Книги и другие источники информации о платках и шалях

Модераторы: eleka, Натик, Фрекен_Жюли

Аватара пользователя
Натик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9585
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 00:53
Откуда: Москва

Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях

Сообщение Натик » 05 апр 2016, 20:00

Павлово-посадские мастера в книге Е.В. Арсеньевой

«Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века
(Из фондов Государственного Исторического музея)»



В связи с выходом в свет книги, являющейся результатом тридцатилетнего труда её автора – Е.В.Арсеньевой , хотелось бы предать всеобщему сведению имена старых павловопосадских платочных предпринимателей и мастеров, в ней с честью упомянутых.
Книга вышла тиражом 1000 экземпляров, и вряд ли многие смогут её купить или найти в библиотеке.
Мы будем рады, если кто-то из посетителей нашей веб-страницы обнаружит в этом списке своих предков.
Автор сайта выражает благодарность А.Маркину за предоставленные материалы.

Указатель мануфактур и фабрик

(© Е.В.Арсеньева. «Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея)», М.,1997, стр.109-145)
В Указателе собраны сведения, помогающие датировать ткани: время основания и существования предприятия, а также переход его от одних владельцев к другим, что влекло за собой изменение клейм на тканях.
Название предприятий – «заведение», «мануфактура», «фабрика» носят номинальный характер и не всегда определяют их экономическую сущность. Преобразование отдельного предприятия в фабрику в данном контексте не рассматривается, поскольку для датировки продукции этот момент не существенен: ручное производство было распространено одновременно с машинным и не может быть определяющим фактором в установлении времени изготовления ткани. Для характеристики некоторых предприятий приводятся сведения о продукции и размерах производства, когда такие данные имеются в источниках...

Вшивкин Никифор Маркович
Шёлковая мануфактура, основана в 1815 г. в с. Казанском Игнатьевской вол. Богородского у. Н.М.Вшивкиным. В 1903 г. владелец – Иван Никифорович Вшивкин. На мануфактуре работало 44 рабочих и на стороне по деревням – 86 ткачей. Изготовлялась мишурная парча.

Вшивкин (Фшивкин) Ф.И.
Шёлковая мануфактура, основана в 1835 г. в с. Казанском Игнатьевской вол. Богородского у. Вшивкиным Ф.И. В 1872 г. у владельца Алексея Филипповича Вшивкина на мануфактуре было 96 станов и 100 рабочих. Выпускала мишурную парчу.

Заглодины, Братья Николай и Спиридон Ивановичи
Шёлковая мануфактура, основана в 1864 г. в д.Рахманово Богородского у. Московской губ.. Здесь работало 100 рабочих и 100 ткачей – по деревням. Производили парчу.

Кудины И. и А., Братья
Ткацкая и платочнонабивная мануфактура, основана в 1895 г. в д.Городок Богородского у. Московской губ. Выпускала набивные шерстяные платки.

Лабзин Яков Иванович и Грязнов Василий

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов» основан в 1863 г. в Павловском Посаде Богородского у. Московской губ. Образовался из двух самостоятельных предприятий, существовавших здесь до 1863 г.: шёлкового – Я.Лабзина и шерстяного с ситценабивным – В.Грязнова. Лабзины промысловую деятельность начали св конце XVIII в. В 1798 г. в с.Павлове Вохонской вол. Богородского у. Московской губ. Существовало шёлковое заведение Ивана Дмитриева сына Лабзина. В 1812 г. у него на 12 станах было выработано 2522 аршина шёлковых тканей и 932 шёлковых платка. В 1843 г. на крупных шёлковых предприятиях Андрея и Ивана Лабзиных работали 397 рабочих на 367 станах. Однако к 1856 г. производство сокращается почти в три раза, рабочих остаётся 121 человек. Возможно, это обстоятельство и послужило причиной объединения мануфактуры с ситцевыми и шерстяными предприятиями как наиболее выгодными. К 1871 г. количество рабочих вырастает до 870, а в 1884 г. – до 1000. В конце XIX в. эта мануфактура – самое крупное предприятие по выпуску шерстяных набивных платков, с капиталом более 2 млн. Руб. и количеством рабочих более 2000.

Сидорин И. и Заглодин Семён Кириллович
Шёлковые мануфактуры, в конце XIX - начале XX в.в. находились в д.Рахманово Богородского у. Московской губ. Выпускали парчу.

Солдатенков Егор Васильевич
Шёлковая мануфактура, основана в 1788 г. в Москве. В 1799 г. имела 28 станов, 59 рабочих, выпускала парчу, штоф, атлас, гродетур, «пукеты», перюсень – на 24602 руб. В 1814 г. этой мануфактурой владеют сыновья – Терентий и Константин Солдатенковы. Выпускают хлопчатобумажные ткани: нанки – 30000 аршин и миткаля – 24000 аршин; рабочих на мануфактуре – 91 человек. У Т.Солдатенкова была ещё одна мануфактура, основанная в 1788 г. в д.Проскуриной Дмитровской окр. Вохонской вол. Московской губ. На ней вырабатывались шёлковые платки.

Штефко Амврозий
Платочнонабивная мануфактура, основана в 1861 г. в слободе Дубровках Павловского Посада Богородского у. Московской губ. Выпускала хлопчатобумажные и шерстяные набивные платки. В конце XIX в. продана Абрамову.

Художники по тканям

(©Е.В.Арсеньева. «Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея)», М.,1997, стр.146-154)
Художники и колористы были главными создателями узорных тканей. От их таланта зависел успех текстильного предприятия. Однако сведения о художниках в сохранившихся источниках отражены очень скупо. В фабричных архивах в лучшем случае можно разыскать их имена с очень краткими «паспортными» данными: фамилия, год рождения и т.д. Никаких материалов, характеризующих творческую деятельность мастеров, в этих архивах не обнаружено. Имеющиеся сведения об оплате труда в некоторой степени могут служить косвенным показателем места, занимаемого отдельным художником в мастерской, так как среди них были ведущие, отвечающие за мастерскую, а также исполнители и ученики.
В архиве Совета торговли и мануфактур сохранились дела о страховании, в которых зафиксированы договоры о передаче созданных художниками узоров в собственность фабрикантам на определённый срок. В них указываются только фамилии мастеров и количество подлежащих страхованию работ, без описания узоров. Найденные материалы позволяют установить, на каком предприятии и когда работал тот или иной художник. Однако соотнести узоры на тканях с каким-либо конкрентным именем не представляется возможным – всего 7 работ имеют подписи.

Анисимов Алексей
В 1900-1901 г.г. ученик рисовальщика на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Московской губ. (РГИА, ф.712, оп.1, ед.хр. 259, л.11)

Анисимов Семён
Родился в 1858 г. Мещанин Московской губ., Богородского у. Фряновской вол. В 1895-1901 г.г. – рисовальщик с жалованьем 39 руб. в месяц на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Московской губ. (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр 239, л.39; ед.хр 177, л.11; ед.хр.259,л.2)

Васильев Аким
В 1877-1878 г.г. рисовальщик на фабрике Торгового дома Якова Лабзина и Василия Грязнова Грязнова в Павловском Посаде Московской губ. Богородского у. (РГИА, ф.712, оп.1, ед.хр.50, л.117)

Жигарев Фёдор
Мещанин Павловского Посада Богородского у. Московской губ. В 1900 г. ему было 24 года. В 1900-1901 г.г. рисовальщик с окладом 30 руб. в месяц на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Богородского у. Московской губ. (РГИА, ф.712, оп.1, ед.хр.259,л.12)

Карасёв Фёдор
Мещанин Павловского Посада Богородского у. Московской губ. В 1900 г. ему было 27 лет. В 1895-1901 г.г. рисовальщик на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова с жалованьем 29 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-40; ед.хр. 177 , л.11; ед. хр. 259, л.6)

Логинов Герасим
Унтер-офицер, в 1883 г. рисовал узоры для платков на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Богородского у. Московской губ.. В марте 1883 г. этой фирмой в Московском отделении Совета торговли и мануфактур были застрахованы в собственность на два года 2 рисунка этого мастера (РГИА, ф.616, оп.1, ед.хр.18, л.56)

Манухин Иван

Мещанин Павловского Посада Богородского у. Московской губ. В 1900 г. ему было 30 лет. В 1895-1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде с окладом 29 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-40; ед.хр. 177, л.11; ед.хр. 259, л.7)

Нефедов Яков
Мещанин Павловского Посада Богородского у. Московской губ. В 1900 г. ему было 38 лет. В 1895-1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде с жалованьем 25 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-40; ед.хр. 177, л.11; ед.хр. 259, л.10)

Постигов Дмитрий
Мещанин Павловского Посада Московской губ; в 1900 г. ему было 28 лет. В 1900-1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде с окладом 29 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1, ед.хр. 259, л.8)

Постигов Степан
Мещанин Павловского Посада Московской губ; в 1900 г. ему было 67 лет. В 1896 -1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде с окладом 50 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-40; ед.хр.177, л.11; ед.хр. 259, л.1)

Постигов Нил
Мещанин Павловского Посада Московской губ; в 1900 г. ему было 37 лет. В 1895 -1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде, оклад - 30 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-40; ед.хр.177,л.11; ед.хр.259,л.3)

Проханов Захар
Мещанин Павловского Посада Московской губ; в 1895-1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде, оклад - 30 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.30-40; ед.хр.177,л.11; ед.хр.259,л.4)

Соломонов Сергей
Мещанин Павловского Посада Московской губ; в 1900 г. ему было 24 года. В 1900-1901 г.г. - рисовальщик на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде, оклад - 19 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1, ед.хр. 259, л.5)

Судан Павел
Московский мещанин, в 1900 г. ему был 31 год. Рисовальщик на мануфактуре Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Московской губ., оклад - 30 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед.хр. 239, л.39-49; ед.хр. 177, л.11; ед.хр. 259, л.4)

Этман Николай
Московский мещанин; в 1900 г. ему было 74 года. В 1895-1901 г.г. рисовальщик на фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде Московской губ., оклад – 24 руб. в месяц (РГИА, ф.712, оп.1: ед. хр. 239, л.39-40; ед.хр.177,л.11, ед.хр.259, л.9)
http://www.pavlovskyposad.ru/p_article_oldtextile.htm

Аватара пользователя
Натик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9585
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 00:53
Откуда: Москва

Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях

Сообщение Натик » 05 апр 2016, 20:09

«О чём поведает платок?»
Л.Л.Сольская ©

статья опубликована в виде брошюры Музеем истории русского платка и шали

Уникальный музей, посвящённый русскому платку и шали, открыт в Павловском Посаде. Более ста лет этот город славится шёлковыми узорными тканями и шерстяными набивными платками.
Музей создан по инициативе жителя города Владимира Фёдоровича Шишенина. Основой фондов музея стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта XVIII-XX в.в.
Одна из задач музея – показать платок во всём его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.
Замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение наряда. На примере небольшой коллекции головных уборов русского Севера (сорок, кокошников, подвойников) можно увидеть разные манеры ношения платка и способы его завязывания.
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и твроческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок. В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, бесконечные вариации восточных орнаментов.
Знакомство со способами украшения ткани начинается с ручного золотого шитья на нижегородских шёлковых косынках и каргопольском платке из хлопковой ткани. В их узорах сохранились древние образы-символы (дерево жизни, певчие птицы, гуси-лебеди) и более поздние – с французских тканей (виноград, вазоны, букеты с бантами).
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX в.в. Основой будущей текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль завоевал высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.
Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х г.г. XIX века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонними. Такая шаль была излюбленным украшением в одежде, особенно у женщин купеческого сословия.
Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губ., село Русиново) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павловский Посад). Цветочные композиции каждой из них имеют свой узнаваемый художественный стиль. «Александровский» платок отличается тонкими изогнутыми линиями и изящными формами цветов. Шали и платки «павловские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов в углах платка и гирлянды по кайме,а также восточные орнаменты, имитирующие индийские шали.
Московская губерния славилась производством узорных шёлковых тканей и платков. Особенно выделялись мануфактуры Богородского и Коломенского уездов. В музее показаны полушёлковые (репсовые) платки Богородского уезда конца XIX в. со сложным декором в стиле ампир. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, помещённые в орнаментальные вазоны, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома дополняет красоту шалей.
В экспозиции также широко представлены разноцветные хлопчатобумажные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале XX в. открывались первые механические ситценабивные фабрики. Посетители музея познакомятся с платками известных мануфактур Барановых, Рубачёвых и Посылиных. В Москве лучшие платки из хлопка выпускала знаменитая Прохоровская Трёхгорная мануфактура.
Среди такого множества платков и шалей любая женщина на ярмарке или в модном магазине могла купить платок по вкусу и достатку, для праздников и будней, на холодную и жаркую погоду.
Особое место в экспозиции занимает тема памятных платков, напечатанных «с надлежащего разрешения» властей в честь знаменательных событий в истории России.
По их сюжетам можно проводить уроки истории: о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года и др.
В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках: десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.
Меняются времена и технологии, но платок всегда остаётся лучшим подарком.
Картина развития платка сегодня иллюстрируется авторскими работами современных художников по платкам – ручной росписью по тканям и кроками (рисунками).
Каждый экспонат музея – это не только красивый и редкий предмет, но и богатый научный материал по истории текстильной промышленности и декоративно-прикладному искусству.
Приглашаем всех желающих в увлекательное путешествие по страницам истории русского платка.

Павловский Посад, 2002 г.
http://www.pavlovskyposad.ru/p_article_platok.htm

Закрыто

Вернуться в «Печатные каталоги фирменной платочной продукции»