БС Сравнения и авторство рисунков (факты, версии)

Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О рисунках Евгения Штыхина

Сообщение tata64 » 15 янв 2017, 14:03

Branchette писал(а):Первый - несомненно.
И чем больше сморю на вязь цветов по краю, тем меньше мне нравятся ягодки на 1 белопольном.
Света, Штыхин трудился на фабрике десятилетия. И не все работы у него выдержаны в одном ключе. Ягодки были у Аболихина ("Осенняя" он же "Вечерний"). Меня эти ягодки ни разу не смущают. На живом платке они смотрятся вполне органично. Еще и сиреневый цветочек в уголок спускается.))

Гирлянду вкруг платка в виде рамки Штыхин очень любил. Рисовал по-разному. Уже писала, что вижу в его рисунках некую детскость, чуть примитива, игры. "Медальоны" - это Кочергин из детских книжек. Вполне допускаю у автора "Медальонов" ягодную кайму. Почему же нет? Вопрос в другом - нравится она или нет. Мне однозначно нравится. Думаю, это брусника.

Сравнение ягодной каймы на моем платке с цветочной каймой "Нежности". Смотрим листики и веточки.
IMG_0611.JPG
платок 5.jpg

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 15 янв 2017, 20:55

Не знаю, надо ли делать то, что я собираюсь сделать. В принципе, все и так все знают. Но попыталась обойтись без этого этапа и поняла, что вязну. Ежели что, не бейте за сей баян.

Прежде всего надо определиться с тем, что нам дано.
Если подходить к вопросу строго, то это – лишь те рисунки, авторство Штыхина которых было подтверждено официально: в книгах, каталогах, музейных или выставочных экспозициях и т.п. Их мы знаем крайне мало. Перечислю.

1. Медальоны.
Изображение
Шаль порядка 150х150. Шерсть. Информация об этой шали публиковалась во множестве источников, в частности, – в обоих альбомах Толстухиной и Полосиновой, в кн. Баровского, Макаровской, Рудина. Считается, что это – рисунок 1950-х годов, лишь Рудин указывает 1940-й. До 1960-х годов набивалась вручную. Известны (мне и на момент написания) 4 колорита: красный с бордовыми медальонами, оранжевый с желтыми медальонами, бирюзовый и зеленый.
Шаль была восстановлена Т.Сухаревской для машинной печати.

2. Нежность.
Изображение
Шаль порядка 150х150. Шерсть. Информация об этой шали публиковалась в обоих альбомах Толстухиной и Полосиновой и в кн. Рудина. Считается, что это – рисунок 1950-х годов, но Рудин указывает 1940-й (и дает название Цветочная кайма). До 1960-х годов набивалась вручную. Известны 2 колорита: в одном все поле кремовое, в другом кремовый только средник, а кайма и цветочная рамка красные. Средник плотно заполнен цветочным узором.
Не знаю, восстановливала ли ее ППМ для машинной печати, но где-то, кажется в Чехии, это было сделано.

3. Цветочная кайма.
Изображение

Изображение
Шаль порядка 150х150. Шерсть. Информация об этой шали публиковалась в кн. Макаровской. Считается, что это – рисунок 1950-х годов. Тогда же набивалась вручную. Отличается от шали Нежность лишь средником: в данном случае он традиционный, заполнен редкими штампочками-розочками. Кайма и средник красные, фон цветочой рамки оранжевый.
Не знаю, восстановливали ли ее хоть где-то для машинной печати.

4.
Изображение
Платок 73х72. Шерсть. Информация об этом платке публиковалась в кн. Толстухиной и Полосиновой 2015 г. Написано, что плат 1960-х гг, ручная набойка.
Впоследствии платки с этим рисунком кем только не печатались в самых разных колоритах. В частности, известны многочисленные подделки на синтетике.

5.
Изображение
Платок порядка 82х82. Печатался как на шерсти, так и на хлопке. Информация об этом платке публиковалась в кн. Толстухиной и Полосиновой 2015 г. Написано, что плат 1960-х гг. Согласно данному источнику, чуть ли не одновременно он и вручную набивался, и машинным способом. Это вызывает некоторые сомнения (к авторству, впрочем, не относящиеся). Известно множество самых разных колоритов.

6, 7.
Изображение
Шаль порядка 150х150. Шерсть. Представлена в музее ППМ. Помимо авторства, там указано, что это ручная набойка, 1971 год. Это, ясное дело, год печати, поскольку с переходом на "фильку" в 1960-е годы новые кроки рисовали уже в расчете на нее. Известны черно- и белогрунтовый варианты.
Рисунок был восстановлен для машинной печати. При этом его переработали в платок размера порядка 95х95.
Изображение
Огромное спасибо eleka, tata64 и Варотнюк Александре за публикацию подробностей, которые можно посмотреть здесь http://platforum.ru/viewtopic.php?f=63& ... 90#p435978 (прод. на 8 и 9 стр.) и здесь http://platforum.ru/viewtopic.php?f=63& ... 45#p559264.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 15 янв 2017, 20:57

Другая группа рисунков, которые можно рассматривать в качестве отправной точки, - это те из них, где руку Штыхина увидели художники ППМ, в первую очередь, Ирина Петровна Дадонова, работавшая на предприятии вместе со Штыхиным с 1962 года. Это ценнейшая информация, но было бы неправильно воспринимать ее, как истину в последней инстанции. Кроме того, в ходе подобных "экспертиз" авторство того или иного художника признавалось с разной степенью уверенности. Иногда это звучало однозначно, но чаще – "это похоже на …" или "это может быть …". Когда это слышишь, то воспринимаешь правильно. Когда видишь уже написанным, сомнения оказываются за кадром, что может сослужить нам плохую службу. Опять же, как показала практика, определение по фото менее точно, чем по реальному платку. А рельными платками мы, увы, располагаем далеко не всегда. И, тем не менее… в большинстве случаев мнение художников совпало с догадками думавших об этом форумчан, причем думавших независимо друг от друга. Именно это дает мне основание предлагать эти рисунки в качестве исходных данных. Возможно, я и не права.

8. У самовара. Шаль порядка 150х150. Шерсть. Ручная набойка.
Была восстановлена Е.Фаворитовой для машинной печати.
Изображение

9. Платок порядка 95х95. Шерсть. Ручная набойка.
Изображение

10. Шаль порядка 150х150. Шерсть. Ручная набойка.
Печаталась и машинным способом (возможно, на Украине).
Изображение

11. Шаль порядка 150х150. Шерсть. Фотофильмпечать.
Изображение

12. Шаль порядка 150х150. Шерсть. Ручная набойка.
Изображение

13. Платок порядка 95х95. Шерсть. Печать валами.
Рисунок был переработан для другой технологии машинной печати.
Изображение

14. Платок порядка 95х95. Шерсть. Печать валами.
Изображение

И это все. Про все прочие платки - это уже исключительно наши предположения. Поэтому мне кажется особенно важным, сколь бы не увлекало нас судоку, всегда соотноситься с упомянутыми шалями, стараться не терять с ними связь.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 15 янв 2017, 20:59

Третья категория платков обширна и представляет для нас – о радость! - источник совершенно достоверной информации. Это все те рисунки, автором которых Штыхин точно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. И упускать их из виду никак нельзя. Представим себе ситуацию: перед нами плат, в котором мы видим бутончики и гвоздички (к примеру), как любил рисовать художник Х. Мы радостно констатируем авторство Х. А между тем, на том же платке розы и листья, характерные для Семена Рыжова…

Вышесказанное касалось собственно рисунков. Но нельзя говорить об их авторстве вне контекста. Надо соотносить наши наблюдения с "историческими реалиями": время, место, ткань, набор красок, техника печати, обработка края – могут оказаться полезны любые нюансы. И, конечно, следует иметь в виду биографию художника. Не менее важна также история предприятия.
Вот, например, художники предприятия, работавшие в одно время со Штыхиным. Если брать послевоенный период, то мы их хорошо представляем. А из довоенных кого знаем? Аболихина, Нила Постигова да Рыжова. Но вот какая информация приведена в кн. Толстухиной-Полосиновой 2015 г. (в скобках – годы жизни).
До войны:
Аболихин Константин Егорович (1868-1942) 1925-1942 (до этого – на Ленской фабрике)
Анисимов Иван Семенович (~1889-?) 1910-1914, 1921-1943 (представитель династии)
Ерохин Е.И. (1906-?) 1932-1941
Жигарев Федор Ильич (1876-?) 1900-1937 (с перерывами)
Лисицын С.И. (1908-?) 1924-1928 ученик, 1928-1941 рисовальщик
Маслов Николай Димтриевич (1909-?) 1937
Окорочков М.Е. (?-?) 1935-1936
Павлова К.И. (1913-?) 1932-1938 (рисовальщик на Ленской фабрике)
Панфилов М.А. (?-?) 1940-1941
Постигов Н.С. (1862-1942) 1879-1934 (рисовальщик; с перерывами, позже – на др. должностях)
Рукавишников С.Д. (?-?) 1927-1938
Рыжов С.П. (1916-1997) 1938-1976 (до 1963 - на Ленской и Городковской фабриках)
Савельева К.И. (?-?) 1932-1937
Сунгуров И.С. (1886-?) 1931-1934, 1937-1939
После войны:
Коков Александр Алексеевич (1920-?) 1946-1948
Ципляев А.Я. (1919-?) 1948
Плюс те, о ком все мы знаем.
Если послевоенных нашлось только двое, причем оба работали совсем недолго, то довоенных реально много. И некоторые из рисовальщиков были связаны с фабрикой не одно десятилетие: Анисимов, Жигарев, к примеру. Ну не может быть, чтобы ничто из их творческого наследия не дошло в том или ином виде до наших дней. Только мы об этом ничего не знаем. И поэтому для нас их вроде как и не было. В 1937 году на фабрике числилось около 10 рисовальщиков. Попадающие к нам в руки довоенные старинки могли быть нарисованы любым из них! И набитые в первые послевоенные годы – тоже. В приведенном списке только те, кто значился в штате. А были еще художники, чьи рисунки предприятие покупало. Собственно, к чему я это? Неправильно во что бы то ни стало пытаться запихнуть рисунок в какую-либо из папочек: Рыжов, Штыхин, Аболихин, Постигов. Какова цена недостоверной информации? Лучше не определять вообще, чем определять неправильно.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина

Сообщение argon » 15 янв 2017, 21:08

eleka писал(а): argon , Аня ^% , я за истину, безусловно. Но искать её можно по-разному :"

Изначально думала о том, чтобы с собранными на форуме картинками обратиться на ППМ. Поэтому предполагала собрать возможный максимум вариантов из того, что выложено на форуме (независимо от размера и ткани, на которой напечатан рисунок). Как-то так...
Елена, я не против хлопка и не против головных платков. Я даже за хлопковые головные платки, напечатанные не позднее 1960-х годов. Но вот более поздний головной хлопок - это очень ненадежная штука: там и родная мама не узнает.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина

Сообщение argon » 15 янв 2017, 21:20

tata64 писал(а): Каким образом вести работу? Вижу два пути. Первый пришедший в голову, я о нем уже писала - первичный отбор из архива массы платков, который могут принадлежать Штыхину. И затем уже работать с этим массивом.
А как же иначе? Без этого и не получится. У меня в компе на эту тему сегодня отковались три директории: Исходные_данные, Мне_так_кажется и Думать. Я их уже заполнила. Но пока - чисто интуитивно. Теперь буду смотреть.
tata64 писал(а): Можно было бы пойти и вторым путем составления Галереи - "путем судоку". Но в сложившейся ситуации это долгий путь с неясными перспективами. Он хорош для изучения творчества художника как такового, но не подходит для решения той практической задачи, которую поставила перед нами eleka.
Так одно другому не мешает. Тем более, подозреваю, оно автоматически будет идти параллельно. Меня, признаться, именно творчество художника, как такового, как раз и увлекает.
tata64 писал(а):Мои предложения в Галерею Е.И. Штыхина.
1. Уплотненная шаль
Согласна

2. Платок шерстяной
Это из экспертизы.

3. Платок шерстяной (позднее представлю другое фото квадратиком).
Это из экспертизы.

4. Платок шерстяной
Согласна

5. Платок шерстяной
Согласна

6. Платок шерстяной
(очень оранжевый колорит нравится).
Это из экспертизы.

7. Платок шерстяной
Согласна

8. Платок шерстяной
А вот здесь - нет, не вижу Штыхина.

9. Платок шерстяной
Согласна

10. Платок шерстяной ( у нас в архиве, вроде бы нет, поэтому два фото).
Скорее нет, чем да. У меня он в папке Думать.

11. Платок шерстяной
Согласна

12. Платок хлопковый
Согласна

13. Платок шерстяной
По малышам больше не пойду пока.
Это из экспертизы.

14. Платок хлопковый
Согласна

15. Платок хлопковый
Согласна

16. Платок хлопковый
Наверное, да

17. Платок хлопковый
Хочется подумать.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 15 янв 2017, 21:53

Тануся писал(а):Автором этого платка, может быть Е. Штыхин
?*():

Про ягодки.
Ягодки ягодкам рознь. Они, как идея, меня в платочном рисунке не только не смущают, но как раз обычно нравятся. Но в белопольной шали, с которой начался разговор, они мне кажутся не самым удачным моментом. И даже не столько из-за собственно ягодок, сколько из-за того, что они ничем не уравновешиваются: пас отсутствует. Но мы же говорим не о композиции, а об авторстве.
Да, судить о манере Штыхина только по платкам с достоверно известным авторством я бы не рискнула. Хотя сколько мы их знаем-то!

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение eleka » 15 янв 2017, 23:51

tata64 писал(а):Смотрим листики и веточки.
Смотрим
платок 5 ф.jpg
платок 5 ф.jpg (29.95 КБ) 5524 просмотра
платок 5.jpg
платок 5.jpg (34.12 КБ) 5524 просмотра
Нежность. Фрагменты
ф1.JPG
ф1.JPG (21.74 КБ) 5524 просмотра
ф2.JPG
ф2.JPG (32.74 КБ) 5524 просмотра
А ещё цветочки
ф4.JPG
ф4.JPG (39.93 КБ) 5524 просмотра
ф3.JPG
ф3.JPG (43.13 КБ) 5524 просмотра
Хлопковый ппх
Изображение
Изображение

Продолжу нумерацию отобранных рисунков от tata64, чтобы не путаться потом

Платок № 18
Печать рисунка на шерстяной ткани. Фрагмент
Фрагмент.jpg
Фрагмент.jpg (33.5 КБ) 5524 просмотра
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение tata64 » 16 янв 2017, 14:58

argon, спасибо огромное за то, что так подробно и обстоятельно поделились своим мнением. ^%
Ничего спорного в Вашем подходе не вижу. И, конечно же, согласна с главным - мы не устанавливаем абсолютное авторство Е.И. Штыхина, мы ведем коллективную экспертизу - как можем, как видим, как знаем. Нужность этого дела у меня не вызывает никаких сомнений. А есть ли истина в последней инстанции? Что-то ситуация с "Ливадией" меня в этом разубедила.Думаю, ни одна экспертиза не может дать 100 % результат. Даже экспертиза ДНК. )))

Мне всегда интересно чужое мнение, чужой взгляд на платок. Хотя есть вещи, с которыми я несогласна даже в экспертизе И.П. Дадоновой. (Там, где я согласна с И.П. относительно Штыхина - я поделилась).

eleka, ^% добавлю еще платочек, в котором я вижу руку Штыхина. Один из вариантов каймового рисунка.

Платок шерстяной. Ручная набойка. ППД 101 viewtopic.php?f=63&t=14940&p=510779#p510781
309120382_1_1000x700_platok-starinnyy-hustka-sumy_rev001.jpg
ППД_105.jpg

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 16 янв 2017, 23:08

Я на минутку, завтра постараюсь нормально написать - не с планшета - и добавить картинки для аргументации. Пока же - покою не даёт: чем больше смотрю, тем меньше эта шаль кажется мне авторства Штыхина...

12. Шаль порядка 150х150. Шерсть. Ручная набойка.
Изображение


Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение tata64 » 17 янв 2017, 18:21

Аня ^% , интрига, однако! :) Обсмотрела уже все маки в нашем архиве. Очень интересно!

И, пока тема дальше не ушла, добавлю еще одно фото ППД 105.
Изображение

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 17 янв 2017, 21:34

tata64 писал(а):Мне всегда интересно чужое мнение, чужой взгляд на платок. Хотя есть вещи, с которыми я несогласна даже в экспертизе И.П. Дадоновой.
Да, и именно с этим связана моя вчерашне-сегодняшняя интрига. Но я пока не готова. Очень не хватает хороших фотографий. И квадратиков. Мало того, что приходится сравнивать изготовленное с применением различных техник набойки, что одни и те же рисунки перерисовывались, так еще сплошь и рядом ничего толком не рассмотришь :cry:
tata64 писал(а):добавлю еще платочек, в котором я вижу руку Штыхина. Один из вариантов каймового рисунка.
Платок шерстяной. Ручная набойка. ППД 105 viewtopic.php?f=63&t=14940&p=510779#p510781
Татьяна, очень интересно! А можно вопрос: почему? Смотрю и не исключаю. Но у меня этот плат даже мимо папки ДУМАТЬ пролетел - глаз не зацепился.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение argon » 17 янв 2017, 21:35

Перетрясла папку с фотографиями шалей-платочков, которые вроде бы могли бы быть штыхинскими (к хлопку любому и явно довоенным шалям еще не подступалась и к папке ДУМАТЬ тоже). Что-то отпало без въедливого рассматривания, что-то потребовало большей тщательности. Вот это и хочу представить (за исключением 3-4 шалей, про которые еще надо бы подумать). Привожу и отрицательные результаты: может, кто-то увидит иначе.
Каждый заинтересовавший меня платкок я последовательно сравнивала с "исходными данными", о которых говорила выше. Сперва полагалась на память, но очень скоро почувствовала себя собакой: все понимаю (чувствую), а сказать не могу. Поэтому стала делать краткие пометочки, которые тут же, на картинках: готова обсуждать.

Сперва - вот такая шалька (вроде бы о ней разговора не было, или пропустила?)

Изображение

А вот еёйная родня.

Изображение

Изображение

Вот эта шалечка считалась у меня возможно-штыхинской еще и раньше. Но когда я увидела шаль tata64, с которой началась ветка, я еще крепче на этот предмет задумалась. Даже если и не Штыхин, то все равно, мне кажется, автор один.

Изображение

Ну и платочки головные дальше. О каких-то уже говорилось, но пусть будут.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В кн. Толстухиной-Полосиновой 2015 г. приводится орнаментальный платочек с указанием, что автор - Штыхин. По-моему, этот - явный родственник. Посмотрела еще несколько чисто орнаментальных: таки-нет!

Изображение

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение tata64 » 17 янв 2017, 21:43

Аня, сначала отвечу на Ваш вопрос про предложенный мною платок, а затем прокомментирую предложенные Вами платки, чего еще не сделала. Но, бегло просмотрев сегодняшние Ваши картинки, сразу могу сказать - там есть платки, которые ранее я не видела, а по таким обобщенным фото судить трудно. Есть и знакомые платки, о которых обязательно напишу. Пока для краткости - да/нет, как это сделали Вы. Для начала это очень удобно - и спасибо Вам огромное за это. ^%

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: О рисунках Евгения Штыхина и не только о них

Сообщение eleka » 17 янв 2017, 21:46

Аня, первую шаль из вашего сообщения я давно приметила :) . Ждала, когда кто-то о ней вспомнит.
Есть еще парочка на примете, но пока думаю. Рисунки Штыхина часто перерабатывали и печатали на других фабриках. Особенно малые формы. Сейчас пишу с планшета, комп пока занят, поэтому без картинок и иллюстраций.

Присвою БС-код
ппф_89 колорит 1
Изображение

Ответить

Вернуться в «БАБУШКИН СУНДУК (старинные и винтажные платки и шали)»