ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: Дореволюционные платки с "номерами"
argon, я пришла к выводу в своих размышлениях, что кремовая шаль и платок выпуска фабрики Александрова после вот этой увиденной шали из музея, которая принадлежит фабрике Александрова:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4418/932 ... 69d8a_orig
А также сравнила одну розу, самую крупную, в медальоне кремовой шали и выглядывающей розой из складки в медальоне вот этой шали, тоже фабрики Александрова:
download/file.php?id=57705&mode=view
Мне показалось, что они похожи. Обе фотографии из музея. Ну, и конечно же вот такие ленты по периметру шали - красная, розовая, голубая, я видела только на платках этой фабрики. Кстати, такие же ленты по периметру и на маленьком платке.
Очень интересно было почитать про "длинноносые лилии" и сравнить рисунки в другой теме. Спасибо Очень схожи прорисовка букетов и детали. Рада, что границы опознания производителя становятся все яснее
Анисья, спасибо! Старинные шали притягивают взгляд, как магнит
http://img-fotki.yandex.ru/get/4418/932 ... 69d8a_orig
А также сравнила одну розу, самую крупную, в медальоне кремовой шали и выглядывающей розой из складки в медальоне вот этой шали, тоже фабрики Александрова:
download/file.php?id=57705&mode=view
Мне показалось, что они похожи. Обе фотографии из музея. Ну, и конечно же вот такие ленты по периметру шали - красная, розовая, голубая, я видела только на платках этой фабрики. Кстати, такие же ленты по периметру и на маленьком платке.
Очень интересно было почитать про "длинноносые лилии" и сравнить рисунки в другой теме. Спасибо Очень схожи прорисовка букетов и детали. Рада, что границы опознания производителя становятся все яснее
Анисья, спасибо! Старинные шали притягивают взгляд, как магнит
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Анна, постаралась внимательно рассмотреть показанные Вами шали, могу поделиться своим мнением, конечно, поверхностным, но все же.
Мне кажется, первая шаль ( вишневая?)и шаль из музея русского платка и шали - очень близкие родственники. Думаю, что обе александровские. А шаль из книги Баровского - все-таки выбивается из ряда. При всем сходстве композиции букета, у меня не возникает ощущения "рифмы", то есть какой-то генетической похожести. Если бы Вы не привлекли внимание, ни за что бы не обратила внимание на общие черты. Хотя к первой шали у меня есть одна "убийственная" ассоциация - хлопковая шаль советского времени. Как только на нее погляжу, сразу вспоминаю эту вишневую шаль. Вот эта: viewtopic.php?f=3&t=799&p=391666#p391587 Понимаю, что общего мало, но ... ничего не могу с собой поделать.
А вот по второй паре - платок Lapochka и шали из книги Макаровской и Владимиро-Суздальского музея-заповедника - соглашусь с Вами, что объединяющий их элемент рисунка - лилия с синей серединкой - совсем не случайна! Меня это убеждает в павловопосадскости всех трех шалей. Из чего следует, что широкая "рамочная" кайма характерна не только для александровских платков.
Добавлю сюда фото еще одной шали с "рамкой". Совсем упустила из виду, что её совсем недавно Lapochka показала! Склероз! В архиве вот этих фот не нашла. Пусть будут тут. Производитель неизвестен.
ППР_4_
Мне кажется, первая шаль ( вишневая?)и шаль из музея русского платка и шали - очень близкие родственники. Думаю, что обе александровские. А шаль из книги Баровского - все-таки выбивается из ряда. При всем сходстве композиции букета, у меня не возникает ощущения "рифмы", то есть какой-то генетической похожести. Если бы Вы не привлекли внимание, ни за что бы не обратила внимание на общие черты. Хотя к первой шали у меня есть одна "убийственная" ассоциация - хлопковая шаль советского времени. Как только на нее погляжу, сразу вспоминаю эту вишневую шаль. Вот эта: viewtopic.php?f=3&t=799&p=391666#p391587 Понимаю, что общего мало, но ... ничего не могу с собой поделать.
А вот по второй паре - платок Lapochka и шали из книги Макаровской и Владимиро-Суздальского музея-заповедника - соглашусь с Вами, что объединяющий их элемент рисунка - лилия с синей серединкой - совсем не случайна! Меня это убеждает в павловопосадскости всех трех шалей. Из чего следует, что широкая "рамочная" кайма характерна не только для александровских платков.
Добавлю сюда фото еще одной шали с "рамкой". Совсем упустила из виду, что её совсем недавно Lapochka показала! Склероз! В архиве вот этих фот не нашла. Пусть будут тут. Производитель неизвестен.
ППР_4_
Последний раз редактировалось tata64 18 мар 2016, 00:25, всего редактировалось 1 раз.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
И вот еще нашла достаточно близкую, на мой взгляд, пару (но не идентичную) с платком Зимородка. Общие элементы - перистые листья, трубчатые цветки, розочки с тугой желтой серединкой. Принимаем во внимание, что белый платочек Зимородка - небольшой, а красный платок - полноценная шаль.
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Раз уж зашел разговор о платках, имеющих, помимо каймы, дополнительные однотонные рамки, решила собрать здесь те, которые мне известны (если ничего не упустила из виду).
1). Sveta сфотографировала эту шаль на выставке платков из коллекции Стахеевых (http://platforum.ru/viewtopic.php?f=18& ... 85#p112355). Как гласит табличка, изготовлена на фабрике Александровых.
ППР_295
2). Фрагмент шали (спорок фелони), фото из книги Толстухиной и Полосиновой. Шаль имеет клеймо товарищества Лабзина-Грязнова. 1890-е гг. Фото этого фрагмента имеется и у Макаровской.
3). Платок, который показала Lapochka. Соображения относительно места изготовления - в предыдущем сообщении.
4). Шаль, которую показала Lapochka. Если бы мне предложили выбирать между ПП и фабрикой Александровых, выбрала бы Александровых. Но ведь и еще платочные мануфактуры были...
Вроде все. Негусто. Вот такая еще есть у Толстухиной и Полосиновой - павловопосадская, с клеймом, 1880-е гг. Она не совсем такая, как надо , но одна розовая рамочка имеется. Т.е. 1880-е гг. это уже практиковалось.
1). Sveta сфотографировала эту шаль на выставке платков из коллекции Стахеевых (http://platforum.ru/viewtopic.php?f=18& ... 85#p112355). Как гласит табличка, изготовлена на фабрике Александровых.
ППР_295
2). Фрагмент шали (спорок фелони), фото из книги Толстухиной и Полосиновой. Шаль имеет клеймо товарищества Лабзина-Грязнова. 1890-е гг. Фото этого фрагмента имеется и у Макаровской.
3). Платок, который показала Lapochka. Соображения относительно места изготовления - в предыдущем сообщении.
4). Шаль, которую показала Lapochka. Если бы мне предложили выбирать между ПП и фабрикой Александровых, выбрала бы Александровых. Но ведь и еще платочные мануфактуры были...
Вроде все. Негусто. Вот такая еще есть у Толстухиной и Полосиновой - павловопосадская, с клеймом, 1880-е гг. Она не совсем такая, как надо , но одна розовая рамочка имеется. Т.е. 1880-е гг. это уже практиковалось.
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
О, шаль с рамками почти квадратиком - как раз в тему! Татьяна, спасибо ! Принимаюсь читать.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Анна, две шали с рамками - достоверно лабзинские - это весомый аргумент в пользу распространенности такого узора. Кстати, ни им ли вдохновлялась Ирина Петровна Дадонова в своей "Травинке"?
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Начинаю с конца.
А вообще, платки Александровых очень разные. Вот, кстати, насчет бордовой шали: вполне допускаю, что она может быть Александровской. Что до этого фрагмента...
...все же вижу тут заимствование: словно исходный текст и его пересказ своими словами. Мне оба нравятся - каждый по-своему. Но вот какой первичен? Формально - может быть любой из них. Хотя, если честно, мне не верится, что павловопосадские художники нуждались в такого рода "подпитке": это же Мастера были! Но, с другой стороны, про художников фабрики Александрова я ничего не знаю: видела лишь несколько их шалей.
Ассоциация с советской хлопковой шалью неожиданна. Хотя общая композиция рисунка, соотношение элементов в самом деле одинаковы.
На эти шаль и платок как ни взгляну, сразу мысль про Александровых. Хотя аргументировать, в общем, нечем особенно (попробую картинки завтра подобрать, которые в совокупности меня до этого довели).tata64 писал(а):И вот еще нашла достаточно близкую, на мой взгляд, пару (но не идентичную) с платком Зимородка. Общие элементы - перистые листья, трубчатые цветки, розочки с тугой желтой серединкой.
А вообще, платки Александровых очень разные. Вот, кстати, насчет бордовой шали: вполне допускаю, что она может быть Александровской. Что до этого фрагмента...
...все же вижу тут заимствование: словно исходный текст и его пересказ своими словами. Мне оба нравятся - каждый по-своему. Но вот какой первичен? Формально - может быть любой из них. Хотя, если честно, мне не верится, что павловопосадские художники нуждались в такого рода "подпитке": это же Мастера были! Но, с другой стороны, про художников фабрики Александрова я ничего не знаю: видела лишь несколько их шалей.
Ассоциация с советской хлопковой шалью неожиданна. Хотя общая композиция рисунка, соотношение элементов в самом деле одинаковы.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Анна, при таком увеличении сопоставить платки легче, и, если честно, мне теперь кажется, что рисунок и правда очень похож на обеих шалях!
Позволю себе привести цитату из Н.В. Толстухиной , которая не именно об этих платках, а вообще о "подражательности" александровских платков:
"Подобные платки, по-видимому, уже в подражание павловопосадским, в то время выпускали и на других текстильных предприятиях, например, на фабрике Е.А. и И.А. Александровых и Ермолинской мануфактуре Ф.С. Исаева, расположенных в Калужской губернии. Отличительной особенностью платков "Товарищества Я. Лабзина и В. Грязнова" была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора".
(Павловопосадские шали, стр. 15).
Позволю себе привести цитату из Н.В. Толстухиной , которая не именно об этих платках, а вообще о "подражательности" александровских платков:
"Подобные платки, по-видимому, уже в подражание павловопосадским, в то время выпускали и на других текстильных предприятиях, например, на фабрике Е.А. и И.А. Александровых и Ермолинской мануфактуре Ф.С. Исаева, расположенных в Калужской губернии. Отличительной особенностью платков "Товарищества Я. Лабзина и В. Грязнова" была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора".
(Павловопосадские шали, стр. 15).
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
Безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора - это одно, а экспериментаторство - другое. Как мне представляется, павловопосадцы были более осмотрительны и, как следствие, более консервативны. Зато уж фабрика Александрова дерзала вовсю. Надо полагать и удачные новшества были.
Говорить наверняка о заимствовании (в смысле кто у кого) можно лишь в том случае, когда вот они, две шали с похожими элементами, обе с клеймами, а на клеймах - года. Да и то, где гарантия, что за кадром не осталось что-то еще более раннее? У сотрудников музеев тут возможностей побольше, чем у нас, но тоже вряд ли много. Боюсь, что и они не всегда знают, кто автор идеи.
Говорить наверняка о заимствовании (в смысле кто у кого) можно лишь в том случае, когда вот они, две шали с похожими элементами, обе с клеймами, а на клеймах - года. Да и то, где гарантия, что за кадром не осталось что-то еще более раннее? У сотрудников музеев тут возможностей побольше, чем у нас, но тоже вряд ли много. Боюсь, что и они не всегда знают, кто автор идеи.
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 13943
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
В Сергиево-Посадском музее эта шаль с подписью "Шаль. Россия. Вторая половина 19 века".argon писал(а): Макаровская пишет, что шаль изготовлена в Павловском Посаде. Не знаю, есть ли на шали штамп. Но, насколько я смогла заметить, в книге представлено множество платков без указания изготовителя. Т.е.
Авторы тоже пишут про Павловский Посад, но - сомневаются.
Re: Дореволюционные платки с "номерами"
tata64, нижайший поклон Вам и argon за новые темы в этой ветке, несколько дней изучаю, столько всего интересного.tata64 писал(а):Радует, что скоро мы сможем получить новую книгу о платках, да еще и за авторством Н.В. Толстухиной! Очень ее жду!
А новость о новой книге обсуждалась где-то на форуме? Собрала все книги о ППП, потому и интересуюсь.
Re: Дореволюционные платки с "номерами"
О книге в последнем сообщении в Организованной утечке информации…
Ждем!
Ждем!
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 13943
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: Дореволюционные платки с "номерами"
"Скоро в каталоге появится редкая книга о платках, хранящихся в Сергиево-Посадском музее. Издана при нашей поддержке, написана известными вам Н.В. Толстухиной и Т.А. Полосиновой. Переплет скромный,цена, видимо, тоже. Это скорее научная работа, но в ней много новых материалов: фото десятков кроков Рыжова, список всех установленных художников и т.п. Много фоток клейменых старинных платков."
Цитата из сообщения Админа.
(Кликните, чтобы почитать оффтопик)...
Цитата из сообщения Админа.
(Кликните, чтобы почитать оффтопик)...
Re: ПРА-бабушкин сундук: дореволюционные набивные платки и ш
boulangerie, Люба, спасибо !
Это очень интересно. При наличии штампа наверняка бы указали изготовителя, надо думать.
Вы ведь только что оттуда, я верно уловила? Какие новости? Разрешают сейчас фотографировать? А много ли выставлено для обозрения? Пять лет там не была, хочется съездить.
Это очень интересно. При наличии штампа наверняка бы указали изготовителя, надо думать.
Вы ведь только что оттуда, я верно уловила? Какие новости? Разрешают сейчас фотографировать? А много ли выставлено для обозрения? Пять лет там не была, хочется съездить.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Дореволюционные платки с "номерами"
Еще один платок с номером нашелся в нашем архиве. Номер в архиве -
ППД_127
Это шаль Эллы. http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 19#p134185 Что-то я пропустила эти фото в свое время.
Шаль Эллы смесовая, без просновок, размер 150х150 см. Отмечу, что в коллекции Стахеевых аналогичная рисунок набит на шали с шелковыми просновками. Фото Sveta с выставки в СПГИХМЗ http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 35#p112351 Там эта шаль числится также как павловопосадская. Кстати, интересный случай изготовления платков в двух артикулах с одним и тем же рисунком. Прям, как сейчас Именинницу-1 напечатали.
Шаль имеет и клеймо лабзинской мануфактуры! То есть, это достоверно павловопосадская шаль. http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 19#p134187 Клеймо №8 ( по классификации Н.В. Толстухиной) Время бытовая клейма - 1896-1909 гг.
Продублирую в этой теме фото общего вид шали с номером 748 :
ППД_127
Это шаль Эллы. http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 19#p134185 Что-то я пропустила эти фото в свое время.
Шаль Эллы смесовая, без просновок, размер 150х150 см. Отмечу, что в коллекции Стахеевых аналогичная рисунок набит на шали с шелковыми просновками. Фото Sveta с выставки в СПГИХМЗ http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 35#p112351 Там эта шаль числится также как павловопосадская. Кстати, интересный случай изготовления платков в двух артикулах с одним и тем же рисунком. Прям, как сейчас Именинницу-1 напечатали.
Шаль имеет и клеймо лабзинской мануфактуры! То есть, это достоверно павловопосадская шаль. http://www.platforum.ru/viewtopic.php?f ... 19#p134187 Клеймо №8 ( по классификации Н.В. Толстухиной) Время бытовая клейма - 1896-1909 гг.
Продублирую в этой теме фото общего вид шали с номером 748 :