционе распродают коллекцию одной дамы из русской эмиграции, профессора, среди лотов попался один интересный. В описании сказано, что это эскиз - иначе говоря крок - павловопосадской шали. Почему они так атрибутировали - понятия не имею. На аукционах это бывает очень по-разному. На мой взгляд, атрибуция неубедительна. Но хотела показать, все же наша тема.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Golden Fox, спасибо! На наши дореволюционные очень похож! Листочки герани (пеларгонии зональной) мелькают и на наших шалях. viewtopic.php?f=3&t=7105&start=30#p390060