Сообщение
mrrmumur » 31 авг 2015, 04:17
Бессоница, крутятся в голове мысли, в том числе и про платки. Рискую написать их в этой теме, надеюсь на снисхождение знатоков. Понимаю, что нет у меня ни основательной эрудиции, ни такого меткого глаза и точной визуальной памяти, которыми могут гордиться другие участники темы. Все же рискну, потому что эти мысли мне приходили в голову не раз.
Мы пытаемся определить автора платков из БС, основываясь на печатном материале или выставках. Это дело надежное, но все же не 100% надежное. Автор публикаций или куратор выставки могут ошибиться, причем процент ошибок может варьироваться в зависимости от точности и добросовестности публикующего. Вернее всего, обращаться не к интерпретатору, а к источнику, то есть к платку.
Атрибуция на основании установления художественного почерка, на мой взгляд, хороша тем, что обращаемся к главному "документу", самому художественному полотну. Здесь не раз звучали призывы быть осторожными, консервативными. Призывы очень правильные, действительно важно об этом думать и не торопиться. Иногда, дело более или менее ясное. Сравнение БС 256 и Цветочной сказки показывает практически полное совпадение цветов. Для меня ясно, что Надежда Слащева для создания одного из этих платков "процитировала" либо часть другого либо оба они восходят к какому-то ее неизвестному нам кроку. Платки отличаются композицией, но очень многое совпадает.
Но не всегда есть такая ясность. Например, я думала много об авторстве Златы Ольшевской, художницы, которая меня поразила и покорила навеки. Открытие ее работ, воспроизведенное на форуме, и перевело для меня увелечение платками как интересным атрибутом одежды на какое-то другое, новое качество.
Для меня очевидно, что в нашей галерее не все ее работы, которые печатались ППМ. Злата Ольшевская проработала на мануфактуре очень много лет, а платков у нас числится немного (я не говорю о ее рукописных шалях). Не зря же ей деньги платили. Значит, она автор и других работ, вероятно, некоторых из тех, которые у нас в БС.
Говорят о ее цветах, характерной прописи роз. Но разве ее стиль был неизменен? Нет, он был очень динамичен. Если сравнивать ее ранние работы и те, которые она написала в расцвете своего таланта и своей женственности, разница, на мой взгляд, значительная. Мне кажется, что в 70 и 80 у нее было время зрелости, зрелого возраста, расцвета. Не случайно, она и шаль свою так назвала. И в это время ее композиции, ее цветы совершенно другие, чем в ранние годы, когда они были сдержаннее и классичнее. Этот зрелый период Ольшевской - период размаха, избытка в хорошем смысле слова, период, когда ее талант, ее темперамент хлыныли бурной рекой. Я не зря сказала про ее женственность. Мне кажется, что на исходе 70х или начале 80х что-то случилось в ее жизни, что поддерживало эту струю шампанского, бурный поток, который льется.
Но вообще, у нас не хватает важной информации - нет знаний об отношениях художников между собой, их дружбе или соперничестве, которые стимулировали их работы, позволяли или нет "цитировать" друг друга или переигрывать темы другого. Мы не знаем, сколько работ создал каждый из них и когда.
Важно было бы опросить тех людей на мануфактуре, которые просто помнят их и могут рассказать. Идеально было бы составить вопросник, вот как делают по методике устной истории, и сделать такую книгу. Когда-то в тридцатые годы была такая задумка "История фабрик и заводов", причем речь шла не о том, какому богоугодному купцу принадлежало производство, а эта была история людей, работавших там. Я сталкивалась с такой историей московского метро и она меня очень впечатлила.