Книги и другие источники информации о платках и шалях
Модераторы: eleka, Натик, Фрекен_Жюли
Книги и другие источники информации о платках и шалях
Уважаемые форумчанки, тема в процессе создания
КНИГИ
Павловские шали. Н. Г. Рудин
М.: Легкая индустрия, 1979, 168 стр. Плат узорный. А.Коновалов
М.: Московский рабочий, 1981
отрывки из книги Русские шали. Г.А. Макаровская
М.: Советская Россия, 1986
Текстовая часть книги стр. 5-24
Обсуждение книги
посмотреть фотографии шалей из книги можно здесь__продолжение Павловопосадские шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова
Альбом. (По заказу ОАО «Павлопосадская платочная мануфактура»)
М.: Интербук-бизнес, 2007 Романс о павловопосадской шали. Марина Колева
Альбом Платочной радуги узор. Анатолий Баровский
Авторы проекта Владимир Стулов и Вячеслав Долгов.
М.: 2013, 400 стр.
Обсуждение книги Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского ГИХМЗ. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова.
М.: Союз Дизайн, 2015, 248 стр.
СПГИХМЗ: страницы альбома 2015 г.(иллюстрации) Два столетия павловопосадской шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова
Каталог выставки. М., 2001
Народное искусство России в современной культуре. Некрасова М. А.
М. Коллекция М, 2003
Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея). Е.В.Арсеньева. М.,1997
отрывки из книги
Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. Выпуск Х
М.: Академия художеств СССР, 1963
ссылка
СТАТЬИ в газетах, журналах и интернет-изданиях
О чём поведает платок? Л.Л. Сольской
статья опубликована в виде брошюры Музеем истории русского платка и шали
читать
Старопавловская газета ссылка__ссылка
Рубрика «Национальное достояние»
Тема "О нас пишут"
Неопубликованное: Дипломные работы, диссертации
Дипломная работа форумчанки Махариши (М.Н. Коноваленко) о сохранении традиционной семантики павловопосадского платка
МУЗЕИ, имеющие коллекции русских платков и шалей
Музей русского платка и шали в Павловском Посаде Московская область
музейный гид коллекции
Восточно-Казахстанского областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтного музей-заповедник ссылка
Художественно-мемориальный музей И.Е. Репина в г. Чугуев ссылка
Поманицкая О.В. Коллекция Павловопосадских шалей в фондах ХММ и.Е. Репина
КНИГИ
Павловские шали. Н. Г. Рудин
М.: Легкая индустрия, 1979, 168 стр. Плат узорный. А.Коновалов
М.: Московский рабочий, 1981
отрывки из книги Русские шали. Г.А. Макаровская
М.: Советская Россия, 1986
Текстовая часть книги стр. 5-24
Обсуждение книги
посмотреть фотографии шалей из книги можно здесь__продолжение Павловопосадские шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова
Альбом. (По заказу ОАО «Павлопосадская платочная мануфактура»)
М.: Интербук-бизнес, 2007 Романс о павловопосадской шали. Марина Колева
Альбом Платочной радуги узор. Анатолий Баровский
Авторы проекта Владимир Стулов и Вячеслав Долгов.
М.: 2013, 400 стр.
Обсуждение книги Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского ГИХМЗ. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова.
М.: Союз Дизайн, 2015, 248 стр.
СПГИХМЗ: страницы альбома 2015 г.(иллюстрации) Два столетия павловопосадской шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова
Каталог выставки. М., 2001
Народное искусство России в современной культуре. Некрасова М. А.
М. Коллекция М, 2003
Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея). Е.В.Арсеньева. М.,1997
отрывки из книги
Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. Выпуск Х
М.: Академия художеств СССР, 1963
ссылка
СТАТЬИ в газетах, журналах и интернет-изданиях
О чём поведает платок? Л.Л. Сольской
статья опубликована в виде брошюры Музеем истории русского платка и шали
читать
Старопавловская газета ссылка__ссылка
Рубрика «Национальное достояние»
Тема "О нас пишут"
Неопубликованное: Дипломные работы, диссертации
Дипломная работа форумчанки Махариши (М.Н. Коноваленко) о сохранении традиционной семантики павловопосадского платка
МУЗЕИ, имеющие коллекции русских платков и шалей
Музей русского платка и шали в Павловском Посаде Московская область
музейный гид коллекции
Восточно-Казахстанского областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтного музей-заповедник ссылка
Художественно-мемориальный музей И.Е. Репина в г. Чугуев ссылка
Поманицкая О.В. Коллекция Павловопосадских шалей в фондах ХММ и.Е. Репина
Re: Книги и ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях
.....................
Re: Книги и ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях
............................
Re: Книги и ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях
.................................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
...........................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
.....................................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
................................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
Русские шали. Автор составитель Г.А. Макаровская. Москва, "Советская Россия", 1986 г.
Стр. 5 - стр. 24 - текстовая часть книги.
Стр. 5 - стр. 24 - текстовая часть книги.
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
...............................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
......................................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
............................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
Плат узорный. А.Коновалов
М.: Издательство "Московский рабочий", 1981 г., 176 стр.
На обложке центральный элемент платка "Хризантемы" Аболихина, на оборотной стороне - элемент платка "Хохлома" З.Ольшевской. 17
Отрывки из книги, размещенные на форуме ПростоНастя ссылка на исходную тему
Платки Константина Аболихина
Константин Егорович Аболихин, небольшого росточка, седобородый, с гладко зачесанными на лоб волосами, отличался недоропливостью в движениях, спокойствием в мыслях и действиях...Утром придя в мастерскую, выдвинет ящик стола, где у него в полном порядке хранились карточки с изображениями цветов, и не спеша подберет то, что требуется...Работает отрешившись от всего. Сидит, рисует и напевает тихонько себе под нос:
Липа вековая под окном шумит
Песня удалая за рекой звучит
Кто-нибудь из молодых рисовальщиков не выдержит, неслышно подойдет к художнику и стоит, как зачарованный, любуясь розами на бумаге. Потом наклонется к мастеру и скажет, не таясь, восторженные слова. Словно придя в себя Аболихин вздрогнет:
-Ты что это, чертяка, во весь голос в ухо кричишь?
-Уж и похвались нельзя?! Да не кричал я , шепотом сказал...
И снова тишина в мастерской... Однажды, это было в 1930 году, в мастерскую шумно ввалилась ватага приехавших из Москвы художников - быстрых, подвижных, как ртуть...Молодые непоседливые, уверенные, что искусство принадлежит только им. Аболихин оторвался от листа с розами, долго и удивленно смотрел на шумных гостей, в сердцах махнул рукой и взялся за кисть. Молодые московские художники ( павловские мастера называли себя рисовальщиками) приехали создавать агитплатки. Их рисунки поразили павловцев. Вместо традиционных цветов они изображали на платках дымящиеся трубы заводов, самолеты, тракторы, мачты электропередач. Закончив работу, затевали спор с павловскими мастерами. Защищали индустриальные рисунки, доказывая свою правоту.
Константин Егорович, не обрщая внимания на происходящее, сидел себе и рисовал. Иногда встанет, пройдется, глянет на листы москвичей и снова вернется на свое место. Работает, слушает, что говорят. Красиво говорят, ученые...
Молодым захотелось узнать мнение маститого художника,и, разложив листы со своими рисунками, они пригласили Аболихина...Он походил меж столов, посмотрел, прищурив глаза:
-Ничего нужные рисуночки. На конфетные бумажки для карамели сгодятся...
...Но как не был художник предан своим розам, уговорили и его нарисовать поле и трактор. Как всегда работал над новым рисунком неторопливо, обстоятельно. Написал большое ржаное поле, пустил орнамент из снопов - символов урожая. На поле изобразил небольшой трактор. Разделал по всем канонам ремесла: грунт, отличные от него "низки" - края платка, покрытые иной, чем общий тон, краской, крупные детали, тонкий орнамент. Показал рисунок и услышал то, что никто и никогда не говорил ему в жизни:
-Не пойдет.
-Почему?
-Идея не та. Маленький трактор потерялся на фоне безбрежного поля. Он просто жалок. Это - дискридитация техники.
-Но маленький трактор обеспечил большой урожай...
-Надо было выразить мысль, что трактор победил степь, а у вас все наоборот...Свернул дед-всевед рисунок и ушел рассерженый. С тех пор индустриальными рисунками не занимался. "Каждому свое" - любил повторять старый мастер. Как и всякий большой художник, Аболихин был неподвластен моде и всякого рода течениям, он следовал самобытному, чисто народному искусству. Его творения выдержали испытание временем, в них сосредоточие всего, чем знаменит павловский платок.
Аболихин родился в 1868 году в крестьянской семье в подмосковном селе Ильинском -Усове. У него очень рано проявились способности к рисованию. Уже в мальчишескую пору он рисовал на заказ цветы для конфетных коробок и шоколадных оберток. Довелось ему служить в царской армии, там он тоже отличился, спас однажды тонущего человека. Фельдфебель Аболихин командовал отделением. "Ростом я мал, -говорил Константин Егорович, да удал. Дисциплину держал крепко, солдаты относились ко мне с уважением".
Отслужив в армии, художник-самородок работал в Москве, в частной мастерской, которая выполняла заказы на изготовление рисунков для декоративных тканей и платков. Вскоре он стал основным художников, работы которого очень ценили...Потом он получил приглашение владельцев фабрики и переехал в Павловский Посад.
Старожилы хорошо помнят невысокого старика с седой крестьянской бородой. Одевался он просто и даже бедно. На работу ходил в старых залатанных брюках, в длинной косоворотке, перехваченной в талии ремешком, посил дешевеньких в полоску пиджак.
Будучи человеком замкнутым, на первый взгляд нелюдимым и сыровым, Аболихин по- отечески относился к своему ученику Евгению Штыхину. От учителя Штыхин перенял обстоятельность, тщательность, сосредоточеннойсть в работе.
Отличное знание природы, цветов позволило Аболихину виртуозно писать растительные и цветочные орнаменты. Он словно бросал на платки и шали живые розы, плел тонкую вязь бисерного узора. Сочные краски аболихинских цветов и орнаментов удивительно гармонируют, кажется прозрачными и живыми.
Старый мастер часто писал крупные розы, хризантемы, георгины. Платки Аболихина имели огромный успех на всемирной выставке в Париже (1937 г.), Международной выстаке в Нью-Йорке (1939 г.), где они были удостоены высших наград. В 1957 году ему посмертно присужден диплом I степени выставки народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР.
В одно время с Аболихиным творил его ровестник Нил Степанович Постигов (1860-1942 г.) Рассказывают, что его отец, Степан Васильевич, тоже был художником. Подлинная фамилия его - Васильев. Он учился искусству живописи и за великолепное постижение науки получил прозвище Постигов. Прозвище стало его фамилией, которую он передал своему сыну - Нилу.
Нил Степанович Постигов прошел обычную в старой России школу трудовой жизни: ученик - мальчик на побегушках, потом - подмастерье, занятый подсобной и черновой работой, и, наконец, постижение ремесла. В советское время он работал копировальщиком в резном цехе, рисовальщиком и художником в граверной мастерской . Нил Степанович - мастер четкого, академического рисунка. Его росписи удивительно технологичны, удобны для производства. Это в первую очередь объясняется тем, что он вышел из рисовальщиков и до тонкости знал технологию изготовления набивного и печатного платка.
Н.С.Постигов любил писать в восточной манере. Художник умело использует природный цвет ткани, часто применяет несколько грунтов. В Загорском государственном историко-художественном заповеднике хранится платок Н.С.Постигова "Огненный". На темном фоне, словно гигантский костер, полыхают алым цветом розы.
Мастерство павловских художников и мастеров набивных тканей в полной мере проявилось во вемя подготовки к Всемирной выставке в Париже, которая состоялась в 1937 году. Большой вклад в создание шедевров, которые в Париже назвали "жемчужинами Европы", внесли художники Аболихин, Постигов, Штыхин, человек разносторонних дарований, занимался в основном резьбой по дереву - делал цветки. И многие другие работники фабрики. Коллектив подготовил более 600 высокохудожественных изделий. Перед отправкой полотна выставили на просмотр в Москве в Доме Союзов. Много рисунков для платков создал Евгений Иванович Штыхин (1909 - 1976). Он родился в деревне Улитино под Павловским Посадом, с детства любил леса и луга. В 1914 году на войне погиб отец, через четыре года в Саратове, куда семья поехала в поисках хлеба, умерла мать. Девятилетний мальчик некоторое время воспитывался в приюте, откуда его забрала и увезла на родину бабушка. В 1924 году Женя Штыхин начал работать курьером на Ленской фабрике, окончил ФЗУ и стал мастером-резчиком. В 1934 перешел на фабрику, где проработал более сорока лет с одним перерывом: во время войны Штыхин пулеметчиком оборонял от фашистов город Ленина...
Был Штыхин высок, худ и очень застенчив. Его наставник Аболихин добивался, чтобы он в совершенстве знал цветы, листья, учил его мастерству. Ученик схватывал все на лету, усвоил и довел мастерство до искусства, никого не повторяя в своих работах. Штыхин обладал своеобразной манерой строить композицию, которую он в шутку называл "классическим построением". Сев за стол, он неторопливо, на первый взгляд без всякого плана, пририсовывал к одному цветку другой, третий и так без конца. Общей композии не набрасывал, а представлял ее мысленно с мельчайшими подробностями. Рисовал цветы карандашом, потом раскрашивал. Любил ярко-красные и ярко-голубые тона, звонкие цвета. Сидит, бывало, пририсовывает, пририсовывает. И вдруг - букет, великолепный букет. Непонятные глазу нагромождения он привел в удивительную стройность, кажущейся асимметрии придал общую уравновешенность и гармонию... Такое под силу только таланту.
Художник много и часто рисовал с натуры... В Загорском государственном историко-художественном музее хранится его платок "Медальоны". На алом грунте сложная композиция, сделанная из цветочных медальонов, каждый из которых законченное произведение. Сорок лет отдал искусству росписи платка Семен Петрович Рыжов ( род. в 1916 г.)
«Сколько себя помню, всегда тянуло рисовать. Откуда это? Родители занимались крестьянством, а вот дедов брат и его сыновья, люди мастеровитые, служили на Прохоровской мануфактуре рисовальщиками».
В 1934 году поступил в Московский художественно-промышленный техникум им.Калинина, на отделения живописи. Дебютировал на фабрике имени Х годовщины Красной Армии, где познакомился с Аболихиным. Вскоре перешел на Ленскую фабрику, на которой прослужил до Великой Отечественной Войны. Его платки «Мак» и «Весенний» экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Всю войну Рыжов служил в морской пехоте под Ленинградом. « Я маленький и, видимо, потому блокадный голод переносил легче других, - вспоминал ветеран.- На ходу легкий, часто связным ходил в Ленинград. »
Сразу же после демобилизации вернулся в Павловский Посад…В 1965 году на фабрике имени Х годовщины Красной Армии способом фотофильмпечати выпускали платок Рыжова «Четыре праздника»: черный грунт, четыре угла, в каждом разные цветы – маки, георгины, розы, сирень. Массовыми тиражами выходили его платки «Тюльпан», «Мак», белоземельные – «Ромашка», «Георгины».
Член союза художников Рыжов участвовал во многих выставках. За 40 лет творчества он сделал сотни рисунков. Рыжов – искусный рисовальщик, мастер тонкого орнамента и графического рисунка. Все детали у него тщательно выписаны, проработаны. В пору цветения он ходил а лес, на луг, в сад. Набрасывал эскизы, обогащал память впечатлениями. А уж потом наставала пора вдохновенно творчества. Любимые цвета – розовые, зеленые, серебристо-золотые, тона русской парчи… Екатерина Регунова.
Шаль "Рябиновая"
"...В мастерской на столе художницы Е.П.Регуновой алел букет из веток спелой рябины. Любит Екатерина Петровна рябину...потому и назвала один из своих лучших платков ее именем. Шаль "Рябиновая" создана в 1957 г., выпускается большими тиражами и радует всех, кто ее носит и кому просто доводится ее видеть. О том, как родился этот платок Екатерина Петровна рассказывала так: " Августовским вечером возвращалась я с фабрики. Солнце заходило,и все небо пылало жаром заката. Вошла в свой сад и не узнала его. Все стало новым: фон темно-красный, а листья и гроздья рябины почти золотые. Тут же я сделала эскиз. Так появилась моя"Рябина"..."Платок, казалось, уже возник, жил на бумаге, но никак не удавалось передать освещенность вечернего заката, поразившую художницу, и выпуклость рябиновой грозди...Тени...Их-то не хватало в композиции. Увидела - и за работу. Под кистью заиграла кружевная тень из листьев и рябиновых ягод...
Е.П.Регунова (Алясова) родилась и выросла на ивановской земле. Способность к рисованию у нее появилась рано, когда о павловских платках она еще и слыхом не слыхивала. Хорошие рисунки получались у девочки, но больше всего любила Катя театр, ее влекла сцена. Война смешала все планы. В 1941 г. художница поступила в Ивановский химико-технологический институт, в июле 1945 г. окончила его, получив профессию техника-художника по художественному оформлению тканей, стала работать в Павловском Посаде. За годы своего творчества создала более 500 рисунков. Тиражи ее платков исчисляются милионами. Е.П.Регунова- член союза художников, участница многих выставок...Секреты и тонкости набойки платков Регунова постигала у фабричных художников, резчиков, граверов, набойщиков. Училась у старых мастеров.Постигая традиции, вносила в рисунки свое: без этого не бывает подлинного художника...Художница хорошо помнит свой первый платок. Маки и ромашки написаны на нем неуверенной рукой. Много воды утекло с тех пор, прежде, чем удалось создать шаль "Рябиновую". "Моя художественная биография в платках",- говорит Екатерина Петровна. "Творчество больших, самобытных мастеров трудно канонизировать, заключить в какие-то рамки. Традиции лишь подчеркивают почерк и лицо мастера. Есть у Регуновой шаль "Аграфена" - нарочито крупные цветы, броские, яркие краски. Полная противоположность - "Невеста", белая, с небольшим букетом роз шаль, с тончайшими гирляндами розовых цветочков, разбросанных по белому полю.Шаль дышит нежностью и чистотой, легкостью. Два платка - два разных характера и настроения.
Е.П.Регунова не разделяет бытующее мнение, что главное в павловских платках - розы. По ее мнению, традиционны не розы, а скорее розовый цвет. Стало правилом рисовать розы, георгины, маки, пионы розовым, а листья - зелеными. По мнению художницы, важна традиционность павловской разработки цвета, цветы же любые годятся. На розах павловские мастера набили руку, умеют их рисовать. Заставить зазвучать в павловском ключе другие формы, то есть цветы - это искусство. Рискнула, бросила художница на ткань алую гроздь рябины - удалось. Кстати, в букете этого платка есть розы, георгины, ромашки, лилии, васильки, но именно весть рябины придала новое звучание шали.
Не счесть узоров, выплеснутых на ткань неуемной фантазией Е.П.Регуновой. В каждом платке - своя тема, свои цветы. "Гладиолусы" - величественный букет цвета алой зари на белом поле. "Осенний" - золотистые и коричневые листья- силуэты создают осеннюю гамму цветов, и на этом фоне основной - павловский букет цветущих роз." " У каждого мастера есть шедевры, есть просто любимые вещи. Попросили как-то Екатерину Петровну назвать самую любимую шаль.
- Думаю, она еще на кончике кисти.
- Ну а что больше всех нравится людям?
- Наверное, "Рябина". Ее по-разному называли - "Рябиновая", "Рябина кудрявая". Она на выставке в Брюсселе была. Очень люблю будущий платок "Гурзуф в цвету". Он пока на бумаге. Удастся ли воплотить рисунок в материале таким, каким я его задумала?..В нем более двух десятков красок. Это ветки цветущих персиков, черешен, роз на густо-розовом фоне гор в час рассвета. Сочинила рисунок платка в Гурзуфе и пыталась передать весеннее настроение, счастье." Фото из книги
Крайняя слева Надежда Слащева, вторая слева - Клара Зиновьева, третья - Галина Сотскова
М.: Издательство "Московский рабочий", 1981 г., 176 стр.
На обложке центральный элемент платка "Хризантемы" Аболихина, на оборотной стороне - элемент платка "Хохлома" З.Ольшевской. 17
Отрывки из книги, размещенные на форуме ПростоНастя ссылка на исходную тему
Платки Константина Аболихина
Константин Егорович Аболихин, небольшого росточка, седобородый, с гладко зачесанными на лоб волосами, отличался недоропливостью в движениях, спокойствием в мыслях и действиях...Утром придя в мастерскую, выдвинет ящик стола, где у него в полном порядке хранились карточки с изображениями цветов, и не спеша подберет то, что требуется...Работает отрешившись от всего. Сидит, рисует и напевает тихонько себе под нос:
Липа вековая под окном шумит
Песня удалая за рекой звучит
Кто-нибудь из молодых рисовальщиков не выдержит, неслышно подойдет к художнику и стоит, как зачарованный, любуясь розами на бумаге. Потом наклонется к мастеру и скажет, не таясь, восторженные слова. Словно придя в себя Аболихин вздрогнет:
-Ты что это, чертяка, во весь голос в ухо кричишь?
-Уж и похвались нельзя?! Да не кричал я , шепотом сказал...
И снова тишина в мастерской... Однажды, это было в 1930 году, в мастерскую шумно ввалилась ватага приехавших из Москвы художников - быстрых, подвижных, как ртуть...Молодые непоседливые, уверенные, что искусство принадлежит только им. Аболихин оторвался от листа с розами, долго и удивленно смотрел на шумных гостей, в сердцах махнул рукой и взялся за кисть. Молодые московские художники ( павловские мастера называли себя рисовальщиками) приехали создавать агитплатки. Их рисунки поразили павловцев. Вместо традиционных цветов они изображали на платках дымящиеся трубы заводов, самолеты, тракторы, мачты электропередач. Закончив работу, затевали спор с павловскими мастерами. Защищали индустриальные рисунки, доказывая свою правоту.
Константин Егорович, не обрщая внимания на происходящее, сидел себе и рисовал. Иногда встанет, пройдется, глянет на листы москвичей и снова вернется на свое место. Работает, слушает, что говорят. Красиво говорят, ученые...
Молодым захотелось узнать мнение маститого художника,и, разложив листы со своими рисунками, они пригласили Аболихина...Он походил меж столов, посмотрел, прищурив глаза:
-Ничего нужные рисуночки. На конфетные бумажки для карамели сгодятся...
...Но как не был художник предан своим розам, уговорили и его нарисовать поле и трактор. Как всегда работал над новым рисунком неторопливо, обстоятельно. Написал большое ржаное поле, пустил орнамент из снопов - символов урожая. На поле изобразил небольшой трактор. Разделал по всем канонам ремесла: грунт, отличные от него "низки" - края платка, покрытые иной, чем общий тон, краской, крупные детали, тонкий орнамент. Показал рисунок и услышал то, что никто и никогда не говорил ему в жизни:
-Не пойдет.
-Почему?
-Идея не та. Маленький трактор потерялся на фоне безбрежного поля. Он просто жалок. Это - дискридитация техники.
-Но маленький трактор обеспечил большой урожай...
-Надо было выразить мысль, что трактор победил степь, а у вас все наоборот...Свернул дед-всевед рисунок и ушел рассерженый. С тех пор индустриальными рисунками не занимался. "Каждому свое" - любил повторять старый мастер. Как и всякий большой художник, Аболихин был неподвластен моде и всякого рода течениям, он следовал самобытному, чисто народному искусству. Его творения выдержали испытание временем, в них сосредоточие всего, чем знаменит павловский платок.
Аболихин родился в 1868 году в крестьянской семье в подмосковном селе Ильинском -Усове. У него очень рано проявились способности к рисованию. Уже в мальчишескую пору он рисовал на заказ цветы для конфетных коробок и шоколадных оберток. Довелось ему служить в царской армии, там он тоже отличился, спас однажды тонущего человека. Фельдфебель Аболихин командовал отделением. "Ростом я мал, -говорил Константин Егорович, да удал. Дисциплину держал крепко, солдаты относились ко мне с уважением".
Отслужив в армии, художник-самородок работал в Москве, в частной мастерской, которая выполняла заказы на изготовление рисунков для декоративных тканей и платков. Вскоре он стал основным художников, работы которого очень ценили...Потом он получил приглашение владельцев фабрики и переехал в Павловский Посад.
Старожилы хорошо помнят невысокого старика с седой крестьянской бородой. Одевался он просто и даже бедно. На работу ходил в старых залатанных брюках, в длинной косоворотке, перехваченной в талии ремешком, посил дешевеньких в полоску пиджак.
Будучи человеком замкнутым, на первый взгляд нелюдимым и сыровым, Аболихин по- отечески относился к своему ученику Евгению Штыхину. От учителя Штыхин перенял обстоятельность, тщательность, сосредоточеннойсть в работе.
Отличное знание природы, цветов позволило Аболихину виртуозно писать растительные и цветочные орнаменты. Он словно бросал на платки и шали живые розы, плел тонкую вязь бисерного узора. Сочные краски аболихинских цветов и орнаментов удивительно гармонируют, кажется прозрачными и живыми.
Старый мастер часто писал крупные розы, хризантемы, георгины. Платки Аболихина имели огромный успех на всемирной выставке в Париже (1937 г.), Международной выстаке в Нью-Йорке (1939 г.), где они были удостоены высших наград. В 1957 году ему посмертно присужден диплом I степени выставки народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР.
В одно время с Аболихиным творил его ровестник Нил Степанович Постигов (1860-1942 г.) Рассказывают, что его отец, Степан Васильевич, тоже был художником. Подлинная фамилия его - Васильев. Он учился искусству живописи и за великолепное постижение науки получил прозвище Постигов. Прозвище стало его фамилией, которую он передал своему сыну - Нилу.
Нил Степанович Постигов прошел обычную в старой России школу трудовой жизни: ученик - мальчик на побегушках, потом - подмастерье, занятый подсобной и черновой работой, и, наконец, постижение ремесла. В советское время он работал копировальщиком в резном цехе, рисовальщиком и художником в граверной мастерской . Нил Степанович - мастер четкого, академического рисунка. Его росписи удивительно технологичны, удобны для производства. Это в первую очередь объясняется тем, что он вышел из рисовальщиков и до тонкости знал технологию изготовления набивного и печатного платка.
Н.С.Постигов любил писать в восточной манере. Художник умело использует природный цвет ткани, часто применяет несколько грунтов. В Загорском государственном историко-художественном заповеднике хранится платок Н.С.Постигова "Огненный". На темном фоне, словно гигантский костер, полыхают алым цветом розы.
Мастерство павловских художников и мастеров набивных тканей в полной мере проявилось во вемя подготовки к Всемирной выставке в Париже, которая состоялась в 1937 году. Большой вклад в создание шедевров, которые в Париже назвали "жемчужинами Европы", внесли художники Аболихин, Постигов, Штыхин, человек разносторонних дарований, занимался в основном резьбой по дереву - делал цветки. И многие другие работники фабрики. Коллектив подготовил более 600 высокохудожественных изделий. Перед отправкой полотна выставили на просмотр в Москве в Доме Союзов. Много рисунков для платков создал Евгений Иванович Штыхин (1909 - 1976). Он родился в деревне Улитино под Павловским Посадом, с детства любил леса и луга. В 1914 году на войне погиб отец, через четыре года в Саратове, куда семья поехала в поисках хлеба, умерла мать. Девятилетний мальчик некоторое время воспитывался в приюте, откуда его забрала и увезла на родину бабушка. В 1924 году Женя Штыхин начал работать курьером на Ленской фабрике, окончил ФЗУ и стал мастером-резчиком. В 1934 перешел на фабрику, где проработал более сорока лет с одним перерывом: во время войны Штыхин пулеметчиком оборонял от фашистов город Ленина...
Был Штыхин высок, худ и очень застенчив. Его наставник Аболихин добивался, чтобы он в совершенстве знал цветы, листья, учил его мастерству. Ученик схватывал все на лету, усвоил и довел мастерство до искусства, никого не повторяя в своих работах. Штыхин обладал своеобразной манерой строить композицию, которую он в шутку называл "классическим построением". Сев за стол, он неторопливо, на первый взгляд без всякого плана, пририсовывал к одному цветку другой, третий и так без конца. Общей композии не набрасывал, а представлял ее мысленно с мельчайшими подробностями. Рисовал цветы карандашом, потом раскрашивал. Любил ярко-красные и ярко-голубые тона, звонкие цвета. Сидит, бывало, пририсовывает, пририсовывает. И вдруг - букет, великолепный букет. Непонятные глазу нагромождения он привел в удивительную стройность, кажущейся асимметрии придал общую уравновешенность и гармонию... Такое под силу только таланту.
Художник много и часто рисовал с натуры... В Загорском государственном историко-художественном музее хранится его платок "Медальоны". На алом грунте сложная композиция, сделанная из цветочных медальонов, каждый из которых законченное произведение. Сорок лет отдал искусству росписи платка Семен Петрович Рыжов ( род. в 1916 г.)
«Сколько себя помню, всегда тянуло рисовать. Откуда это? Родители занимались крестьянством, а вот дедов брат и его сыновья, люди мастеровитые, служили на Прохоровской мануфактуре рисовальщиками».
В 1934 году поступил в Московский художественно-промышленный техникум им.Калинина, на отделения живописи. Дебютировал на фабрике имени Х годовщины Красной Армии, где познакомился с Аболихиным. Вскоре перешел на Ленскую фабрику, на которой прослужил до Великой Отечественной Войны. Его платки «Мак» и «Весенний» экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Всю войну Рыжов служил в морской пехоте под Ленинградом. « Я маленький и, видимо, потому блокадный голод переносил легче других, - вспоминал ветеран.- На ходу легкий, часто связным ходил в Ленинград. »
Сразу же после демобилизации вернулся в Павловский Посад…В 1965 году на фабрике имени Х годовщины Красной Армии способом фотофильмпечати выпускали платок Рыжова «Четыре праздника»: черный грунт, четыре угла, в каждом разные цветы – маки, георгины, розы, сирень. Массовыми тиражами выходили его платки «Тюльпан», «Мак», белоземельные – «Ромашка», «Георгины».
Член союза художников Рыжов участвовал во многих выставках. За 40 лет творчества он сделал сотни рисунков. Рыжов – искусный рисовальщик, мастер тонкого орнамента и графического рисунка. Все детали у него тщательно выписаны, проработаны. В пору цветения он ходил а лес, на луг, в сад. Набрасывал эскизы, обогащал память впечатлениями. А уж потом наставала пора вдохновенно творчества. Любимые цвета – розовые, зеленые, серебристо-золотые, тона русской парчи… Екатерина Регунова.
Шаль "Рябиновая"
"...В мастерской на столе художницы Е.П.Регуновой алел букет из веток спелой рябины. Любит Екатерина Петровна рябину...потому и назвала один из своих лучших платков ее именем. Шаль "Рябиновая" создана в 1957 г., выпускается большими тиражами и радует всех, кто ее носит и кому просто доводится ее видеть. О том, как родился этот платок Екатерина Петровна рассказывала так: " Августовским вечером возвращалась я с фабрики. Солнце заходило,и все небо пылало жаром заката. Вошла в свой сад и не узнала его. Все стало новым: фон темно-красный, а листья и гроздья рябины почти золотые. Тут же я сделала эскиз. Так появилась моя"Рябина"..."Платок, казалось, уже возник, жил на бумаге, но никак не удавалось передать освещенность вечернего заката, поразившую художницу, и выпуклость рябиновой грозди...Тени...Их-то не хватало в композиции. Увидела - и за работу. Под кистью заиграла кружевная тень из листьев и рябиновых ягод...
Е.П.Регунова (Алясова) родилась и выросла на ивановской земле. Способность к рисованию у нее появилась рано, когда о павловских платках она еще и слыхом не слыхивала. Хорошие рисунки получались у девочки, но больше всего любила Катя театр, ее влекла сцена. Война смешала все планы. В 1941 г. художница поступила в Ивановский химико-технологический институт, в июле 1945 г. окончила его, получив профессию техника-художника по художественному оформлению тканей, стала работать в Павловском Посаде. За годы своего творчества создала более 500 рисунков. Тиражи ее платков исчисляются милионами. Е.П.Регунова- член союза художников, участница многих выставок...Секреты и тонкости набойки платков Регунова постигала у фабричных художников, резчиков, граверов, набойщиков. Училась у старых мастеров.Постигая традиции, вносила в рисунки свое: без этого не бывает подлинного художника...Художница хорошо помнит свой первый платок. Маки и ромашки написаны на нем неуверенной рукой. Много воды утекло с тех пор, прежде, чем удалось создать шаль "Рябиновую". "Моя художественная биография в платках",- говорит Екатерина Петровна. "Творчество больших, самобытных мастеров трудно канонизировать, заключить в какие-то рамки. Традиции лишь подчеркивают почерк и лицо мастера. Есть у Регуновой шаль "Аграфена" - нарочито крупные цветы, броские, яркие краски. Полная противоположность - "Невеста", белая, с небольшим букетом роз шаль, с тончайшими гирляндами розовых цветочков, разбросанных по белому полю.Шаль дышит нежностью и чистотой, легкостью. Два платка - два разных характера и настроения.
Е.П.Регунова не разделяет бытующее мнение, что главное в павловских платках - розы. По ее мнению, традиционны не розы, а скорее розовый цвет. Стало правилом рисовать розы, георгины, маки, пионы розовым, а листья - зелеными. По мнению художницы, важна традиционность павловской разработки цвета, цветы же любые годятся. На розах павловские мастера набили руку, умеют их рисовать. Заставить зазвучать в павловском ключе другие формы, то есть цветы - это искусство. Рискнула, бросила художница на ткань алую гроздь рябины - удалось. Кстати, в букете этого платка есть розы, георгины, ромашки, лилии, васильки, но именно весть рябины придала новое звучание шали.
Не счесть узоров, выплеснутых на ткань неуемной фантазией Е.П.Регуновой. В каждом платке - своя тема, свои цветы. "Гладиолусы" - величественный букет цвета алой зари на белом поле. "Осенний" - золотистые и коричневые листья- силуэты создают осеннюю гамму цветов, и на этом фоне основной - павловский букет цветущих роз." " У каждого мастера есть шедевры, есть просто любимые вещи. Попросили как-то Екатерину Петровну назвать самую любимую шаль.
- Думаю, она еще на кончике кисти.
- Ну а что больше всех нравится людям?
- Наверное, "Рябина". Ее по-разному называли - "Рябиновая", "Рябина кудрявая". Она на выставке в Брюсселе была. Очень люблю будущий платок "Гурзуф в цвету". Он пока на бумаге. Удастся ли воплотить рисунок в материале таким, каким я его задумала?..В нем более двух десятков красок. Это ветки цветущих персиков, черешен, роз на густо-розовом фоне гор в час рассвета. Сочинила рисунок платка в Гурзуфе и пыталась передать весеннее настроение, счастье." Фото из книги
Крайняя слева Надежда Слащева, вторая слева - Клара Зиновьева, третья - Галина Сотскова
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
...............................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
.............................
Re: Книги и другие источники информации о платках и шалях
...............................