ipsilon1 писал(а):tata64 , дорогая, я даже не знаю, что и сказатьtata64 писал(а):И вот еще статья этой же исследовательницы. Оказывается, в 2010 году Кунсткамера ( он же МАЭ) приобрела целый костюмный комплекс Вьана-ду-Каштелу ! И в этой статье подробно о нем рассказывается!
http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-8 ... 8-9_14.pdf
Вы же вроде бы читали тему о поругальском Цветочном веере, у нас даже довольно обстоятельный обмен мнениями состоялся. Я ведь об этом подарке португальцев Кунсткамере не одну страницу наваяла и уже более двух лет статью эту постоянно цитирую и комментирую
viewtopic.php?f=42&t=16665&start=30#p546109
Более того, я даже начала электронную переписку с автором статьи Е.Соболевой, она мне много разных материалов и статей, посвященных португальскому костюму (и не только), прислала
Португальские корни некоторых старинных рисунков
Модераторы: eleka, Брусника, Натик, Фрекен_Жюли, Листва, yuliak2005, AcTpuD
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
tata64 писал(а):Ну вот видите, плод долго зрел, но созрел! Прошла Вашим путем.
Но вот там ведь в статье написано, что платки "Цветочный веер" - австрийские! О чем же мы гадали? И это очень похоже на правду. Многие дореволюционные шали с Западной Украины выполнены в похожем стиле.
Но больше всего меня поразила работа по сертификации и популяризации традиционного костюма в Португалии. Просто стало понятно очень многое. Не все нравится, но многое восхищает!
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
tata64 писал(а):Света, ты про "Цветочный веер"?
А мне кажется родственники (может быть, двоюродные) у него вот эти платки: (извините за офф в теме, но все переплелось):
Это точно дореволюционная ручная набойка. Можно еще аналоги присмотреть, но не уверена, что это не реплики поздней печати.
О том, что в конце 19 века конкуренция между платочными фабриками была огромная - это хорошо известно. Нашим, русским, фабрикам конкуренцию создавали польские. И, очевидно, в Западной Европе такой же сильный центр был в Австрии. Возможно, что вышеприведенные аналоги и польские, но они как-то у меня хорошо монтируются с "Цветочным веером". А с лабзинскими платками - не очень.
В одном мы все согласны - фабричные платки появились и в Западной Европе, и в России почти одновременно, и стиль их на старте был общим - текстильный рисунок эпохи "историзма". А вот в дальнейшем - в каждой стране появились свои особенности. И некоторые из платочных производств сумели сформировать свое лицо, свой стиль. Как ППМ, например.
Все, слезаю с тумбочки. Мне было интересно пропустить это все через себя. ipsilon 1, извините за невнимательность - и спасибо за стимул к расширению кругозора!
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
ipsilon1 писал(а):tata64 , в статье написано (дословно): "В стране существует множество видов шалей и платков, отличающихся по материалу, расцветке, орнаменту. В 1880-е годы платки национального производства не выдержали конкуренции с австрийскими, которые делались с однотипными узорами в нескольких вариантах – красном, зеленом, желтом. Так называемые «китайские шали» (xaile chines) воспроизводят набивные и тканые восточные мотивы. Ранее их ткали из шерсти мериносной овцы, нередко дополняли вышивкой и бахромой. Без бахромы шаль считалась незавершенной, и мастерицы вязали из нитей сетку разного размера (A Franja)."tata64 писал(а):Но вот там ведь в статье написано, что платки "Цветочный веер" - австрийские! О чем же мы гадали? И это очень похоже на правду. Многие дореволюционные шали с Западной Украины выполнены в похожем стиле.
Е.Соболева по моей просьбе выясняла у португальских коллег вопрос о происхождении рисунка "Цветочный веер" - ей в один голос все ответили, что узор привезен из Китая в 16 в.
Учитывая все это, пока не могу сделать однозначный вывод о том, что упомянутые австрийские платки - и есть Цветочный веер.
Так что вопрос о происхождении рисунка "Цветочный веер" и самых ранних его видоизменениях и стилизациях, на мой взгляд самый главный и самый интересный, остается пока открытым.
tata64, на беглый взгляд эти рисунки у меня с Веером не монтируются, но очень схожи с рядом платков из ряда районов Испании, показанных в этой теме (поищу позднее).tata64 писал(а):Света, ты про "Цветочный веер"?
А мне кажется родственники (может быть, двоюродные) у него вот эти платки: (извините за офф в теме, но все переплелось):
Это точно дореволюционная ручная набойка. Можно еще аналоги присмотреть, но не уверена, что это не реплики поздней печати.
... Возможно, что вышеприведенные аналоги и польские, но они как-то у меня хорошо монтируются с "Цветочным веером". А с лабзинскими платками - не очень.
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
tata64 писал(а):Ipsilon 1, извините за офф топ, как.то не хочется дробить темы, очень уж это все связано. Но Вам виднее.
Для меня наиболее значимой стала информация не о Цветочном веере, а о работе португальцев со своим наследием. Наконец-то я поняла, кто мне мешал почувствовать живых португальцев - это португальский бюрократ, который из лучших побуждений превратил живой народный костюм в униформу. Думаю, что запихнуть весь костюм в базовый вариант для целей реконструкции - не лучшая идея. Когда идут женщины в одинаковых палатках - это кажется странным. Просто не укладывается в сознании, что все в городке носили одинаковые платки - ну это же против женской природы!
А вообще португальцы - молодцы, просто не то слово! И очень интересно было прочитать о платках любви.
Добавлю по теме, с учётом новых знаний. С таким стремлением сертифицировать объекты традиционного костюма - не возникнет ли такая ситуация, что и Филигрань Г. Сотсковой станет неотъемлемой частью какого-либо традиционного португальского костюма третьей степени реконструкции? ЭНу просто потому, что так решил португальский бюрократ? Это шутка, конечно, но в каждой шутке...
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
ipsilon1 писал(а):tata64, а я думаю, не в бюрократах здесь дело. Или не только в них, не так уж они всесильны. Думаю, прежде всего сказался объективный ход развития экономики, глобализация и пр. По понятным причинам очень мало осталось в Европе предприятий, производящих набивные платки. Подобные производства переместились известно куда, ассортимент сократился. Но у португалок костюм ведь состоит не из одного платка. Это у нас цветастый платок зачастую играет роль целого костюма. А у них в каждый из многочисленных вариантов традиционного наряда входит масса принадлежностей и аксессуаров, бОльшая часть которых имеет индивидуальный дизайн, т.к. производится вручную (богатейшая вышивка на юбках, передниках, жилетах, сумках-кошельках, "платках любви", обильные ювелирные украшения). Тут они и отрываются, соревнуются в декоративности и уникальности. А платки, чулки, обувь - необходимое дополнение.tata64 писал(а):Наконец-то я поняла, кто мне мешал почувствовать живых португальцев - это португальский бюрократ, который из лучших побуждений превратил живой народный костюм в униформу. Думаю, что запихнуть весь костюм в базовый вариант для целей реконструкции - не лучшая идея. Когда идут женщины в одинаковых палатках - это кажется странным. Просто не укладывается в сознании, что все в городке носили одинаковые платки - ну это же против женской природы!
А ведь когда-то - в золотые времена расцвета фабричного производства набивных платков - и португалки щеголяли в самых разных платках, достаточно посмотреть старинные ч/б фото, которых немало в сети.
Вполне реальный сценарий, были же факты демонстрации наших платков и шалей в качестве принадлежности португальского (испанского) костюма на разных этнографических выставках, в музеях, публикациях.tata64 писал(а): С таким стремлением сертифицировать объекты традиционного костюма - не возникнет ли такая ситуация, что и Филигрань Г. Сотсковой станет неотъемлемой частью какого-либо традиционного португальского костюма третьей степени реконструкции? ЭНу просто потому, что так решил португальский бюрократ? Это шутка, конечно, но в каждой шутке...
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Как-то обратила внимание, что наряду с платками "Цветочный веер" в двух вариантах (с различием по форме листиков - скругленная или острая) существуют и другие платки, имеющие много сходства с Веером. Сначала не придала этому значения, потом заинтересовалась, кое-что сохранила.
Экземпляр первый, шаль на девочке на каком-то празднике в муниципалитете Эскарай (Ezcaray) в автономном сообществе Риоха. Вроде бы Веер, но какой-то не такой, форма листиков на "рогах изобилия" другая, из трех лепестков.
https://i.pinimg.com/originals/0b/f6/7e ... fffaed.jpg
А потом такой же Веер, с такими же листиками, всплыл одном из испанских интернет-аукционов.
https://www.todocoleccion.net/antigueda ... ~x55790190
Старинный платок региональный, мериносовая шерсть, происхождение – из Толедо, 95х95 см, по периметру шерстяная бахрома 10 см, плетеная вручную, 150 евро. На черном фоне что-то (?) из цветов.
Экземпляр первый, шаль на девочке на каком-то празднике в муниципалитете Эскарай (Ezcaray) в автономном сообществе Риоха. Вроде бы Веер, но какой-то не такой, форма листиков на "рогах изобилия" другая, из трех лепестков.
https://i.pinimg.com/originals/0b/f6/7e ... fffaed.jpg
А потом такой же Веер, с такими же листиками, всплыл одном из испанских интернет-аукционов.
https://www.todocoleccion.net/antigueda ... ~x55790190
Старинный платок региональный, мериносовая шерсть, происхождение – из Толедо, 95х95 см, по периметру шерстяная бахрома 10 см, плетеная вручную, 150 евро. На черном фоне что-то (?) из цветов.
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Сравнение с Цветочным веером 1699-5
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
И еще один почти такой же платок нашелся, на том же испанском интернет-аукционе.
https://www.todocoleccion.net/antigueda ... ~x50017695
Пишут, что старинный платок (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Мериносовая шерсть, набойка, 78х78 см
https://www.todocoleccion.net/antigueda ... ~x50017695
Пишут, что старинный платок (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Мериносовая шерсть, набойка, 78х78 см
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
.......
Сравнение с Цветочным веером 1699-5
Сравнение с Цветочным веером 1699-5
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Сравнение этих двух "фантазий на тему Веера" между собой
Композиция в целом одинаковая. Заметны различия в цветочной мелочи в серединке, количестве и размерах фиолетовых и желтых цветочков.
В том числе, возможно, из-за разницы в размерах платков - 95х95 и 78х78.
Композиция в целом одинаковая. Заметны различия в цветочной мелочи в серединке, количестве и размерах фиолетовых и желтых цветочков.
В том числе, возможно, из-за разницы в размерах платков - 95х95 и 78х78.
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Ofrenda Floral Al STMO Cristo del Prado-2012
Большинство дам в манильских мантонах, изредка попадаются Испанские.
А на одной даме большая шаль, явно родственная Вееру.
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
Композиция совсем другая, но тот же вихревой, кружащийся ритм. И очень много общего в деталях, крупных и мелких.
Острые листики с прожилками на завитушках, "рога изобилия" (?), наполненные розами, букетики из белых цветочков и травинок. ОЧЕНЬ характерные торчащие травинки-метелки.
Большинство дам в манильских мантонах, изредка попадаются Испанские.
А на одной даме большая шаль, явно родственная Вееру.
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
https://www.flickr.com/photos/josemaria ... 660228525/
Композиция совсем другая, но тот же вихревой, кружащийся ритм. И очень много общего в деталях, крупных и мелких.
Острые листики с прожилками на завитушках, "рога изобилия" (?), наполненные розами, букетики из белых цветочков и травинок. ОЧЕНЬ характерные торчащие травинки-метелки.
Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР
Сравнение с Цветочным веером 1699-5
Очень жаль, что нет фото шали квадратом и в хорошем качестве.
Дурыманова Виктория , (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Продолжение следует
Очень жаль, что нет фото шали квадратом и в хорошем качестве.
Дурыманова Виктория , (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Продолжение следует