Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Модераторы: eleka, Брусника, Натик, Фрекен_Жюли, Листва
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
По-моему, мир не был бы так прекрасен, если бы не смешение культур; глобализации - да!
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Только вот что считать оригиналом? Где он, тот оригинал? Настоящие русские народные костюмы собраны в музеях, в результате долгих поисков и серьезной научной работы. И то, что мы видим на разных массовых мероприятиях, в большинстве не имеет ничего общего с русским костюмом. Да и ППМ - самое время вспомнить, сколько ей лет, включая всех предшественников, и откуда пошли рисунки самых первых ее платков...Рогнеда писал(а):В народном костюме всё должно быть приближено к оригиналу. А посадские платки в испанском костюме, как китайские кеды при русском сарафане.
И если взглянуть на платки в этой кастильской церкви - если бы не бахрома, то и не различить, наши шали или нет:
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Многие платки и шали в костюмах Пиренейского полуострова как раз и были изначально из Китая и соседних краевРогнеда писал(а):А посадские платки в испанском костюме, как китайские кеды при русском сарафане.

Ну, в таком случае и нам негоже "Калинку-малинку" в португальских платках отплясывать, а тем паче преподносить их в дар мэрам иностранных городов как исконно русскую вещь, да еще потом на них (французского мэра в платке с португальским рисунком) любоваться в новостях о событии из истории российско-французских отношений, никоим боком ни к Португалии, ни к их платкамА арагонские пляски в наших цветочках- это всё-таки моветон. Пляшите в своих мантильях, ребята. Или указывайте источник замены.

viewtopic.php?f=42&t=16665&start=105#p646217
Ну хотя бы на этикетке указать... источник, так сказать

Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
ipsilon1 писал(а):Ну хотя бы на этикетке указать... источник, так сказать


Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Вообще-то, на этикетке "Цветочный веер" никто на авторство и не претендует и честно написано: "Старинный рисунок. Восстановлен Белокур Н.С. Художник: Неизвестный автор". Может, лет 200 назад и привез какой путешественник/купец подобный экземпляр (а может и партию )))) в Россию... и вряд ли на них были этикетки с указанием автора или даже страны. И если рисунки через 200 лет оказались похожи цветами или листьями, ибо и цветов и листьев в каждой стране множество, то манера исполнения/рисования - разная, и тем более, совершенно отличное производство..., поэтому и видно сразу, где ППМ, а где ещё чей-то фольклор ... В музыке основных нот всего - семь, и мотивов похожих много, и масса вариаций..., но это не повод полностью чужие песни выдавать за свои
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Написано-то написано. Только скромно опущено, откуда этот рисунок, а ведь можно было как-нибудь обозначить, да вот как в случае с тем же Испанским. Во избежание разных недоразумений, как в упомянутом случае во Франции. Там это никого не затронуло, т.к. никто не в курсе оказался, ибо никаким боком. А представьте - подарить на официальном мероприятии какому-нибудь должностному лицу администрации поругальской коммуны "Веер", да с комментариями, что старинный, мол, рисунок, продукт традиционного русского народного промыслаVika писал(а):Вообще-то, на этикетке "Цветочный веер" никто на авторство и не претендует и честно написано: "Старинный рисунок. Восстановлен Белокур Н.С. Художник: Неизвестный автор".

Одно дело - если сходство в семи нотах. И другое - в партитуре в целом, со всеми мелизмами и пр.И если рисунки через 200 лет оказались похожи цветами или листьями, ибо и цветов и листьев в каждой стране множество, то манера исполнения/рисования - разная, и тем более, совершенно отличное производство..., поэтому и видно сразу, где ППМ, а где ещё чей-то фольклор ... В музыке основных нот всего - семь, и мотивов похожих много, и масса вариаций..., но это не повод полностью чужие песни выдавать за свои
Вы соответствующую тему пролистайте, если не доверяете - сами небольшим поиском озаботьтесь, это не сложно, уверяю Вас

- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6716
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Ipsilon 1, может, я что-то пропустила, но разве точно известно, откуда появились рисунки Цветочный веер и Испанский? Мне кажется, формулировка "старинный рисунок неизвестного автора" в даном случае достаточно корректна. По-моему, в Ваших рассуждениях происходит смешивание понятия "место бытования" вещи и "место создания". Пока точно не установлено хотя бы место первоначального производства платков с этими рисунками, считать их испанскими или португальскими я бы не стала. То, что они любимы и распространены в этих странах - не подлежит сомнению. Но что известно о платочных фабриках в этих странах? Если допустить, что платки старые и печатались вручную, то где их местные центры производства?
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6716
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
ipsilon 1, раздумывая над Вашей темой, прихожу к выводу, что в ее названии пропущено одно очень важное слово - реконструкция. Для меня более понятным и приемлемым было бы название: 'Павловопосадские платки в реконструкциях народных костюмов других стран". Реконструкции исторических костюмов различаются степенью приближения к оригиналу. Вот есть в Москве такой клуб увлечённых рукодельниц - " Русские начала" - какие они делают реконструкции - просто фантастика! В интернете о них можно почитать. https://vk.com/club13366851
Не в пику Вам, а просто как пример сложной реконструкции традиционного костюма мастерицами "Русских начал": https://www.youtube.com/watch?v=wfKP86D ... freload=10
Но не всем и не всегда требуется такая степень достоверности. Для массовых шествий, праздников, фестивалей - вполне пойдёт и приблизительная реконструкция, с использованием стилистически близких современных материалов. Так что, ничего страшного нет в том, что павловопосадские платки сгодились для этого.
И ещё - не буду много писать, я здесь абсолютный дилетант, просто немного почитала по теме, с интересом ( не сегодня, и не вчера, где-то месяц погружалась в информацию)))), но исследователи пришли к мнению, что фабричные платки появляются в традиционном народном костюме на стадии его отмирания. Их использование в течение нескольких десятилетий пришло на смену традиционным головным уборам, использовавшимся столетиями. То есть, грубо говоря, - платок или шаль отменили по-настоящему традиционный головной убор. Как и "парочка" (юбка с кофтой) из фабричного ситца отменили сарафан и рубаху. Поэтому, гораздо интереснее узнать - каков был традиционный костюм до того, как люди стали носить фабричные платки. У русских он был очень красив. Материала много и в интернете. Это и коллекция Н.П. Шабельской https://yarodom.livejournal.com/592701.html , и рисунки Солнцева http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post331073683/ , и каталог прекрасной выставки Русского музея "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" https://www.youtube.com/watch?v=4T-8OitIwEU . Это просто навскидку - полистать в Интернете. Думаю, и у испанцев с португальцами также - доплаточный костюм существовал, с более архаичными нарядами. Интересно, какой он был.
Не в пику Вам, а просто как пример сложной реконструкции традиционного костюма мастерицами "Русских начал": https://www.youtube.com/watch?v=wfKP86D ... freload=10
Но не всем и не всегда требуется такая степень достоверности. Для массовых шествий, праздников, фестивалей - вполне пойдёт и приблизительная реконструкция, с использованием стилистически близких современных материалов. Так что, ничего страшного нет в том, что павловопосадские платки сгодились для этого.
И ещё - не буду много писать, я здесь абсолютный дилетант, просто немного почитала по теме, с интересом ( не сегодня, и не вчера, где-то месяц погружалась в информацию)))), но исследователи пришли к мнению, что фабричные платки появляются в традиционном народном костюме на стадии его отмирания. Их использование в течение нескольких десятилетий пришло на смену традиционным головным уборам, использовавшимся столетиями. То есть, грубо говоря, - платок или шаль отменили по-настоящему традиционный головной убор. Как и "парочка" (юбка с кофтой) из фабричного ситца отменили сарафан и рубаху. Поэтому, гораздо интереснее узнать - каков был традиционный костюм до того, как люди стали носить фабричные платки. У русских он был очень красив. Материала много и в интернете. Это и коллекция Н.П. Шабельской https://yarodom.livejournal.com/592701.html , и рисунки Солнцева http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post331073683/ , и каталог прекрасной выставки Русского музея "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" https://www.youtube.com/watch?v=4T-8OitIwEU . Это просто навскидку - полистать в Интернете. Думаю, и у испанцев с португальцами также - доплаточный костюм существовал, с более архаичными нарядами. Интересно, какой он был.
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
tata64tata64 писал(а):Ipsilon 1, может, я что-то пропустила, но разве точно известно, откуда появились рисунки Цветочный веер и Испанский? Мне кажется, формулировка "старинный рисунок неизвестного автора" в даном случае достаточно корректна. По-моему, в Ваших рассуждениях происходит смешивание понятия "место бытования" вещи и "место создания". Пока точно не установлено хотя бы место первоначального производства платков с этими рисунками, считать их испанскими или португальскими я бы не стала. То, что они любимы и распространены в этих странах - не подлежит сомнению. Но что известно о платочных фабриках в этих странах? Если допустить, что платки старые и печатались вручную, то где их местные центры производства?


Безусловно, сейчас уже никто не скажет точно, чья рука и в каком краю впервые нарисовала эти характерные завитки, и где только не рисовали их впоследствии, вот уже и Россия отметилась.
Но в данном случае имеет значение не место создания, а «место бытования», пользуясь Вашей терминологией.
Так же, как и в случае с Испанским – корни этого рисунка тоже наверняка где-то на Востоке, но, выпуская этот платок на российский рынок, ППМ дала ему название «Испанский», учитывая именно «место бытования».
А в случае с Веером я имела в виду, что, выпуская на наш рынок платок с такой богатой историей и таким широким ареалом распространения, не лишне было бы хоть как-то обозначить эту историю, чтобы покупатели представляли, ЧТО они покупают.
Нельзя не учитывать все, что происходит вокруг этого рисунка на протяжении 20-21 вв. То, что платок этот – неотъемлемая часть не просто португальского костюма, а костюма абсолютно конкретного места – Вияна-ду-Каштелу, что костюм этот прошел сертификацию и признан нематериальным культурным наследием. И на сайтах их магазинов – про павловопосадские и прочие чужие платки пишут – мантоны (платки) с цветочным рисунком, иногда могут к большой исторической области привязать. Но в случае с Веером – платки эти всегда значатся как «платки по-вьянски», «платки вианесы». И никто не вспоминает, из Китая они или еще откуда. Вьянский платок – и точка.
Конечно, то, что они там считают, нас ровно ни к чему не обязывает.
И формулировка «старинный рисунок неизвестного автора» абсолютно корректна.
Только я еще раз историю в Курси вспомню. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6716
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
ipsilon1, а что вьянского в этом платке? Почему его нужно считать вьянским? Может быть, то недостаточное уважение, которое, по Вашей логике, проявила ППМ к "Цветочному вееру" кроется именно в том, что вся его богатая история несколько расплывчата?ipsilon1 писал(а):
Нельзя не учитывать все, что происходит вокруг этого рисунка на протяжении 20-21 вв. То, что платок этот – неотъемлемая часть не просто португальского костюма, а костюма абсолютно конкретного места – Вияна-ду-Каштелу, что костюм этот прошел сертификацию и признан нематериальным культурным наследием. И на сайтах их магазинов – про павловопосадские и прочие чужие платки пишут – мантоны (платки) с цветочным рисунком, иногда могут к большой исторической области привязать. Но в случае с Веером – платки эти всегда значатся как «платки по-вьянски», «платки вианесы». И никто не вспоминает, из Китая они или еще откуда. Вьянский платок – и точка.
Конечно, то, что они там считают, нас ровно ни к чему не обязывает....
Разве есть такой народ - "вьянцы"? Как я понимаю, речь идет о региональном варианте португальского народного костюма на очень позднем его этапе.
Жителей этого региона на рубеже 19-20 веков было не так много - была ли сотня тысяч?
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
То, что в состав традиционного костюма включили фабричный платок в единственном дизайне и единственном колорите - говорит о том, что своего производства подобных платков в данной местности - не было. И платочная культура не знала богатства и разнообразия видов и рисунков платков и шалей. Скорее всего, когда-то такой платок был привезен в Португалию, стал моден в определенной компактной местности с небольшим населением. Бытовал в ту пору, когда наблюдался рост национального самосознания, интерес к традиционному костюму. В силу массового ношения - отобразился в живописи и т.п. И когда возникло желание закрепить какой-то вариант традиционного костюма как базовый для данной местности - вошел и туда. А теперь уже законодательно зафиксированный традиционный костюм (что несколько странно) - тиражируется во множестве реконструкций.
Дает ли это "вьянцам" какие-то основания считать такой платок "вьянским"? Не думаю. Это скорее из разряда курьезов...Но если им так хочется, то пусть считают.
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2532
- Зарегистрирован: 01 июн 2016, 05:55
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
ipsilon1,
Не устаю повторять - спасибо за ваши информативные и такие красочные исследования!
Мало ли в истории курьезов и отступлений от "правил", заимствований... В прошлом и сейчас.
И разве непременно надо быть многочисленной группой или "народом"?
Они так для себя решили, да и пара веков - срок немалый.
Так есть независимо от того, одобряем мы их выбор или нет.

А почему бы и нет?tata64 писал(а): Разве есть такой народ - "вьянцы"? Как я понимаю, речь идет о региональном варианте португальского народного костюма на очень позднем его этапе.
...Жителей этого региона на рубеже 19-20 веков было не так много - была ли сотня тысяч?
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
...Дает ли это "вьянцам" какие-то основания считать такой платок "вьянским"? Не думаю. Это скорее из разряда курьезов...Но если им так хочется, то пусть считают.
Мало ли в истории курьезов и отступлений от "правил", заимствований... В прошлом и сейчас.
И разве непременно надо быть многочисленной группой или "народом"?
Они так для себя решили, да и пара веков - срок немалый.
Так есть независимо от того, одобряем мы их выбор или нет.
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Ratablanca
, спасибо за столь высокую и лестную оценку!
И да, я тоже не поняла, какая разница, сто человек живут в административно-территориальном образовании, сто тысяч или миллион
?
Кстати, когда тема о Веере только начиналась, я просила нашу форумчанку – активную участницу встреч с художниками (и она обещала помочь) – выяснить при случае у Н.Белокур, не затрагивая коммерческую сторону восстановления платка "Цветочный веер", художественные и исторические моменты – из какой страны заказчик, представлялись ли при заказе какие-либо сведения об истории рисунка, по каким материалам проводилось восстановление – по реальному платку, фотографиям и т.п. Однако желания поделиться информацией, видимо, не возникло, о чем остается только сожалеть
.
Впрочем, на мой взгляд, мы слишком удалились от темы, давайте вернемся к нашим баранам. А данную дискуссию хорошо бы перенести в тему о Цветочном веере, там для нее более подходящее место.

И да, я тоже не поняла, какая разница, сто человек живут в административно-территориальном образовании, сто тысяч или миллион

tata64, не хочу снова в который раз излагать тему о Веере, цитировать научные статьи, да это и не нужно. Не важно, что такого вьянского в платке, и речь совсем не об уважении-неуважении со стороны ППМ к данному рисунку. А об отношении к своим, российским потребителям. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...tata64 писал(а):ipsilon1, а что вьянского в этом платке? Почему его нужно считать вьянским? Может быть, то недостаточное уважение, которое, по Вашей логике, проявила ППМ к "Цветочному вееру" кроется именно в том, что вся его богатая история несколько расплывчата?
Разве есть такой народ - "вьянцы"? Как я понимаю, речь идет о региональном варианте португальского народного костюма на очень позднем его этапе...
... А теперь уже законодательно зафиксированный традиционный костюм (что несколько странно) - тиражируется во множестве реконструкций.
Дает ли это "вьянцам" какие-то основания считать такой платок "вьянским"? Не думаю. Это скорее из разряда курьезов...Но если им так хочется, то пусть считают.
Кстати, когда тема о Веере только начиналась, я просила нашу форумчанку – активную участницу встреч с художниками (и она обещала помочь) – выяснить при случае у Н.Белокур, не затрагивая коммерческую сторону восстановления платка "Цветочный веер", художественные и исторические моменты – из какой страны заказчик, представлялись ли при заказе какие-либо сведения об истории рисунка, по каким материалам проводилось восстановление – по реальному платку, фотографиям и т.п. Однако желания поделиться информацией, видимо, не возникло, о чем остается только сожалеть

Впрочем, на мой взгляд, мы слишком удалились от темы, давайте вернемся к нашим баранам. А данную дискуссию хорошо бы перенести в тему о Цветочном веере, там для нее более подходящее место.
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
tata64, согласна с Вами полностью, но я не то чтобы сознательно опустила это слово, а хотелось избежать громоздкости названия, поэтому предмет данной темы обозначила в самом первом сообщении:tata64 писал(а):ipsilon 1, раздумывая над Вашей темой, прихожу к выводу, что в ее названии пропущено одно очень важное слово - реконструкция. Для меня более понятным и приемлемым было бы название: 'Павловопосадские платки в реконструкциях народных костюмов других стран". Реконструкции исторических костюмов различаются степенью приближения к оригиналу.
Я назвала те костюмы, о которых речь, стилизациями под народные костюмы, Вы – реконструкциями. По-моему, мы имеем в виду одно и то же. Но я не против, чтобы модераторы изменили название темы, если сочтут, что так лучше.ipsilon1 писал(а):Давно хотела тему открыть про павловопосадские платки или рисунки в народных костюмах других стран. Конечно, не в подлинных народных костюмах, исторически достоверных, хранящихся в музеях. А в стилизациях под народные костюмы, все шире входящих в обычную жизнь.
Согласна, чем старее костюмы, тем они интереснее и в научном, и во всех прочих аспектах. Но данная тема существует именно и только в связке с павловопосадскими платками, следовательно, увидеть здесь архаичные наряды немного шансов. И тема эта скорее просто любовательная, абсолютно не претендующая на хоть какое-то исследовательское начало....исследователи пришли к мнению, что фабричные платки появляются в традиционном народном костюме на стадии его отмирания. Их использование в течение нескольких десятилетий пришло на смену традиционным головным уборам, использовавшимся столетиями. То есть, грубо говоря, - платок или шаль отменили по-настоящему традиционный головной убор...Поэтому, гораздо интереснее узнать - каков был традиционный костюм до того, как люди стали носить фабричные платки. Думаю, и у испанцев с португальцами также - доплаточный костюм существовал, с более архаичными нарядами. Интересно, какой он был.
А мне нравится, как испанки вписывают наши платки в свои костюмы....Но не всем и не всегда требуется такая степень достоверности. Для массовых шествий, праздников, фестивалей - вполне пойдёт и приблизительная реконструкция, с использованием стилистически близких современных материалов. Так что, ничего страшного нет в том, что павловопосадские платки сгодились для этого.
Небольшое наблюдение, не претендующее на истину. Платки и шали что в испанском, что в португальском наряде важны, конечно, но выполняют не самую ответственную роль. Возможно, потому, что у них есть законченный костюм с массой аксессуаров. И бОльшая часть предметов костюма, не смотря на то, что это не музейные образцы, а всего-навсего стилизации (реконструкции) для разных культурно-массовых мероприятий, являются настоящими произведениями искусства, с обилием ручной работы. Специально обращала внимание – даже в фольклорных коллективах, где участники одеты абсолютно одинаково, рисунки вышивки на юбках, передниках, «платках любви» и пр. обычно не повторяются, как и дизайн обильных ювелирных украшений, являющихся неотъемлемой частью костюма. Тогда как предметы фабричного производства – обувь, вязаные чулки, платки – естественно, типовые.
И как успела заметить за время, что занимаюсь "пиренейскими" темами, многочисленные мастерские, производящие эти костюмы, активно участвуют в разных выставках, научных мероприятиях этнографического характера и всячески подчеркивают свое стремление к максимальному воссозданию подлинных народных костюмов. Другой вопрос, насколько это соответствует истине...
Г.Сотскова. Филигрань 338-18
Как же красив этот платок!
Л.Савельева. Турецкий 327-18
К.Зиновьева. Золотые листья 146-18
Последний раз редактировалось ipsilon1 03 сен 2017, 01:02, всего редактировалось 1 раз.
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
Много Турецких 327-18 Л.Савельевой
Re: Павловопосадские платки в народных костюмах других стран
......
.
Судя по бахроме, бордовый платок на пожилой сеньоре в центре очень похож на павловопосадский. Никому не знаком?
И традиционный ребус 
Судя по бахроме, бордовый платок на пожилой сеньоре в центре очень похож на павловопосадский. Никому не знаком?