БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Платок краковский (chusta krakowska), начало XX века
Яркий кремовый платок с бахромой по всем сторонам. Рисунок в виде бордюра из крупных розовых цветов, перемежающихся с мелкими синими и оранжевыми цветами.
Яркий кремовый платок с бахромой по всем сторонам. Рисунок в виде бордюра из крупных розовых цветов, перемежающихся с мелкими синими и оранжевыми цветами.
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 май 2020, 23:24, всего редактировалось 1 раз.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Платок головной «tybetka» («тибетка»), 1920-е гг., Этнографический музей, Краков
Место происхождения – Краков-Pleszów.
Материал – тибетская ткань
Фабричное производство, 76 х 76 см (без бахромы)
Квадратный платок с машинной подрубкой из красной тибетской ткани. По краям декоративная печатная дорожка из роз на веточках. По всем сторонам вязанная сетка и шерстяная бахрома красного цвета.
Этнографический музей Кракова не только имеет в коллекции интересные шали и платки, но и сообщает о них весьма любопытную информацию.
Красочные шерстяные платки с набивным рисунком из розовых мотивов, которые в народе называют «тибетками», получили широкое распространение в краковской деревне еще в конце XIX века.
Разговорное название платков происходит от тибетской ткани, которую изготавливали из камвольной шерсти овец или тибетских коз. Эту ткань производили в широких масштабах в Европе в XIX веке, в том числе во Франции и Швейцарии, а также в Австро-Венгерской империи, откуда ее первоначально завезли в Польшу. Вероятно, поэтому она и появилась раньше всего в народных костюмах жителей «австрийского раздела». (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Уже в конце XIX века женщины из этнографических и субэтнических групп поляков (Krakowianki, Laszki, Podhalanki oraz Góralki) из районов Живеца, Пьенин, Оравы носили не только платки, но и юбки, пояса и наплечные платки из тибетской ткани.
Начало производства польского «тибета» в Лодзи вызвало в 1920-х гг. рост популярности этой ткани по всей Польше. Тогда в Опочинском, Ловицком, Серадзском, Курпском, Опольском, Ченстоховском, Келецком регионах можно было встретить замужних женщин и девушек в тибетовых (тибетских) головных платках, называемых там «salinówka», «solinówka», «szalinówka» или «marynuska». По-видимому, название «Тибет» не было известно за пределами Малой Польши.
На тибетской ткани обычно набивали цветочные узоры, расположение, элементы и цвет фона которых менялись с течением времени. Первые тибеты были черные с тонким одноцветным рисунком в виде, например, мелких листочков амарантового цвета. Со временем на них появились многоцветные орнаменты, в основном цветочные, растительные. Фон мог быть белым, бордовым, темно-зеленым или темно-синим. Польские тибетские ткани, печатаемые с 1920-х гг., имели рисунки из крупных стилизованных цветов с преобладающим мотивом из одной, двух или трех карминных роз.
В настоящее время в всеобщем сознании название «тибет» ассоциируется не с типом ткани, а именно с характерными цветочными узорами и доминирующим мотивом из роз. Причина этого может заключаться в появлении на польском рынке дешевых азиатских синтетических псевдотибетов с имитацией традиционных узоров. Напротив, современные платки с характерными розовыми мотивами, обычно называемые: фолк, горские, народные, роспись, а также тибетские (!), стали одним из самых узнаваемых элементов моды в стиле этно/фолк.
Данный платок был передан Этнографическому музею в начале 1990-х годов и в настоящее время входит в богатую коллекцию краковских костюмов.
Место происхождения – Краков-Pleszów.
Материал – тибетская ткань
Фабричное производство, 76 х 76 см (без бахромы)
Квадратный платок с машинной подрубкой из красной тибетской ткани. По краям декоративная печатная дорожка из роз на веточках. По всем сторонам вязанная сетка и шерстяная бахрома красного цвета.
Этнографический музей Кракова не только имеет в коллекции интересные шали и платки, но и сообщает о них весьма любопытную информацию.
Красочные шерстяные платки с набивным рисунком из розовых мотивов, которые в народе называют «тибетками», получили широкое распространение в краковской деревне еще в конце XIX века.
Разговорное название платков происходит от тибетской ткани, которую изготавливали из камвольной шерсти овец или тибетских коз. Эту ткань производили в широких масштабах в Европе в XIX веке, в том числе во Франции и Швейцарии, а также в Австро-Венгерской империи, откуда ее первоначально завезли в Польшу. Вероятно, поэтому она и появилась раньше всего в народных костюмах жителей «австрийского раздела». (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Уже в конце XIX века женщины из этнографических и субэтнических групп поляков (Krakowianki, Laszki, Podhalanki oraz Góralki) из районов Живеца, Пьенин, Оравы носили не только платки, но и юбки, пояса и наплечные платки из тибетской ткани.
Начало производства польского «тибета» в Лодзи вызвало в 1920-х гг. рост популярности этой ткани по всей Польше. Тогда в Опочинском, Ловицком, Серадзском, Курпском, Опольском, Ченстоховском, Келецком регионах можно было встретить замужних женщин и девушек в тибетовых (тибетских) головных платках, называемых там «salinówka», «solinówka», «szalinówka» или «marynuska». По-видимому, название «Тибет» не было известно за пределами Малой Польши.
На тибетской ткани обычно набивали цветочные узоры, расположение, элементы и цвет фона которых менялись с течением времени. Первые тибеты были черные с тонким одноцветным рисунком в виде, например, мелких листочков амарантового цвета. Со временем на них появились многоцветные орнаменты, в основном цветочные, растительные. Фон мог быть белым, бордовым, темно-зеленым или темно-синим. Польские тибетские ткани, печатаемые с 1920-х гг., имели рисунки из крупных стилизованных цветов с преобладающим мотивом из одной, двух или трех карминных роз.
В настоящее время в всеобщем сознании название «тибет» ассоциируется не с типом ткани, а именно с характерными цветочными узорами и доминирующим мотивом из роз. Причина этого может заключаться в появлении на польском рынке дешевых азиатских синтетических псевдотибетов с имитацией традиционных узоров. Напротив, современные платки с характерными розовыми мотивами, обычно называемые: фолк, горские, народные, роспись, а также тибетские (!), стали одним из самых узнаваемых элементов моды в стиле этно/фолк.
Данный платок был передан Этнографическому музею в начале 1990-х годов и в настоящее время входит в богатую коллекцию краковских костюмов.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Большой платок «tybetka», рубеж XIX/XX вв., музей Дворцово-парковый комплекс в Пшеворске
Во дворце представлены ценные этнографические коллекции женских и мужских костюмов с XVIII до начала XX в.
Данный платок – ближайший родственник рисунков «Цветочный веер» и «Сиреневый вечер» и других подобных рисунков, получивших распространение в Португалии и известных как «австрийские» платки, выпускаемые в Австро-Венгрии.
Во дворце представлены ценные этнографические коллекции женских и мужских костюмов с XVIII до начала XX в.
Данный платок – ближайший родственник рисунков «Цветочный веер» и «Сиреневый вечер» и других подобных рисунков, получивших распространение в Португалии и известных как «австрийские» платки, выпускаемые в Австро-Венгрии.
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 май 2020, 23:23, всего редактировалось 2 раза.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Шаль из тонкой фабричной шерсти кремового цвета с просновками, начало XX века
На расстоянии 6 см от краев широкая рамка с цветочными мотивами зеленого и розового цвета, средник равномерно заполнен мелкими цветками
159 см х 152 см плюс бахрома
С польского ресурса https://izbaregionalna.zielonki.org/obi ... aramienna/
На расстоянии 6 см от краев широкая рамка с цветочными мотивами зеленого и розового цвета, средник равномерно заполнен мелкими цветками
159 см х 152 см плюс бахрома
С польского ресурса https://izbaregionalna.zielonki.org/obi ... aramienna/
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 май 2020, 23:23, всего редактировалось 1 раз.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Платок краковский (chusta krakowska), произведен после 1919 г.
Тонкий шелковый платок кремового цвета с рисунком из розовых роз с зелеными и коричневыми элементами. Два края подвернуты и подшиты машинным швом, по двум краям фабричная кромка. По всем сторонам бахрома.
Тонкий шелковый платок кремового цвета с рисунком из розовых роз с зелеными и коричневыми элементами. Два края подвернуты и подшиты машинным швом, по двум краям фабричная кромка. По всем сторонам бахрома.
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 май 2020, 23:25, всего редактировалось 1 раз.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Шаль из тонкой фабричной шерсти кремового цвета с просновками.
На расстоянии 6 см от краев широкая рамка с цветочными мотивами красного и розового цветов, средник равномерно заполнен мелкими цветками.
https://izbaregionalna.zielonki.org/obiekt-tygodnia-19/
На расстоянии 6 см от краев широкая рамка с цветочными мотивами красного и розового цветов, средник равномерно заполнен мелкими цветками.
https://izbaregionalna.zielonki.org/obiekt-tygodnia-19/
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
ППД_305
Шаль фабричная из шерсти кремового цвета с просновками, Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
150 см х 150 см
В крупных цветочных мотивах вдоль всех сторон преобладают розы, самые большие мотивы в углах, по всем сторонам бахрома
Место бытования: Березница, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
Шаль фабричная из шерсти кремового цвета с просновками, Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
150 см х 150 см
В крупных цветочных мотивах вдоль всех сторон преобладают розы, самые большие мотивы в углах, по всем сторонам бахрома
Место бытования: Березница, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Платок из фабричной шерсти, 1930-е гг., Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
99 см х 104 см плюс бахрома 13 см
Место бытования – Бережница, Грубешувский повят, Люблинское воеводство
Платок головной, т.н. «szalinówka». На кремовом фоне набивной рисунок из разноцветных стилизованных цветов, составляющих букеты. Цветы напоминают розы и васильки.
По краю геометрический орнамент из синих и амарантовых ромбов, соединенных зелеными ромбами с красными точками. По всем сторонам бахрома кремового цвета.
Женщины носили такие платки в народном костюме. Их покупали на ярмарках или у бродячих торговцев.
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
99 см х 104 см плюс бахрома 13 см
Место бытования – Бережница, Грубешувский повят, Люблинское воеводство
Платок головной, т.н. «szalinówka». На кремовом фоне набивной рисунок из разноцветных стилизованных цветов, составляющих букеты. Цветы напоминают розы и васильки.
По краю геометрический орнамент из синих и амарантовых ромбов, соединенных зелеными ромбами с красными точками. По всем сторонам бахрома кремового цвета.
Женщины носили такие платки в народном костюме. Их покупали на ярмарках или у бродячих торговцев.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Четверть шерстяной шали, Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
Размеры фрагмента (1/4) – 76 см х 70 см
Место бытования: Грубешувский повят, Люблинское воеводство
Разноцветная шерстяная шаль, турецкий мотив на красном фоне, фабричное производство. Орнаменты красного, зеленого, верескового, желтого и белого цветов; бордюр из цветов (преобладают розы) и мотивов, относящихся к восточным орнаментам.
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
Размеры фрагмента (1/4) – 76 см х 70 см
Место бытования: Грубешувский повят, Люблинское воеводство
Разноцветная шерстяная шаль, турецкий мотив на красном фоне, фабричное производство. Орнаменты красного, зеленого, верескового, желтого и белого цветов; бордюр из цветов (преобладают розы) и мотивов, относящихся к восточным орнаментам.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Шаль из фабричной шерсти, т.н. «szalinówka», 1-я половина XX в., Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
150 см х 150 см плюс бахрома 15 см
Место бытования: Dziekanów, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
На черном фоне коричневые просновки по 9 штук. Средник гладкоокрашенный, по кайме набивной растительный узор шириной более 29 см из разноцветных стилизованных цветов, напоминающих розы, веточек с листьями и геометрического орнамента из ромбов и полукруглых зубчиков. По краям бахрома черного цвета.
Такие платки были частью женских народных костюмов.
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
150 см х 150 см плюс бахрома 15 см
Место бытования: Dziekanów, Хрубешувский повят, Люблинское воеводство
На черном фоне коричневые просновки по 9 штук. Средник гладкоокрашенный, по кайме набивной растительный узор шириной более 29 см из разноцветных стилизованных цветов, напоминающих розы, веточек с листьями и геометрического орнамента из ромбов и полукруглых зубчиков. По краям бахрома черного цвета.
Такие платки были частью женских народных костюмов.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Рисунок ППД_7 мне всегда казался европейским, хотя производить могли где угодно.
Еще что-то похожее встречалось в скандинавских музеях.
А мне шаль из Черниговского музея viewtopic.php?f=63&t=27860&start=1620#p883796
напомнила ППО_3 viewtopic.php?f=63&t=16150&p=534553#p534541
«Шаль матушки Бальзаминова» мне тоже всегда казалась чужеземной, хотя у нас ее, наверное, тоже производили.
В прежние времена художники по костюмам были куда как профессиональнее нынешних

Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Шаль шерстяная, фабричное производство, около 1930 г., Польша
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
164 см х 168 см плюс бахрома 10 см
Место бытования – Dziekanów, Замойское воеводство
Шерстяная шаль с кремовой рамкой из цветочных мотивов, в среднике черного цвета мелкие цветочные букетики, в каждом углу мотив в виде цветочного букета. В рисунке преобладают цветы и бутоны роз. По всем сторонам бахрома.
Музей им. Станислава Сташица в Хрубешуве
164 см х 168 см плюс бахрома 10 см
Место бытования – Dziekanów, Замойское воеводство
Шерстяная шаль с кремовой рамкой из цветочных мотивов, в среднике черного цвета мелкие цветочные букетики, в каждом углу мотив в виде цветочного букета. В рисунке преобладают цветы и бутоны роз. По всем сторонам бахрома.
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
ППО_281

Период создания:нач. ХХ в.
Материал, техника:шерсть, ткачество
Размер:170х170
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"

Период создания:нач. ХХ в.
Материал, техника:шерсть, ткачество
Размер:170х170
Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Re: БС Виртуальная коллекция рисунков(старинные платки-шали)
Воспоминания Четверикова :
В деле фасонного товара в это время стала быстро развиваться Лодзь. Целый ряд причин делали там условия работы более выгодными, чем в центральной России, к тому же в Лодзи стала в широкой степени применяться примесь к шерсти хлопка, разработанного тряпья и прочих малоценных примесей, но так как товар предлагался в хороших рисунках и хорошей отделке, к тому же значительно дешевле товара русского, то фабрикам центрального района пришлось пережить очень трудные времена. Особенно кризис усилился около 1885 года. Многие русские суконные фабрики совершенно закрылись, другие искали выход в удешевлении гладких товаров преимущественно применением кноповки, и только немногие фабрики, как Бар. Штиглица, Торнтона, Иокиша, Попова, не поддавались этому увлечению. Все это создавало очень тяжелые условия для существования Городищенской фабрики.
https://trojza.blogspot.com/2017/10/blog-post_18.html
И интересно,что в каталогах никто особенно не обращает внимания и не указывает на смесовый состав ткани.
