Старый павловопосадский хлопок
Модераторы: eleka, Брусника, Натик, Фрекен_Жюли, Листва
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 13938
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: Старый павловопосадский хлопок
На моём не такие плотные краски, а как-будто бы акварельные.
Вот какой раритет мне от мамы достался!
Вот какой раритет мне от мамы достался!
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Старый павловопосадский хлопок
Люба, у Вас потрясающе красивый платочек! Напечатанный с душой! Такие платки сразу видно. И Ваша мама скорее всего это тоже увидела.
Re: Старый павловопосадский хлопок
БС 910 150х150
Не сразу разглядела, что у этого платка колорит отличается цветом мелких ромашек.
Колорит 1: ромашки голубенькие
Колорит 2: ромашки бирюзовые
Поэтому выложу для нашей виртуальной коллекции второй вариант расцветки.
Кстати, розы в угловых букетах очень крупные.
БС 910 Колорит 2
Не сразу разглядела, что у этого платка колорит отличается цветом мелких ромашек.
Колорит 1: ромашки голубенькие
Колорит 2: ромашки бирюзовые
Поэтому выложу для нашей виртуальной коллекции второй вариант расцветки.
Кстати, розы в угловых букетах очень крупные.
БС 910 Колорит 2
Последний раз редактировалось eleka 13 апр 2015, 20:51, всего редактировалось 1 раз.
Re: Старый павловопосадский хлопок
Фрагменты:
Re: Старый павловопосадский хлопок
Да вроде бы относительно Рыжова в книжках разночтений не было. Пока этот протокол не обнаружился .tata64 писал(а):Протокол заседания, который, кстати, забраковал какой-то рыжовский рисунок читала. Вообще, надо бы заняться и выложить хронологию трудовой деятельности Рыжова по сумме источников. Тогда можно будет вернуться к разговору о нем.
Огромное спасибо за ссылку на этот краеведческий блог!tata64 писал(а): Из изучения блога щелковского краеведа (вот тут о фабриках viewtopic.php?f=39&t=3551, не знаю видели ли Вы) у меня сложилось впечатление, что Ленская, Городковская, Старопавловская фабрики существовали в какой-то организационной чехарде: их то сливали, то опять разъединяли.
Да нет, книжки относительно слияний-разъединений говорят одно:
С 1919 по 1928 год Товарищество Лабзина и Грязнова носит название Старопавловской фабрики.
В 1928 г. Старопавловскую ф-ку объединяют с Ленской и называют Фабрикой 10-летия Красной Армии; при этом, видимо, по традиции составляющие часто именуют их прежними именами.
В 1963 г. Ф-ку 10-летия Красной Армии сливают с Городковской (и Мининской, но она платков не печатала): все это становится МППО.
И все, вроде бы.
Татьяна, нам, к несчастью, достоверно известно очень мало платков Рыжова. А на БС уже крышка с трудом закрывается . О чем-то мы догадываемся, да, но ведь он был художник. И ему наверняка хотелось чего-то нового в своей работе: может о каких-то гранях его творчества мы не знаем?tata64 писал(а): Тот же Рыжов работал с Аболихиным на Старопавловской фабрике до войны, постигал премудрости. Но этот его акварельный летящий стиль рисунка, кмк, появился благодаря именно полушелковым платкам. Он потом его повторил на шерсти в "Четырех праздника", а дальше рисунок немного видоизменился, стал чуть грубее или гуще по мазку, по композиции - как-то так. Да еще и массовый переход на фотофильмпечать!
И - еще о том злополучном протоколе заседания худсовета. Эскизы Рыжова не приняли, в частности, по причине их "излишней" сложности : как раз из-за того, за что мы его работы так любим и ценим.
Re: Старый павловопосадский хлопок
Спасибо ! Да, вот такой он - настоящий.tata64 писал(а):Пересматривала кучу платков х/б и глаз зацепился за платочек, который оказывается, Вы любите. Красивый воздушный рисунок!
Это Вам!
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Старый павловопосадский хлопок
Не соглашусь по поводу Ленской фабрики. (пока что )argon писал(а): Да нет, книжки относительно слияний-разъединений говорят одно:
...
В 1928 г. Старопавловскую ф-ку объединяют с Ленской и называют Фабрикой 10-летия Красной Армии; при этом, видимо, по традиции составляющие часто именуют их прежними именами.
....
И все, вроде бы.
Информация из блога краеведа о Ленской фабрике: Ленской ее стали называть только с 1931 года (назвали в честь Ленского расстрела рабочих). ...а вместе со вводом в эксплуатацию прядильного корпуса стала <камвольным>комбинатом. (Можно почитать по ссылочке, что я указала). Проверять эту информацию - не проверяла.
Не противоречат этому источнику и сведения павловопосадского краеведа Е. Жуковой, о том, что " с начала Отечественной войны Ленская ткацко-отделочная фабрика перешла на выпуск ткани для обмундирования сухопутных войск и морского флота, бельевого материала для армии и плащ-палаточной ткани."
Далее: "За руководство Ленской фабрикой в военное время директор Ерофеев был награжден орденом Ленина, а коллектив предприятия в 1944 году был награжден орденом Красной Звезды. В празднично-убранном пресс-бахромном цехе прошел торжественный митинг, где работников фабрики поздравляли председатель ВЦСПС и Нарком текстильной промышленности СССР. Ткачихи-стахановки, инженеры и руководители предприятия отправили единодушное приветствие Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. За успешное выполнение заданий правительства по снабжению советской армии довольствием и выполнение специальных заданий Государственного Комитета Обороны коллективу фабрики было передано на постоянное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны. Ленская фабрика – единственное предприятие Павловского Посада, удостоенное за время войны таких высоких наград."
Источник: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/p-posad/trujenniki.html
Еще из Интернета (в качестве самопроверки)) http://wikimapia.org/9102208/ru/ОАО-«Па ... камвольщик»
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Старый павловопосадский хлопок
argon, я еще чуть-чуть покопалась.
В наших книгах про платки есть фраза о том, что в 1928 году продукция двух объединенных к этому времени в Павловский платочный комбинат Старопавловской и Ленской фабрик была представлена на выставке "Бытовой советский текстиль" в Москве. Поскольку в дальнейшем специально не оговоривается, что Павловский платочный комбинат просуществовал только два года (1928-1929 гг.), то и складывается впечатление, что Ленской фабрики как самостоятельной единицы нет с 1928 года. Но это не так. Именно с 1930 года и в дальнейшем эта фабрика была абсолютно самостоятельной, с 1950 года на ней было полностью закрыто платочное производство ( в связи с чем оттуда и ушли Шаховская, Ольшевская и на два года позже ? Рыжов). В дальнейшем Ленская фабрика стала камвольным комбинатом, где какое-то время директорствовал отец И.П. Дадоновой. В период перестройки правопреемником этой фабрики стала совсем даже не ППМ, а ОАО "Павлово-Посадский камвольщик".
Городковская фабрика была самостоятельным предприятием до 1963 г. ( до образования МППО). ( Есть инфо, что на Городковской фабрике раньше внедрили печать с помощью ручного шаблона, и работники фабрики X годовщины Красной Армии ходили к ним учиться. Так что фабрика не производит впечатления какой-то отсталой или несерьезной. Про художников на ней: Рыжов работал с 1952 по 1963 годы (хотя Толстухина и Полосинова пишут, что по 1962 год), был признанным мастером. Зиновьева (1956-1963). Слащева (1959-1963). Слащева сообщает, что приняли ее на Городковскую фабрику копировщицей рисунка, а художником она стала , перейдя в МППО в 1963 году. Так что, точно известно только о Рыжове и Зиновьевой.
Зиновьева пишет, что долго осваивала мастерство художника. Своим учителем считает Штыхина. Странно, ведь работала вместе с Рыжовым, а Штыхин работал на фабрике "Х годовщины..." Две первые шерстяные шали Зиновьевой (Леночка и Ручеек) созданы в период работы на Городке. Хотя не вспомню информацию о том, чтобы там печатались шерстяные шали.
Может быть городковские художники создавали рисунки и для шерстяных платков так сказать "по-совместительству"? Этим можно объяснить и протокол, о котором Вы пишете.
А вот хлопковая шаль, которая мне очень напомнила "Леночку" Зиновьевой. Может, это шаль Клары Сергеевны? Для сравнения - "Леночка" на шерсти.
В наших книгах про платки есть фраза о том, что в 1928 году продукция двух объединенных к этому времени в Павловский платочный комбинат Старопавловской и Ленской фабрик была представлена на выставке "Бытовой советский текстиль" в Москве. Поскольку в дальнейшем специально не оговоривается, что Павловский платочный комбинат просуществовал только два года (1928-1929 гг.), то и складывается впечатление, что Ленской фабрики как самостоятельной единицы нет с 1928 года. Но это не так. Именно с 1930 года и в дальнейшем эта фабрика была абсолютно самостоятельной, с 1950 года на ней было полностью закрыто платочное производство ( в связи с чем оттуда и ушли Шаховская, Ольшевская и на два года позже ? Рыжов). В дальнейшем Ленская фабрика стала камвольным комбинатом, где какое-то время директорствовал отец И.П. Дадоновой. В период перестройки правопреемником этой фабрики стала совсем даже не ППМ, а ОАО "Павлово-Посадский камвольщик".
Городковская фабрика была самостоятельным предприятием до 1963 г. ( до образования МППО). ( Есть инфо, что на Городковской фабрике раньше внедрили печать с помощью ручного шаблона, и работники фабрики X годовщины Красной Армии ходили к ним учиться. Так что фабрика не производит впечатления какой-то отсталой или несерьезной. Про художников на ней: Рыжов работал с 1952 по 1963 годы (хотя Толстухина и Полосинова пишут, что по 1962 год), был признанным мастером. Зиновьева (1956-1963). Слащева (1959-1963). Слащева сообщает, что приняли ее на Городковскую фабрику копировщицей рисунка, а художником она стала , перейдя в МППО в 1963 году. Так что, точно известно только о Рыжове и Зиновьевой.
Зиновьева пишет, что долго осваивала мастерство художника. Своим учителем считает Штыхина. Странно, ведь работала вместе с Рыжовым, а Штыхин работал на фабрике "Х годовщины..." Две первые шерстяные шали Зиновьевой (Леночка и Ручеек) созданы в период работы на Городке. Хотя не вспомню информацию о том, чтобы там печатались шерстяные шали.
Может быть городковские художники создавали рисунки и для шерстяных платков так сказать "по-совместительству"? Этим можно объяснить и протокол, о котором Вы пишете.
А вот хлопковая шаль, которая мне очень напомнила "Леночку" Зиновьевой. Может, это шаль Клары Сергеевны? Для сравнения - "Леночка" на шерсти.
Re: Старый павловопосадский хлопок
tata64, argon, как увлекательно читать, спасибо за дотошность и эрудицию! Интересно было бы знать, почему все-таки хлопковые шали перестали выпускать? (Кликните, чтобы почитать оффтопик)... А еще интереснее, не собирается ли ППМ возобновить их производство? Если бы еще в обновленном варианте, не только шали, но и шарфы и палантины, на разной ткани – марлевка, жатка и пр. .
Мне, к сожалению, не досталось от прошлого ни одного х/б или полушелкового платочка, а не новых не хочу. Поносив и шерсть, и шелк, пришла к тому, что летом хлопковые (или смесовые из хлопка, вискозы, шелка и т.п.) шали незаменимы. (Кликните, чтобы почитать оффтопик)... Дошли бы до ППМ чаяния, и сделали бы шалечку, да хоть по имеющимся (Первое свидание, Малиновка, Весеннее цветение, Сад души), вот был бы праздник .
Кстати, тут ЕвгенияМ показывала платок: viewtopic.php?f=3&t=799&start=225, очень напомнил Первое свидание-1 в показе MashaL viewtopic.php?f=3&t=86&p=160528#p1610403. Хотя разница очевидна, и в композиции, и в цветах, а вот кажутся родными сестрами почему-то.
И очень нравятся светлые шали с более нежным, пастельным рисунком, как платочек boulangerie или показанные ЕвгениейМ кремовая viewtopic.php?f=3&t=799&start=240 и винтажный с розово-бордовым рисунком: viewtopic.php?f=3&t=799&start=255.
Вот бы подобное выпустили…
Мне, к сожалению, не досталось от прошлого ни одного х/б или полушелкового платочка, а не новых не хочу. Поносив и шерсть, и шелк, пришла к тому, что летом хлопковые (или смесовые из хлопка, вискозы, шелка и т.п.) шали незаменимы. (Кликните, чтобы почитать оффтопик)... Дошли бы до ППМ чаяния, и сделали бы шалечку, да хоть по имеющимся (Первое свидание, Малиновка, Весеннее цветение, Сад души), вот был бы праздник .
Кстати, тут ЕвгенияМ показывала платок: viewtopic.php?f=3&t=799&start=225, очень напомнил Первое свидание-1 в показе MashaL viewtopic.php?f=3&t=86&p=160528#p1610403. Хотя разница очевидна, и в композиции, и в цветах, а вот кажутся родными сестрами почему-то.
И очень нравятся светлые шали с более нежным, пастельным рисунком, как платочек boulangerie или показанные ЕвгениейМ кремовая viewtopic.php?f=3&t=799&start=240 и винтажный с розово-бордовым рисунком: viewtopic.php?f=3&t=799&start=255.
Вот бы подобное выпустили…
- SLana
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 9502
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 10:58
- Откуда: Белореченск-Гаспра
Re: Старый павловопосадский хлопок
Девочки, чтобы ссылка вела на тот пост, который нужно, т.е. чтобы не крутить колесико выискивая нужную фотографию, можно на название темы конкретного поста нажать "Старый павловопосадский хлопок", например, с нужной фотографией и дать ссылку, тогда ссылка приведет сразу на нужный пост. Например, viewtopic.php?f=3&t=799&start=225#p246382
Re: Старый павловопосадский хлопок
Сходила по ссылкам: да, тот факт, что предприятие-наследник Ленской фабрики вполне себе самостоятельно функционирует и по сей день, говорит сам за себя. Как слили, так и разделили. Любопытно, что в толстой книге, претендующей на доскональное освещение вопроса, допущен такой недогляд. А я - тоже хороша - так прямо и поверила: представляла себе, что под одной вывеской функционировали два более-менее независимых подразделения (оправдываю себя тем, что еще в пору существования СССР приходилось бывать в командировках на подобных предприятиях: к примеру, Киргизский горно-металлургический комбинат и Ак-Тюзская обогатительная фабрика). О причинах ухода Шаховской, Ольшевской и Рыжова с Ленской фабрики я знаю, есть вопрос относительно того, когда именно там перестали изготавливать платки - в 1950 или в 1952 году.tata64 писал(а):argon, я еще чуть-чуть покопалась....
Да, Городковская фабрика была очень даже серьезным предприятием, и именно там метод печати по шаблону был внедрен раньше, чем на ф-ке 10-летия Красной Армии. Но тоже не нахожу информации о том, печатались ли там шерстяные шали. Вообще, совсем плохо с информацией о деятельности этой фабрики в послевоенные годы: как-то так получилось, что при создании МППО на первых ролях оказалась фабрика 10-летия Красной Армии, поэтому исследователи больше ей внимания уделяют. Но вот, у Баровского: к 800-летию Москвы (это 1947 год, стало быть) Рыжов подготовил скатерть "Юбилейная" (и она хранится в бывшем Музее Революции): интересно, на шерсти она или на шелке? Хотя, в любом случае это был бы не достаточно убедительный аргумент... Протокол наводит на мысль, что художники не были жестко прикреплены к фабрике, где лежала их трудовая книжка. Т.е., если у тебя после выполнения плана остаются силы и время, можешь предложить свои эскизы и на другое предприятие. И тогда естественно предположить, что художники-платочники Павловского Посада так или иначе общались. А это, в свою очередь, объясняет, почему Зиновьева училась у Штыхина.
А вот что еще нашла у Баровского. Он пишет, что в начале 1960-х годов фабрика [полагаю, он имеет в виду ф-ку 10-летия Красной Армии] выпускала 25 видов платков: чистошерстяных, полушерстяных, хлопчатобумажных ручной и машинной набивки [далее - не очень для нас интересно]. О шелке и полушелке - ни слова! Это я к тому, где мог быть напечатан Любин платочек.
По поводу шалей Леночка и хлопковой. Да розы похожи. Но Вы обратили внимание, какие на хлопковой странные листья? Словно темно-зеленую краску зажали.
Re: Старый павловопосадский хлопок
ipsilon1, по поводу возобновнения выпуска хб шалей: мне кажется, та "полушелковая" ткань (т.е. хб+вискоза), на которой прежде печатали шали в ПП, была просто замечательная: даже слегка помявшись, она не выглядит тряпкой. А вот чисто хлопковые шали... есть, говорят, какие-то хитрые хлопки, которые не очень мнутся. Да я и сама знаю - у мамы пара костюмов была из такой ткани. Ну так они, наверное, весьма дороги. Рискнет ли мануфактура в такое дело ввязываться?
SLana, мы стараемся .
SLana, мы стараемся .
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Старый павловопосадский хлопок
argon, согласна с Вами (по всем позициям)! А листочки на хлопковом платочке ... честно, даже не обратила внимания! Розы затмили все!
Тема старого посадского хлопка, оказывается, приоткрывает завесу на многие интересные вещи. При том, что я это поняла только сейчас.
И вот результат - первая покупочка:
платочек (хлопок с вискозой) 93х87 см. Вживую таких платочков еще не видела. Он не редкий, но именно сейчас мой глаз увидел его красоту.
Тема старого посадского хлопка, оказывается, приоткрывает завесу на многие интересные вещи. При том, что я это поняла только сейчас.
И вот результат - первая покупочка:
платочек (хлопок с вискозой) 93х87 см. Вживую таких платочков еще не видела. Он не редкий, но именно сейчас мой глаз увидел его красоту.
Re: Старый павловопосадский хлопок
Решила усугубить красоту фотографиями из БС старого формата:
Рисунок с маками 95х95 (три колорита): ссылка argon (Платок 4)_платок крайний слева *
ссылка_ссылка
ссылка
Рисунок с маками 95х95 (три колорита): ссылка argon (Платок 4)_платок крайний слева *
ссылка_ссылка
ссылка
Re: Старый павловопосадский хлопок
tata64 , по поводу рисунка на х-б шали, похожего на рисунок ЛЕНОЧКА.
По композиции рисунки абсолютно одинаковые, т. е. вся "геометрия" рисунков как под копирку писана.
А вот "пластические" решения разные. Я уже где-то когда-то описывала свои домыслы, что художники могли получать задание, соответствующее конкретным ТУ. Задание включало композицию нового рисунка. Затем задание художниками выполнялось, и худсовет получал разные вариации заданной композиции. Как-то так. Поэтому полагаю, что хлопковую рисовала не Клара Зиновьева. Но... не только поэтому .
Добавлю фрагментов и квадратик нового для БС рисунка
БС 948
По композиции рисунки абсолютно одинаковые, т. е. вся "геометрия" рисунков как под копирку писана.
А вот "пластические" решения разные. Я уже где-то когда-то описывала свои домыслы, что художники могли получать задание, соответствующее конкретным ТУ. Задание включало композицию нового рисунка. Затем задание художниками выполнялось, и худсовет получал разные вариации заданной композиции. Как-то так. Поэтому полагаю, что хлопковую рисовала не Клара Зиновьева. Но... не только поэтому .
Добавлю фрагментов и квадратик нового для БС рисунка
БС 948