(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
1. По Законопроекту Минпромторга по изменению Фед.закона 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". Этот Законопроект уже неоднократно изменялся авторами по сравнению с первоначальным вариантом в июле 2020г., но не стал лучше по своей сути.
Основные проблемы в том, что:
1.1) законопроект Минпромторга разработан узким кругом чиновников (Кадырова, Нургатина) без привлечения проф.сообщества и экспертов НХП - первая редакция Законопроекта появилась на портале «Регулейшн» (regulation.gov.ru) в июле 2020. В нем Минпром хотел все зарегулировать и всем в НХП командовать - через Фонд , финансируемый из бюджета, затем Фонд сменился на Агентство "Роспромысел"(тоже - из гос.бюджета), а затем про эти структуры убрали, когда от Правительства Мишустина была дана установка на сокращение всяких структур, финансируемых за счет бюджета. Но другие недопустимые положения в Законопроекте остались.
1.2) профессиональное и экспертное ообщества сразу же заявили свое категорическое неприятие этого Законопроекта. Мы сразу же предложили Минпрому — прежде чем выпускать какой-либо Законопроект по изменению Фед.закона «О НХП», требуется разработать Стратегию НХП.
1.3) И после указанные чиновники Минпрома заняли такую позицию:
"Критикам слова не давать, Их позицию не учитывать (как будто вообще нет такой критики). И не допустить участия критиков в каких-либо обсуждениях".
И затем Минпром провел массу "круглых" столов, "обсуждений", - и везде Кадырова с Нургатиной говорили, что от «проф.сообщества» есть поддержка, и все "за". От проф.сообщества ими приглашались только одни те же лояльные Минпрому представители немногих организаций НХП, которые имели материальный интерес в виде субсидий от Минпрома (среди них Резников А.А. «Ассоциация "Ведущих Производителей НХП", Краюшкина Е.В., и др.) - их не более 10-15, хотя только в Федеральном перечне организаций НХП более 80.
1.4) Кадырова даже не считает нужным общаться с теми из НХП, кто критикует Законопроект, и не собирается ничего учитывать из их критики - она и не общалась. Т.е. у проф.сообщества нет не только диалога с Минпромом, но нет шансов, что такой диалог возможен.
1.5) Законопроект нужен Минпрому, что бы:
а) узаконить производимое выделение сотен миллионов рублей под флагом "поддержки НХП" (за 2019г. - более 200млн.р., за 2020г. - более 300млн.руб) различным некоммерческим организациям - но от их деятельности ничего не пошло в помощь самим НХП;
б) вписать НХП в тренд "креативных индустрий" (см.ниже в п.4.1., про то, что НХП - вообще антипод Креативных индустрий), и под эту волну Креативных индустрий выделять еще больше денег из бюджета и "осваивать" их;
в) и получить финансирование и освоить (предположительно около 10 млрд.руб.) - на проект ТЕТРА (это см. в Законопроекте «Главу 5 "Территории сохранения и развития традиций и уклада бытования" — но содержание этого Проекта никому из НХП не известно)
1.6) професcиональное и экспертное сообщества НХП твердо убеждены, что сам Законопроект — не только не окажет помощь НХП, но и является вредоносным для этой сферы и разрушительным.
2. Кратко о том, в чем вред и разрушение для НХП от этого Законопроекта:
2.1) изменения понятийного аппарата по НХП - не научны, т. к. не соответствуют теории народного искусства, и не имеют практического обоснования (все новые понятия и категории от Минпромторга (про творческие мастерские, научно-творческие лаборатории, про СРО, и т. п.) - их нет в реальности, как и нет опыта их практического использования) и потому такие изменения НЕ ДОПУСТИМЫ;
2.2) задан ошибочный вектор развития НХП - Минпром видит регулирование НХП, как промышленной деятельности; а правильно, что НХП (как часть Народного искусства России) - это сфера культурной деятельности;
2.3) растаскивание бюджетных денег (см. Выше п.1.5.а.) - неправильно в принципе, а потом, когда узнают, что нет результата по развитию НХП (а это, конечно, будет!!!), то уменьшат финансирование и на поддержку реальных изготовителей НХП, которые сегодня решают задачу по «выживанию» - им сейчас сохранить бы коллективы и производства (у них с 2014 года - постоянное снижение объемов выручки и производства. И полностью не соответствует действительности такое заявление Кадыровой, что "отрасль НХП выросла за 2017-2019г.г. на 45%".).
В итоге такой разрушительной деятельности Минпрома для сферы НХП будут потеряны время и деньги - а уйдут люди с производств НХП, не будет и самих народных промыслов. А это уже реальный удар по сохранению культурной идентичности народов России.
Проф.сообщество НХП так оценивает Законопроект Минпромторга:
- не отвечает современным и будущим вызовам в работе и существовании НХП;
- в то же время значительно ухудшает, бюрократизирует и необоснованно усложняет действующее законодательство в этой сфере и существование НХП как значимой составляющей отечественной культуры и искусства;
- и совершенно не предоставляет решений в экономической и финансовой деятельности НХП;
- узаконит финансирование из гос.бюджета сторонних дизайнеров под флагом «Помощь НХП», и обяжет предприятия промыслов работать с этими дизайнерами.
3. И еще недавнее «открытие» Кадыровой (заявлено ею впервые в июле 2021) — якобы предприятия НХП включают в себя только 5 (пять) процентов всех мастеров в сфере НХП, а остальные 95% - это индивидуалы и потенциально самозанятые, но которых нужно «вывести из тени» .
И на основании этого «гениального» вывода Кадырова говорит, что сегодняшняя поддержка только предприятий НХП — это неверно, и нужно менять подход.
Мой комментарий к этому: это полный бред (!!!), но бред не случайный для Кадыровой.
3.1) Кадырова, как всегда, не обосновывает, откуда она взяла такие данные (см. Пример — про рост на 45% объемов в сфере НХП за 2017-29г.г.) .
И я твердо знаю, что на практике такие данные невозможно получить из реальной статистики. Т.к. статистика не ведет учета людей, «находящихся в тени», т. е. незарегистрированных ИП и самозанятых.
И есть одна важная, решающая по данному вопросу, деталь — любой ИП или самозанятый мог бы (по своему желанию) заявить и подать такую стат.отчетность, что «он — изготовитель изделий НХП». Но на практике это не будет соответствовать действительности, т.к. по действующему законодательству нельзя самому ИП назвать себя изготовителем изделий НХП — без решения Регионального Художественно-экспертного совета по НХП того субъекта РФ, где есть место традиционного бытования этого вида НХП. Изготовителем изделий НХП можно стать только после того, как твои изделия были представлены на экспертизу и получили положительное решение указанного Совета.
А по факту, например, в Московской области (а эта область — лидер в РФ по объемам производства и реализации изделий НХП) - нет ни одного зарегистрованного ИП или самозанятого ни по одному виду НХП.
Мне известно, что есть ИП в НХП только в ряде субъектов РФ — Татарстан, Башкирия и др., но эти субъекты РФ по сравнению с другими не являются «значимыми» ни по объемам производства, ни тем более по известным «брендам» НХП. И количество таких ИП и их объемы производства изделий НХП — это «крохи» по сравнению с объемами, которые производят предприятия НХП.
И главное, ни один ИП-шник в РФ не создал ничего значительного (в плане творческих достижений) ни одном виде народных промыслов, по сравнению с предприятиями НХП, — нет таких примеров.
3.2) так почему же Кадырова так говорит (про 95% - что, это мастера вне предприятий НХП). Ответ простой — она считает, что сегодня ей выгодно так говорить. Потому что она знает, что большинство предприятий НХП (уж точно более 70%) не поддерживает Законопроект. И для того, чтобы принизить роль и значение самих предприятий НХП, не согласных с Законопроектом, Кадырова, «проталкивая» свой Законопроект, и заявляет такое — мол, «не стоит учитывать мнение предприятий, они настолько малы (мол, «всего пять процентов от всех мастеров в сфере НХП») , что их голоса ничего не значат в целом в отрасли НХП».
4. Предложения по вопросу «Что нужно сделать, чтобы сохранить народные художественные промыслы».
4.1. Прежде всего на всех уровнях власти в РФ должен быть однозначно разъяснен теоретический вопрос, а что такое НХП, к какой сфере деятельности относятся НХП.
Ответ таков:
1) Главное и фундаментальное положение — «Народные худ.промыслы — это сфера культурной деятельности», а не промышленность, как ошибочно считают в Минпромторге. Это положение должно быть законодательно закреплено на всех уровнях власти - чего пока нет.
Если кратко — то истина в следующем.
См. выводы из работ академика Некрасовой М.А: «Народное искусство — это часть культуры РФ, и оно должно быть закреплено в статусе «Духовная культура России». А НХП — это часть отечественного Народного искусства, а вся художественная изобразительная стилистика изделий НХП — это и есть изображенные на изделиях культурные коды народов нашей страны, как средства самоидентификации народов РФ в окружающем глобальном мире.
2) Народные художественные промыслы — это не просто часть культуры РФ, а именно Традиционной культуры РФ.
И поэтому «НХП не только не относятся к Креативным индустриям» (как опять ошибочно считают и заявляют в Минпромторге (Кадырова и Нургатина), а НХП (в которых ВСЁ держится на сохранении традиции — и худож.стиль, и технологии, и места традиционного бытования) — это вообще АНТИПОД Креативных индустрий, их противоположность».
Народные художественные промыслы — это составная часть народного искусства России, которое относится не к современному или «авангардному» искусству, а исключительно к традиционным видам национального искусства страны, - таким же, как классические живопись и скульптура, лучшие образцы которых хранятся в Третьяковке и Русском музее. И никому же не приходит в голову относить эти шедевры к образцам креативных индустрий. А лучшие образцы изделий НХП имеют такое культурное значение, как шедевры Третьяковки. И основная задача предприятий НХП, как главная культурная миссия, воспроизводство образцов традиционных изделий промыслов.
В самих Креативных индустриях нет и не может быть никаких традиций вообще, а происходит следование постоянно меняющимся поворотам модных тенденций. А как известно - все модные тенденции и направления в нашей стране появляются извне, и приходят чаще с Запада, реже с Востока, и поэтому наши отечественные деятели Креативных индустрий всегда будут только в роли догоняющих в этом вопросе.
4.2. Следующий вопрос управленческий — А кто же и где должны заниматься Нар.худож.промыслами на федеральном государственном уровне? И в каком органе нужно и разрабатывать Стратегию сохранения и развития НХП (см. п.4.3)
Предложение такое:
Учитывая:
- психологию и поведение Кадыровой и Нургатиной (они самостоятельно ни при каких обстоятельствах не изменят заявленные позиции по НХП, и не собираются учитывать никакую критику, и не собираются даже вести какой-либо разговор с проф.сообществом НХП));
- а также ошибочные векторы развития для НХП, заданные Минпромторгом (см. выше Пункт 4.1);
необходимо, в первую очередь, НХП вывести из подчинения Минпромторга.
Нужно передать НХП из Минпромторга в другое министерство, - например, в Министерство культуры РФ .
4.3. Следующий шаг - должна быть разработана и принята Правительством РФ Стратегия сохранения и развития НХП, которая законодательно закрепит правильные цели, задачи и понятия НХП .
Такую Стратегию нужно разрабатывать с обязательным участием экспертного и профессионального сообщества НХП.
4.4. Каковы должны быть Первоочередные меры.
Основу сферы НХП — составляют именно предприятия НХП (они основные организованные производства, а не ИП), поэтому для сохранения самой сферы нужна:
1) максимальная поддержка этим юридическим лицам (для легализованных ИП-ков тоже нужно давать такую же поддержку) по следующим направлениям:
а) максимальные льготы по налогам и сборам, включая и по уплате страх.взносов на фонд оплаты труда персонала;
б) сохранение практики предоставления субсидий из бюджета (при этом нужно существенно упростить сами Правила предоставления субсидий и убрать такие существующие промышленные критерии, как «показатели по достижению объемов производства»);
в) по сбыту изготовленных изделий (это только первоочередные шаги):
— необходимо субсидирование сумм платежей по аренде торговых площадей для тех специализированных розничных магазинов по торговле изделиями НХП , в которых объем реализации изделий НХП составляет более 50% от общей суммы продаж;
- максимально помочь с продажами изделий НХП через Интернет-ресурсы (маркет-плейсы, соц.сети и т. п. ) - в первую очередь, субсидирование сумм взимаемых этими маркет-плейсами комиссий;
- обязать гос.структуры всех уровней и гос.корпорации — приобретать изделия НХП в качестве представительских подарков;
г) борьба с контрафактом - для тех НХП, кто имеет такие проблемы (проблема контрафакта затрагивает не все виды НХП, а только несколько, среди них, такие как: Гжель, Хохлома, Павловопосадские платки, Оренбургские платки, некоторые виды матрешек.)
2) в сфере туризма — в местах традиционного бытования НХП (на базе предприятий НХП и легальных ИП) должны быть созданы объекты туристического показа;
3) и главное - во всех уровнях образования, начиная с дошкольного и кончая высшим, необходимо безотлагательно заняться активным и правильным просвещением детей по темам «Народное искусство России» и «НХП России». Сейчас по этим темам нет места в программах обучения, нет правильной информации в учебниках и пособиях, нет и подготовленных преподавателей по этой тематике.
Это необходимо для того, чтобы в РФ были и выросли «просвещенные» потребители (покупатели) изделий НХП:
- знающие суть и значение этих изделий, как выражающих самоиндентификацию народов РФ и духовную культуру России;
- понимающие красоту и самобытность изделий НХП;
- и которые смогут оценить ручной художественный труд.
Просвещать (по части НХП и Народного искусства) наше население нужно еще (помимо правильного исторического, культурного и патриотического образования и воспитания) и для того, чтобы расширить сегодняшний рынок сбыта изделий НХП.
Здесь нужно учитывать практический опыт продаж за последние 30 лет - с 1991г.:
1) основной рынок сбыта изделий НХП — это территория РФ (более 95% продаж) и еще нескольких стран СНГ (в первую очередь, Беларусь и Казахстан), где проживают русскоговорящие люди, имеющие православное вероисповедание и получившие образование о культуре России.
2) основные потребители — это граждане РФ и внешние туристы, прибывшие в РФ и покупающие изделия НХП ТОЛЬКО в качестве «СУВЕНИРА в память о стране пребывания».
Несколько слов про нередко выдвигаемые «идеи» о том, изделия НХП могут иметь «успешный» спрос за рубежом. - Это ложные заблуждения: экспорта в серьезных объемах (сейчас это не более 2-5% от объемов реализации у разных предприятий) как нет сейчас, так и не будет НИКОГДА.
По следующим объективным причинам:
1) изделия НХП, за редким исключениями, не имеют потребительских свойств, поэтому их иностранцы не будут покупать, чтобы использовать в быту;
2) изделия российских НХП, как правило, очень яркие и самобытные, и по своей стилистике они совершенно не похожи на ремесленные изделия других стран. И, конечно же, изделия НХП выражают культуру народов России. И, соответственно, у себя дома для людей, живущих в других странах, изделия наших НХП воспринимаются однозначно, как предметы из другой культуры, и зачастую для них культура России является не только чужой, но и «чуждой» - по при причине мощной и многолетней «антироссийской» пропаганды.
Как итог, на территориях других стран людям, которые там проживают, наши изделия НХП НЕ НУЖНЫ.
В заключение, предлагаю участникам Конференции принять следующую резолюцию, обращенную на имя Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. с просьбой принять следующие решения:
1. Законопроект Минпромторга России о внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон №7-ФЗ от 06.01.1999г. «О народных художественных промыслах» - отклонить и не подавать его далее в Государственную Думу РФ.
2. Создать Государственную комиссию с участием Министерства культуры РФ, Общественного совета по культуре при Президенте РФ, с обязательным привлечением экспертов и ученых в сфере НХП и представителей объединений профессионального сообщества НХП, - для глубокого анализа ситуации в сфере НХП и для разработки и утверждения Правительством РФ Стратегии сохранения и развития народных художественных промыслов РФ.
3. И только после утверждения Правительством РФ указанной Стратегии НХП, - можно начать разрабатывать Законопроект об изменении Федерального закона №7-ФЗ от 06.01.1999г."О НХП".
председатель правления Некоммерческой организации «Национальный союз народных художественных промыслов»,
заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура»,
почетный член Российской академии художеств.