Художник Виктор Зубрицкий

LadyWinter
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1094
Зарегистрирован: 09 окт 2010, 19:32

Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение LadyWinter » 23 май 2014, 11:06

Размещу материал о В.И. Зубрицком из книги Маргариты Борисовой "Судьбы и лица. Журналистские зарисовки и очерки о павловопосадцах" (2007г.)
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

Виктор Зубрицкий:

«С живописи все началось, ею и закончится»
В.И. Зубрицкий.jpg
В.И. Зубрицкий.jpg (13.18 КБ) 16275 просмотров
…И вот гости постепенно удалились, оставив в сумрачной тишине выставочного зала 60 работ, созданных мастером за долгие годы: огромные шали с оригинальными – «остренькими» – розами Зубрицкого и его лиричные акварели, карандашные работы и масляную живопись…


«С живописи все началось, ею и закончится», – роняет Виктор Зубрицкий, погружаясь в далекие детские годы, в истоки жизни творческой…


Путь выбрал сам…

Началось это почти полвека назад в молодом научно-промышленном городке Электрогорске. И подчинись тогда совсем юный Витя воле отца, действующего советского офицера, – юридическое братство пополнилось бы еще одним членом. Наверняка, хорошим: четким, грамотным и «все понимающим» юристом, то есть таким, каким и знают сегодня Зубрицкого. Но будущий заслуженный художник России избрал иной путь, говорит, – повинуясь голосу сердца: «Тогда в нашем кинотеатре фильм шел о художнике – жирные цветные мазки на полотне, мольберты… Это произвело на нас с приятелем сильнейшее впечатление». И мальчишки «заболели». По-настоящему, хронически: рисовали все подряд, всегда и везде – лица учителей на уроках, фигуры сидящих одноклассников, облака, проплывающие за окном, скамейку в парке... Пока, наконец, не поняли: далеко так не уйти: нужен тот, кто знает и может больше – учитель. Этим учителем для ребят стал Виктор Николаевич Ильинский, преподававший рисование в школе №15. А спустя время шестиклассники Витя Зубрицкий и Сережа Демин начали расширять географию своих интересов.

Клуб имени Ленина при ГРЭС №3

Могучий торс Зевса и безупречный профиль Афродиты, наизусть выученные любым студийцем фрагменты гипсовых черт Давида и застывшие в многовековом движении кисти рук божественного изваяния, созданного гением мастера эпохи совершенства человеческого тела. А еще – ничего не говорящие душе сторонней постановки, названные кем-то походя и легкомысленно «мертвая природа» – натюрморты, каждый из которых – маленький мир. Когда за окном метет белая пурга, или октябрьский дождь с шумом обливает гроздья рябины, нет ничего слаще, как сидеть в нагретой студии перед планшетом и с мучительным удовольствием вдыхать в эту «мертвую природу» жизнь, с математической логикой раскладывая ее на шершавом листе бумаги на теплое и холодное, свет и тень, делая первые попытки уловить невечную игру блика на глубоком старом стекле сосуда. Теперь все это, равно как и поездки в художественные музеи, и походы на этюды стало естественной частью его жизни, к которой, оказывается, не надо специально привыкать, как привыкают к неудобному креслу или новой одежде.

Провал

Тридцать человек на место – сумасшедший конкурс, который можно выдержать, только имея серьезную подготовку по рисунку, живописи и композиции – трем базовым дисциплинам любого учебного заведения, готовящего художников. А в Текстильном весьма специфическая композиция и свои требования к живописи и рисунку. К тому же это элитный вуз, в который всегда стремилась попасть «золотая молодежь» страны Советов, знающая толк не только в базовых дисциплинах. Бравшие уроки у известнейших мастеров столицы, закончившие ведущие художественные училища, они легко становились студентами Текстильного. Шансов стать одним из них у юного электрогорца не было никаких. И Витя Зубрицкий, здраво оценивая собственные силы, особо не волновался ни на самих экзаменах, ни за их результаты. Тем не менее, горечь провала отравила остаток лета 64-го… зато приблизила победу – первую, серьезную, дававшую ощущение собственной силы.

Но это потом, а пока…

Шаг вперед

Ученик копировщика в резном отделе фабрики имени 10-й годовщины РККА – работа рутинная, конечно, но имеющая свои плюсы: абсолютно не разбирающийся в технологии производства знаменитого павловского платка, Виктор с самого основания, как строят по кирпичику дом, начал настырно осваивать ремесло, попутно продолжая заниматься живописью и готовиться к поступлению в вуз: Москва по-прежнему тянула его к себе стремительным ритмом молодости, дневным многолюдьем широких улиц и великолепием вечерних огней, бурной и вполне доступной культурной жизнью. «Три рубля стоил тогда билет в Большой театр!», – то ли с возмущением, то ли восхищением констатирует Виктор Зубрицкий.

…Его взяли на подготовительные курсы Текстильного с условием, что сдавать вступительные экзамены будет на общих основаниях – парень ведь и года не отработал на производстве! И Виктор, конечно, согласился.

Занимались курсисты, как курсанты или олимпийские чемпионы – интенсивно и по несколько часов в день; в результате через три месяца Витя Зубрицкий стал студентом желанного вуза.

Альма-матер

О студенческой поре он вспоминает, как об очень коротком, но полном надежд и мечтаний – лучшем – времени, когда можно было заниматься и любимой живописью, и «программными» тканями. Но было ли то время лучшим для развития отечественной индустрии моды, ответить однозначно сложно: объемы выпускаемой текстильной продукции соответствовали масштабам страны, что, естественно, делало легкую промышленность тяжелой на подъем, а моду – «стабильной».

Между тем, современные течения декоративной живописи все смелее стали проникать в советскую моду; заметное влияние западного, и в частности, неформального искусства на формирование вкусов общества ярко выявило необходимость в кардинально новом подходе к созданию индивидуального имиджа; и, наконец, впервые зазвучали имена Игмонда и Зайцева с их новаторскими, ломающими совковую безликость, коллекциями.

Такая среда не могла не сделать из молодого Зубрицкого художника , чутко улавливающего изменения в настроениях мировой моды, ищущего и очень неспокойного.

Мануфактура

Чуть улыбаясь, он всматривается в далекие 70-е: «Я пришел на мануфактуру весь из себя – выпускник престижного вуза. Но все это быстро слетело. На первом же худсовете мне стало ясно, что полученные в институте знания далеки от того, что делали тихие и незаметные люди на предприятии. А пришел я в звездный коллектив: Ольшевская, Дадонова, Зиновьева, Регунова, Слащева…». Эти, на весь мир прославившие Павловский Посад люди и стали учителями недавнего студента отделения «Оформление тканей методом печати и ткачества». Целых два года профессиональный рост молодого специалиста курировал Евгений Иванович Штыхин – «очень нежный и лиричный художник , мастерству которого нет предела», – как говорит о нем сам Виктор Зубрицкий. На вопрос «сколько времени шло становление профессионала?», Зубрицкий, не задумываясь, ответил: «Научиться ремеслу можно за пять лет, но «въезжать» в профессию придется всю жизнь. А зрелый художник формируется лишь годам к сорока».

В 1985 году ему и предложили возглавить коллектив молодых художников на родном предприятии. Это было заманчиво, ответственно и… закономерно: во-первых, он уже был опытным художником, прошедшим все стадии карьерного роста и достигшим заметных профессиональных успехов; во-вторых, равных Зубрицкому в организаторских способностях просто не было (и до сих пор не нашлось); в-третьих, он оказался единым представителем сильного пола в творческом коллективе, где из восьми членов – восемь звезд. Причем в буквальном смысле: сплошь лауреаты, дипломанты и государственные стипендиаты, да еще и красавицы. И если однажды вдруг изменится геомагнитный фон, и все восемь солнц взбунтуются, противостоять их активности сможет только по-мужски уравновешенный и расчетливый лидер. Причем амбициозным и темпераментным светилам на эмоциональном уровне гораздо легче принимать именно такую форму управления внутренним климатом их бесконечно загадочной вселенной. Но еще более оправданным стало руководство Зубрицким творческим коллективом в постсоветскую эпоху.

« А я сказал – будешь!»

Пока в стране шла перестройка, а социально-экономический спад поверг в уныние большую часть творческой интеллигенции, оставившую искусства и науки, чтобы неквалифицированным трудом прокормить семью, Виктор Зубрицкий проявился настырным и верным ремеслу человеком: он продолжал участвовать в конкурсах и выставках различных уровней, завоевывая зрителя и покоряя новые высоты. Но, главное – пытался в нестабильной экономической ситуации найти такие ходы в решении традиционных павловопосадских платков, которые помогли бы если уж не процветать, то хотя бы не обанкротиться предприятию. Это сейчас его «девчонки» в нем души не чают, а тогда… «Виктор так закрутил нам гайки, что все мы взвыли (никто, правда, не ушел), – говорит одна из ведущих художников платочной фабрики Елена Жукова. – Он буквально насаждал на комбинате Запад и авангард, а нам хотелось рисовать классику…». «А я сказал, будешь!», – продолжал требовать главный художник, и сегодня у Жуковой самый высокий рейтинг продаж авангардной линии продукции, и направление это не теряет покупательского спроса до сих пор.

Стремление к поиску неожиданных ходов – конек Зубрицкого, на протяжении всей своей деятельности он не раз находил такое сочетание традиционных приемов с новаторскими веяниями, которое не противоречило бы ни утилитарным запросам самого разного покупателя, ни строгим требованиям худсовета, ни капризам моды.

«Рябина»

До него никто не обходился только листьями – всегда и все рисовали цветы: розы, незабудки, лилии, жасмин, создавая всевозможные цветовые и композиционные вариации, непохожие друг на друга ни внутренним состоянием, ни глубиной идеи. Он совершил революцию. «Однажды осенью я увидел на дереве красные сгустки ягод рябины – маленькие вертолетики… И так захотелось вставить их в платок!». Зубрицкий ходил за этой простой, но, как оказалось, рискованной идеей несколько лет, не в силах найти решения, пока вдруг не почувствовал: брошенные ветки – вот как это должно быть!

Худсовет в полном своем составе был просто шокирован новаторской композицией: «Кому это нужно!? Мы всегда рисовали розы», – прозвучало всеобщим вердиктом.

Но в «Рябину» автор вложил так много внутренних изысканий, что было бы странным отказаться от нее теперь, когда она уже готова выйти на улицы городов – легкая и совершенная! И тогда Виктор Зубрицкий пустил в ход все средства убеждения, на которые был способен: один, стоя перед непоколебимой когортой признанных мастеров, к тому времени уже лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, член Союзов художников и дизайнеров России, не авторитетом, а железной логикой (и, думается, личным обаянием) он смог убедить худсовет в жизнеспособности идеи.

«Рябину» запустили в производство – «попробовать», а 87-й стал не просто годом очередной творческой победы Зубрицкого, – новым этапом в развитии павловопосадской шали.

Признание оказалось настоящим, народным: «Рябину» скупали оптом, огромным тиражом она уходила за границу, в том числе в Иран. Сам же Зубрицкий окончательно сказал себе «получилось», когда осенним ненастьем (и опять счастливая осень) в электрогорском автобусе мелькнул знакомый орнамент… нет, – вошла современная, эффектная горожанка, небрежно неся на плечах рябиновые кисти. «Это было красиво, с хорошим вкусом. Это была настоящая… городская шаль!», – победоносно заявляет Зубрицкий.

Прирожденный лидер

Человек, успешный в творчестве и карьерном росте, сегодня он утверждает, что не стремился к этому специально, что все как-то само собой складывалось. Возможно. Натура щедро одаренная, прирожденный социальный лидер, Зубрицкий никогда не ограничивался рамками визуального творчества, пытаясь реализоваться в самых разнообразных видах общественной деятельности. Работая в комитете комсомола, он отвечал за подготовку допризывной молодежи на родном предприятии и был избран председателем одной из наиболее массовых организаций советского времени – ДОСААФ. «Мы чем только не занимались тогда: изучали устройство стрелкового оружия и проводили гонки на катерах по Клязьме, а мотопробеги, организованные ДОСААФ, собирали огромное количество и участников, и зрителей. Это было очень активное время не только лично в моей жизни – для всей страны. Опыт и закалка общественной работой, полученные в те годы – бесценное богатство, обеспечивающее сегодня успешность в депутатской деятельности», – говорит Виктор Зубрицкий.

Так вот и тянется у него одно за другим: руководство творческим коллективом на мануфактуре, систематическое участие в выставках и ярмарках, педагогическая деятельность в Детской художественной экспериментальной школе, активная работа в Союзе художников России и правлении Московского областного отделения СХР, председательство в бюро секции декоративно-прикладного и народного искусства и даже участие в проекте по восстановлению иконостаса церкви Святого Николая Чудотворца в деревне Васютино, для которого Зубрицкий создал эскизы и рисунки резьбы по дереву для короны Царских врат и декора цоколя. А на вопрос, каковы планы на будущее, с видимым удовольствием заявил, что сейчас занимается страшно интересным проектом – поисками и реконструкцией старинных образцов шалей большого формата периода ХIХ – начала ХХ столетий: «Поездки в музеи-заповедники Ярославля, Костромы, Сергиева-Посада и других исторических городов России уже дали определенные результаты, и скоро наши современницы смогут побаловать себя шалями с изящнейшими восточными орнаментами самых изысканных цветовых вариантов».

Немного о личном

К своему 60-летнему юбилею Виктор Зубрицкий пришел с огромным багажом всевозможных званий, количеством выставок, участником которых был; его произведения приобретены двадцатью музеями, в том числе Государственным историческим музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Эрмитажем, Государственным историко-культурным музеем-заповед-ником «Московский Кремль», Харьковским художественным музеем, Севастопольским художественным музеем и, конечно же, Музеем истории платка и шали города Павловский Посад .

Но все же главный итог – признательность земляков. Всенародная любовь – это, видимо, слишком громко сказано, однако в несомненном авторитете и огромном обаянии, какое свойственно исключительно мощным личностям, ему мало кто отказывает. Не взирая на свои титулы, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, и почетный член Гуманитарных наук (академик) Зубрицкий звездностью и снобизмом не страдает – дружелюбен и открыт. Он галантно склоняет голову в готовности к общению: вежливая улыбка, острый взгляд лукавых глаз – внимательно слушает собеседника.

Но не слишком-то обольщайтесь – за хорошими манерами скрывается человек, знающий цену и времени, и собственному труду (даже интервью давал на ходу!). Затем «незаметно» бросает взгляд на часы, извиняется и с какой-то хореографической грациозностью в легких порывистых движениях исчезает. А впрочем, все в его облике подчинено стилю то ли английского денди начала прошлого века, то ли… Ну, это как-то и неважно, гораздо приятней, что вот такие стародавние понятия, как «интеллигентность», «порядочность», «верность делу и долгу», к счастью, все еще бытуют в нашем маленьком провинциальном городке.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение tata64 » 23 май 2014, 19:28

LadyWinter, спасибо за тему и интересные материалы. ^%

LadyWinter
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1094
Зарегистрирован: 09 окт 2010, 19:32

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение LadyWinter » 23 май 2014, 21:11

Спасибо и Вам, всегда с интересом Вас читаю. ^%
После этой небольшой статьи заново открыла для себя Виктора Ивановича и его творчество.
Сколько, оказывается, разных мероприятий происходит и в самом Посаде, и в жизни художников, а нам это неизвестно.

Натушка
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 01 июн 2012, 19:03
Откуда: г. Mосква

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Натушка » 23 май 2014, 22:54

"....что вот такие стародавние понятия, как «интеллигентность», «порядочность», «верность делу и долгу», ..."
Я бы добавила еще и аристократизм....
Спасибо за статью ^% ^% ^%

Аватара пользователя
MashaL
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4735
Зарегистрирован: 06 май 2012, 16:56

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение MashaL » 24 май 2014, 07:33

LadyWinter, большое спасибо, с интересом прочла всю информацию ^%

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение tata64 » 26 май 2014, 22:51

Нашла пару фото В. Зубрицкого, вот таких, непарадных. Источник: http://lori.ru/4495027?in-session
Вложения
Зубрицкий.jpg
Зубрицкий1.jpg

Аватара пользователя
MashaL
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4735
Зарегистрирован: 06 май 2012, 16:56

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение MashaL » 27 май 2014, 17:16

tata64, спасибо :) ^% очень интересные фото.

Аватара пользователя
Branchette
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9381
Зарегистрирован: 13 сен 2011, 18:09
Откуда: Москва, Сокол

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Branchette » 27 май 2014, 17:27


Аватара пользователя
-Наталья-
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 01 мар 2014, 22:13
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение -Наталья- » 27 май 2014, 22:04

Внесу небольшую лепту, если позволите.

Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Олисава
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 17:07

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Олисава » 26 апр 2016, 13:57

Оказывается, Виктор Иванович многие годы является депутатом Павловопосадского городского совета, был даже альтернативным кандидатом на пост главы этого собрания. Зубрицкий на выборы идёт как самовыдвиженец.

Аватара пользователя
Олисава
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 17:07

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Олисава » 10 май 2016, 15:04

К предстоящему юбилею Виктора Ивановича Зубрицкого, с благодарностью за выдающееся творчество и большую любовь к людям - эти именные частушки.


ЗУБРИЦКИЕ ЧАСТУШКИ.

Профессия художника –
Самая красивая.
У Виктора Ивановича
И судьба счастливая.

У Зубрицкого - награды,
Почести и звания.
Свыше дан ему талант,
А людьми – признание.

Он ещё и депутат,
За него электорат.
Представляет депутат
Город Павловский Посад.

Чтоб досуг разнообразить,
Чтобы всех повеселить,
Разрешите вам частушки
Про платочки предложить.
Про платочки чьи? кого?
Конечно же, Зубрицкого!

Губки бантом, глазки томны,
Бровки подчернённые.
Собираю я в «Мадонне»
Взгляды восхищённые.

Дали мне совет в салоне:
К образу штрихи искать.
А зачем мне «Штрих» искать?
Из комода лишь достать.

В шали «Розы и пионы»
Вышла я весною в сад.
Оглянуться не успела,
Пчёлы все ко мне летят.

Свежий ветер обдувает
Каждую травиночку.
Мы с «Царевною-Лягушкой»
Ищем половиночку.

Эх, «Цветочная полянка»,
Цветики с тесёмочкой.
Как бы той тесёмочкой
Удержать мне Сёмочку?

Хлопоты да хлопоты,
С утра до ночи топоты.
А накинешь «Роксолану» -
Молкнут нервов ропоты.

Мы с подружкою гуляем
Вечерами зимними.
В «Лете» я, она - в «Испанском».
Все - неотразимые.

Не тугой мой кошелёк,
Коплю деньги на платок.
Жду с тобою встречи,
Шаль «Розовый вечер».

Я весною птиц встречаю,
Знаю, где их верный путь.
Ах, платочек «Птица счастья»,
Прилети когда-нибудь!

На платке горит узор,
И тепла из шерсти нить.
Кто увидит «Птицу счастья» –
Помогите отловить.

Пошла в хоровод
Чаровать мужской народ.
Кричит муж ревнующий:
«Сними платок «Чарующий!»

Я видала шаль-картину,
Называется «Рябина».
Той рябины веточки
Не забыть мне, девочки!

В честь Зубрицкого частушки
Спели к юбилею!
Если вам понравилось,
Сообщите поскорее!

Аватара пользователя
Branchette
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9381
Зарегистрирован: 13 сен 2011, 18:09
Откуда: Москва, Сокол

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Branchette » 10 май 2016, 16:39

Здорово!

Аватара пользователя
Олисава
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 17:07

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение Олисава » 10 май 2016, 17:30

Светлана, спасибо ^%

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение argon » 10 май 2016, 18:12

Олисава, ^% !
Спасибо, отличные частушки - веселые, легкие - именно такие, какими и должны быть частушки :D .
:@ :@ :@

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Художник Виктор Зубрицкий

Сообщение tata64 » 10 май 2016, 18:37

Олисава, прелестно! :D

Ответить

Вернуться в «О художниках»