О творчестве Златы Ольшевской

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 13 апр 2019, 07:51

На днях ляпнула ненароком глупость .. тут viewtopic.php?f=21&t=24215&start=5430
от такую
ELEN-A писал(а): А оно непосредственно мне уже давно считай и не надо..
:"
Всё совсем не так!
Про рукописные не забуду никогда -мечтать. Но эта шаль реальна. Иногда нужен только лёгкий импульс,толчок..

Светлана-Branchette , не та ли это Роза?

Кармен-сюита , 1982г.
Изображение

Для настроения и для осознания реальности)
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение mrrmumur 13 апр 2019, 17:43

"Кармен-сюита", как и "Зрелый возраст" - моя давняя, еще с 2012 года, мечта. :: :>> Я тогда еще даже не писала на форуме, только читала. Нашла галерею Златы Ольшевской и пропала. А "Кармен" даже думала как можно самой организоваться и напечатать, хоть не на шерсти. Да не придумала. :mrgreen:
Что же касается рукописных, то елека сказала в теме, что одну превратили в гобелен - значит, как-то договорились с наследниками. Может быть, и шаль можно? ><
Ищу шелковые платки Масленница 597- 17 и 16, Царское село 1380-13, Итальянский полдень 17 и 14.
И старинки на шерсти: Галину с красными медальонами, Качели с медовыми розами, Голубые лилии Регуновой, Тонкий Ажур 14.
mrrmumur
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 5991
Зарегистрирован: 20 май 2013, 14:17

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 16 июл 2019, 15:55

mrrmumur писал(а):Может быть, и шаль можно? ><


Основной и наболевший вопрос..
Интересно ,а с музеем можно договориться?..
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 16 июл 2019, 16:17

Изображение
Давно хотелось поговорить о рисунке Загорских колоколов и вот сегодня как-то мгновенно, в полчаса сказалось.
Почему Злата Александровна выбрала именно этот город для своего произведения гадать долго не приходится. А вот когда начинаешь разбирать по кирпичику,то поражаешься глубине ее замысла.
Что за город такой Загорск это уже и для нашего современника может быть непонятно - где он?
Но нечего чуждого в названии не ощущаешь в отличии например от Тольятти.
За городом. За Москвой? За любым городом. То есть вся страна.
А страна была большей частью деревянная. Отсюда и шатровая архитектура,которая не имеет аналогов в мире и образами которой пронизан орнамент рисунка.
Шатер -традиционная, излюбленная форма покрытия в русском деревянном зодчестве.
Появление в середине XVI в. формы шатрового храма знаменует высшую точку развития древнерусского зодчества.
В камне были увековечены «те старозаветные формы чисто русских деревянных сооружений, какие в деревянном зодчестве, по преданию, от поколения к поколению переходили с незапамятных времён» (И.Е. Забелин, русский историк и археолог).
Деревянные шатровые храмы на Руси в плане образовывали квадрат (четверик). На нём возводилось основание шатра (восьмерик), увенчанное восьмигранным конусом (шатром).
Форма шатра в каменной архитектуре стало заметным отличием в архитектуре нового периода
.
Изображение
Следовательно город древнерусский.
Художественная резьба по дереву-ремесленники.
Колокола ,арки Троице- Сергеевой лавры и ее архитектурный ансамбль в целом. Их возвышенность над другими строениями, то что видно издали. И их стремление вверх, выше и выше характеризовало общий жизненный уклад.

Колокольный звон и тот слышен - посмотрите как вибрирует каждый колокол в рисунке платка.
Изображение
Сергиев, город в Московской области Историческое ядро - Троице-Сергиева лавра. С XIV в. вокруг неё возникли слободы и сёла. В 1792 создан регулярный план города (совмещение шахматной и веерной сеток)
Вот именно совмещение шахматной и веерной сетки и отображает суть композиции рисунка Загорских колоколов. А уже в этот общий план встроена Лавра ,ее колокольни , окрестности.
Изображение
В зависимости от колорита в рисунке может проявиться что угодно из далекого-далёка.
Того,что и посейчас нам дорого, как бы мы к этому не относились внешне равнодушно или же как к карнавалу. Ведь фольклор означает народная мудрость, а не просто группа ряженных на каких-либо празднествах например.
Изображение
Во всем ощущается тепло родного очага.
Терем и его нарядный вид.
Наличники украшения окон, то есть - какой бы он тяжёлый и горький не был наш земной путь,а на мир хотим смотреть сквозь такое нарядное ,умело выполненное ,рукотворно- деревянное чудо!
И на нас пусть люди тоже поглядят.
Смотрите и радуйтесь!
Кокошники,кружева, парча,вышивка жемчугом.
Я невеста не простая ,я невеста золотая!)
Потешный промысел - глиняная, деревянная игрушка и ее яркий представитель- Матрёшка.
А сейчас уже и Музей игрушки в Сергеево- Посадском музее- заповеднике.
И все это богатство хранится в сундуке.
Сундуке не простом, сундуке расписном.
Изображение
Сколько всего можно найти в этом рисунке, не перечесть!
Это настолько цельный рисунок по замыслу и исполнению,что с какой угодно стороны на него не посмотри всё будет наша с вами история уходящая корнями глубоко -глубоко.
Этим он напоминает обрядовую вышивку,которая служила как оберег и знаки которой были понятны и тем кто вышивал и тем кто ими любовался. Люди тогда действительно встречали по одёжке.
И которая говорит нам о том как наши предки чтили свои традиции и трепетно относились ко всему окружающему миру ,как и миру вещей в том числе. Каждый предмет был ценен и его берегли.
Но и делали на века!
А все эти несметные богатства и главная ценность народа венчает Платок для её Величества Женщины.
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 23 июл 2019, 11:43

"Когда я сажусь за работу ,хорошо знаю,чего добиваюсь. Тема выражена в названии платка. В искусстве не должно быть ничего приблизительного . Делать надо не около и приблизительно,а точно.Точно выражать тему. Удается это одержимым."
Злата Ольшевская , из книги А.Коновалова "Плат узорный"
Последний раз редактировалось ELEN-A 23 июл 2019, 11:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 23 июл 2019, 11:49

Воспоминания о Злате Ольшевской
Екатерина Васильевна Жукова, краевед - исследователь, г. Павловский Посад.

Где есть творчество,
там нет ни старости, ни болезней, ни одиночества.

Чехов

Изображение
Портрет Златы Ольшевской. Художник В.И. Зубрицкий

Она родилась под счастливой звездой – у нее было звонкое имя, талант, признание. Сама она как-то сказала: «Я всегда шла на успех».
О ней любили писать журналисты. Однажды в художественном издательстве готовился альбом о павловских платках. Приехали московские журналисты снимать для издания. Злате Александровне на фабрике сказали:
– Снимать приедут, – на что был ответ:
– Только с кобелем!
На фото в книге она в самом деле с собакой колли.
Когда мы приезжали к ней на дачу, в конце 1990-х годов, у нее была собака Чарочка. Злата своего Чарочку обожала, это был черный пудель. Она с ним разговаривала все время, задавала вопросы, сама же отвечала.
Ольшевская была непредсказуема. Однажды после чаепития, мы были вдвоем, Злата Александровна, взглянув на Чарочку, загадочно произнесла: «А сейчас мы покажем Кате, на что мы способны…»
Тут уж, в самом деле, предстояло удивляться. То, что Злата – артистка, я, конечно, знала. Но, оказывается, и Чарочка был артист, настоящая цирковая собака. Они тут вместе со Златой стали выделывать такие номера, Чарочка прыгал через скалку, ползал по кругу, ходил на задних лапах, считал, они вдвоем выделывали разные затеи, я хохотала, Злата тоже была довольна.
В самом деле, Злата Александровна рассказывала, что в юности собиралась стать именно артисткой, поступила в театральное училище при Ивановском драматическом театре, отучилась год – и началась война. Незакончившие артистки таскали ящики со снарядами на военном заводе.
Потом поступила в Ивановский химико-технологический техникум на художественный факультет, по окончании его работала в Павловском Посаде на Ленской фабрике, а когда производство платков на этом предприятии прекратилось, художников перевели на Старопавловскую фабрику. Но и на фабрике она оставалась артисткой. Какие были спектакли в фабричном театре, какие роли, какие гастроли! О, те спектакли остались в памяти поколения павловопосадцев…
Ну а Чарочка однажды пропал. Ушел куда-то, может быть, заблудился. Трудно было представить, такая умная образованная собака, верный друг, где-то бродит, пропадает… Для Златы это было большое горе.
Особенное отношение у нее было к цветам, вообще к растениям. Цветов много росло на даче, целая поляна. Колодец, расписанный в народном стиле петухами, при этом вся роспись была похожа на павловский платок. Одно какое-то странное растение там было, небольшой куст, я спросила у Златы: что это?
– Не знаю, я его с болота притащила. Почему он не имеет права жить в саду?
В Японии она однажды оборвала куст: «Там цветочки были такие… цвел красиво…» Прижился ли на даче японский куст…
Но кактус рос на даче. Она его посадила перед окном на солнечную сторону. Кактус благополучно рос летом, но что же с ним будет зимой, у нас не юг… А ничего, говорит Злата, он снегом укрылся и перезимовал.
Она разговаривала с цветами. Все платочные композиции рождались именно в саду. Выписывала и высаживала небывалые цветы, с нетерпением ждала, когда они взойдут.
Около дома была закреплена кормушка для птиц в форме большой головы, сделанная из папье-маше. У ворот стояла доска с изображением сказочного персонажа, это был дух, сторож этого сада и старожил – на голове волосы из макраме, борода, усы соответствующие. Еще были совы, занавески из макраме. Художница любила создавать сказку вокруг себя. В глубине сада, спрятанный в тени деревьев и зелени листвы, лежал большой и загадочный камень, он так и назывался: «Камень сказок».
Дачный домик Златы выглядел совсем просто, она когда-то вместе со всеми фабричными получила участок в поле за Южным районом – одноэтажная деревянная постройка. Была еще, кажется, мансарда или высокий чердак. Во дворе под навесом – стол для чаепитий, вокруг которого З.А. сделала что-то вроде частокола, высокие палки, на которые были надеты глиняные горшки.
В небольшой комнате стол стоял возле окна, которое, казалось, никогда не закрывалось. И вот в раскрытое окно прямо на чай залетали воробьи, клевали со стола хлебные крошки. Хозяйка их одобрительно поругивала: «Ишь, прилетели!» Воробьи этим нисколько не смущались, продолжали прыгать по столу.
Обстановка на даче была самая простая, дом скромный – красть было нечего. Но воры тем не менее залезли. Забрали посуду, а еще альбом по искусству, который художнице подарили с надписью: «Злате Ольшевской…» Вот эта надпись и сыграла для похитителей роковую роль. Их поймали, но на другом деле. Стали делать обыск, попался этот альбом. Нашли Злату, она подтвердила: да, это ее книга. Незадачливым воришкам вменили по факту ряд краж и дали немалый срок. А посуду Злате вернули. Она ее выбросила.
Злата Александровна жила на даче с апреля до поздней осени. Готовила хорошо. Один раз не было хлеба. «Ну это мы сейчас… сделаем». И вскоре на сковороде уже что-то жарилось, и на столе появились вкусные румяные пышки. В дом приходили гости, соседи по участку, москвичи; вместе они устраивали «День первого огурца». Как только огурчики появились на грядках – тут объявляется народный праздник (это называлось «обкричаться»), и все готовят салаты, пироги и с этим со всем идут к Злате Александровне в гости, накрывается стол на веранде или на улице под навесом.
Люди к ней тянулись, она редко бывала одна. Всегда ко всем хорошо относилась. Тех, кого любила, кто был ей запросто близок, называла «Ирка», «Валька».
На юбилей Зубрицкого, выставку к 50-летию художника, пришла прямо с дачи в резиновых сапогах, дождевом плаще и с цветами. Подарила цветы, сказала: «Витька!» Как-то так у нее получалось: она могла себе позволить то, что другим нельзя было. Вот и тут – все по форме, а она пришла – с ней дождь, вольный воздух, цветы… И никаких казенных речей. Мне кажется, она этого не могла.
Хотя на разных событиях, праздниках, юбилеях присутствовала. Для этого у нее был наряд. Фабрика предложила ей в подарок шаль на выбор. Злата выбрала шаль Регуновой (кажется, «Браслет»). Сшила из шали накидку, покрасила ее: «Здесь белый цвет – его надо гасить». Заварила в большой посудине кофе, загрузила туда подарок… – шаль стала глубже, серьезнее. Эту накидку она надела, когда поехала в Японию. Сделала к накидке темный головной убор. Авторская выставка платков ручной росписи Златы Ольшевской проходила в Нагасаки. Шли на теплоходе из Владивостока. В Японском море у берегов острова Цусима бросали цветы.
– Там был священник, на корабле, – рассказывает Злата. – Я подошла к нему: «Батюшка, благословите!» Он благословил, и стало спокойно и легко на душе.
Сохранилась видеозапись, где Злата Александровна в Японии на своей выставке проводит экскурсию.
Натура была авантюрная. Как-то рассказывала про театр юных сорванцов. Они с художницей Л.С. Шаховской должны были ехать с ребятами в какой-то южный колхоз, в Крым. Жить предстояло в школе. И вот перед самым выездом Злате из этого колхоза приходит телеграмма: «Не приезжайте, нет возможности принять». У Златы не возникло никакой паники. Как это, нет возможности принять! Она разорвала телеграмму, никому ничего не сказала, и как ни в чем не бывало повезла детей на юг. Руководители колхоза так и ахнули:
– Мы ж вам телеграмму…
– Не было никакой телеграммы. Не было телеграммы. Вот мы и приехали.
Пришлось руководству заниматься, размещать гостей. И все наладилось. Жили в интернате, спали на раскладушках. Л.С. Шаховская, будучи на хозяйстве, наварила ведро варенья. Утром и вечером пили чай с абрикосовым и вишневым вареньем. Работали в колхозе, собирали вишни, абрикосы. В свободное время давали концерты. На заработанные деньги купили экскурсионную поездку по Крыму, были в Ливадии, Бахчисарае, видели Большой каньон – заповедное место с уникальной природой – овраги, водоемы, дубы.
Лето 2002 года хорошо запомнилось, в те дни я часто приходила на знакомую дачу, мне нравилось идти полем, кругом все цветет, бабочки летают… Иногда приносила книги. Злата читала быстро, с увлечением, много знала наизусть, особенно стихов. Однажды сообщила:
– Что-то у меня с памятью, не могла утром вспомнить стих.
– Какой стих?
– Да вот, эта строчка: «Там люди в кучах за оградой не дышат утренней прохладой». Потом-то уж я все вспомнила, – и начала читать пушкинскую поэму – всю наизусть. Оставалось только дивиться на плохую память этой удивительной женщины, которой на то время шло к восьмидесяти годам. Кстати, она никогда не говорила ни о старости, ни о болезнях, вообще никогда не жаловалась.
– Злата Александровна, у вас память такая!
– Таблетки надо пить!
– Какие таблетки?
– Ну эти… тебе не надо!
О стихах, кстати, – она знала в них толк. Я как-то спросила об этом, кто ей более всего из поэтов нравится, в ответ восклицание: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы!»
Однажды я принесла «Дневник Марии Башкирцевой». Злата книгу быстро прочитала. Отнеслась очень серьезно, ей хотелось защитить юную художницу от напастей мира. Она много читала; у Булгакова любила «Белую гвардию», «Дни Турбиных». Всегда интересовалась литературными новинками, читала журнал «Иностранная литература».
Говорила интересно, глубоко, никакой пошлости, пустословия. Рассказывала о путешествиях, а ведь вся платочная серия «Города» – это и есть впечатления, своеобразный художественный рассказ – «Вологодское кружево», «Мурсия», «Северная Пальмира». Названия платков всегда удачны, иногда сказочны: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный сокол», «Снегурочка».
Любила повторять: не надо раболепствовать перед натурой, щедро рассыпая свои мысли и соображения по поводу искусства, вообще была мастер меткого слова. Иногда могла сказать до крайности резко.
Еще легко воспринимала всякие современные штучки. На дереве напротив окна у нее висел компьютерный диск, отражающий свет цветами радуги. И радовалась этому, как ребенок, восклицала: «Смотри, смотри, какая красота!»
На стенах на даче висели ковры собственного изготовления. Не могу сказать, что за техника, но они были яркие, орнаментальные, красно-черно-бело-зеленых цветов, возможно, «восточные мотивы».
Хорошо говорила о киргизах. Они ездили в Киргизию вместе с Лидией Сергеевной Шаховской в экспедицию собирать народные рисунки, образцы декоративно-прикладного искусства. Киргизия – это отдельный большой рассказ, это такая поэзия в передаче художницы, и горы, и юрты, и люди – такие простые, гостеприимные и добрые. Но Злата хотела забрать из Киргизии ослика. Совершенно серьезно перед отъездом договорилась с начальником железнодорожной станции, что ослик поедет в специальном вагоне. Ну а здесь – будет жить на фабрике, работать будет как лошадка.
Этим планам воспротивилась Шаховская. Ослик остался в Киргизии.
Ольшевская любила фотографировать, снимала Западную Украину, Прибалтику, другие места, где бывала в командировках. Помню, одно сделанное ею фото Е.П. Регуновой, точнее, портрет. В Регуновой было что-то царственное, и это схвачено на фотографии.
С Регуновой они дружили смолоду, две юные художницы из Иванова оказались на фабрике в Павловском Посаде, и обе сильные, обе талантливые. В последние годы они разошлись. Злата «шла на успех». Ей дали звание Заслуженного художника, потом Народного. В 90-е годы одна за одной организовывались ее авторские выставки в разных городах, у нас и за границей. Про Злату писали, что она революционер, новатор в искусстве, она начала ручную роспись павловской шали. Никто уже не помнил шаль «Гладиолусы» – ручную работу Екатерины Петровны, выполненную еще в 1960-е годы. Регунова жила скромно, как-то раз сказала: «Я бы предложила вам чаю, но у меня нет сахара».
Так вот, в последние годы они не общались. Когда доносились разговоры о том, что Екатерина Петровна нездорова, Злата сильно беспокоилась, говорила: «Господи, Катька! А на дачу ее ко мне привезти, здесь все бы прошло!» Она безусловно, неизменно и высоко ценила творчество Е.П. Регуновой.
Ольшевская была невысокого роста, строгие, правильные черты. Ее портрет работы Сергея Белокура мне кажется очень удачным. Он написан лет через десять после наших дачных встреч, но по нему видно, что и в глубокой старости у Златы было красивое одухотворенное лицо. Бывает так, вся работа души сказывается на лице.
Лучшей ее подругой, близким человеком была художница Лидия Сергеевна Шаховская. Она приехала в Павловский Посад из Москвы. Шаховская была дочерью князя, Ольшевская – дочерью офицера Красной Армии, репрессированного и расстрелянного в 1937 году. После войны от Ленской фабрики им дали комнаты в одной квартире. Было голодно, на фабрике воровали крахмал, варили и спорили: солить его или не солить. Когда Злата заболела чахоткой, Лидия Сергеевна заставляла ее вставать с постели и водила в березовую рощу.
Именно в это время Ольшевская и Шаховская готовили юбилейное панно к 800-летию Москвы. На панно все сияет звездами и салютами.
Панно предназначалось в подарок Сталину, но прежде оно было представлено в Москве высокой комиссии, состоящей из деятелей искусств и государственных представителей. Начинается обсуждение, произносятся слова, но нет какого-то решающего мнения. И через много лет Злата рассказывает так, что передается вся волнующая обстановка момента. И наконец кто-то главный из деятелей искусств сказал решительно: «Здесь ни прибавить ни убавить!» И все стали дружно высказывать восхищение.
Ручной росписью шалей она начала заниматься, как вышла на пенсию. Осталось столько идей, замыслов, столько недосказанного. И Злата не смогла расстаться с кистью, стала заниматься ручной росписью. Может быть, оно и к лучшему вышло. Ни заданных тем, ни технических требований. Об этой своей работе говорила: «Мне сам черт не брат!» Шали ручной росписи она отдавала на фабрику, их там «заваривали», или «запаривали», обрабатывали кистями, то есть доводили до окончательной отделки. Платочки свои она ценила, так и называла их – «платочки». На каждую шаль ручной росписи уходило несколько месяцев работы, иногда полгода. В газете однажды статья была опубликована о Заслуженной на тот момент художнице. Однако Злата Александровна печальна. Я понемногу стала закидывать: статья, мол, такая хорошая… И тут она произносит:
– Это ж сдохнуть надо – восемьсот платков вручную расписать!
– А сколько, сколько было платков?
– Во - семь - де - сят.
В статье вместо 80 шалей ручной росписи напечатано 800.
Глаз у нее был зоркий. Как-то раз я пришла в гости в художественную школу, где Злата одно время преподавала. На мне была повязана шаль, которую нам дарили на юбилей города, 150-летие Павловского Посада. Шаль теперь уже редкая, да и тогда она вышла маленьким тиражом, имела скорее выставочное или коллекционное назначение. Злата взглянула:
– А ну сымай! – Что снимать? – Платок сымай.
Я размотала на себе шаль, развернула ее со словами «Это Зубрицкий».
Злата задиристо посмотрела, а в итоге: «Молодец Витька!»
У З.А. Ольшевской организовывались выставки в разных городах и странах, куда ее приглашали с шалями ручной росписи. Однажды пригласили в Мурсию, это в Испании. В память об Испании Злата Александровна написала платок: цветы, кружево – красное и черное. Ну а испанцы были гостеприимны, везде возили, а однажды пригласили на бой быков. Злата отказалась, как-то вежливо отказывалась, потому что для испанцев – это главное, национальное, тут как бы не обидеть. Ну а мне сказала: «Не могу я это смотреть». Фильм «Белый Бим» тоже не могла смотреть.
Однажды мы готовили выставку платков ручной росписи в Доме Широкова. Полдня лазили, вешали, советовались. И тут кто-то говорит:
– Вот сейчас придет и скажет: «Все не так».
Вскоре приходит Злата Александровна. Смотрит. Молчит.
– А вот эти платочки, Злата Александровна, не вошли.
– Как это – не вошли? – грозно спрашивает Злата.
– Вот эти, в коридоре лежат.
– Вот эти? Вот этот платочек! – в руках у нее яркий бирюзовый платок «Япония». Это, небо, должно быть, в Японии такое, а эти цветочки – сакура. И этот платочек не вошел! А еще какие не вошли? Ага, «Северная Пальмира»! Мы злодеи, ничего не понимающие в искусстве. Так и есть – все будем переделывать. Теперь все вошли.
Платки создавались сериями с говорящими названиями: «Драгоценности», «Города», «Сказки», «Русская старина».
Шали ручной росписи представляли из себя интереснейшую самобытную коллекцию – восемьдесят шалей Народной художницы России Златы Ольшевской. Они могли бы составить уникальный музей или стать отдельной и постоянной экспозицией в одном из павловопосадских музеев. К сожалению, этого не произошло.
В настоящее время несколько шалей Златы Ольшевской выставляются в павловопосадских музеях, некоторые изделия ручной росписи попали в ГИМ, некоторые остались в Японии, несколько шалей были подарены художницей близким людям.
Шаль «Последний парад» – в самом деле одна из последних работ, выполнена в темных, спокойных тонах, как бы итог жизни. Примерно в то же время были выполнены шали ручной росписи «Осанна», «Сказки Шахерезады» и «Деревенский гостинец» – к 850-летию Москвы.
Всю жизнь ее любила, помогала ей Валентина Соловьева. В двенадцать лет Валентина стала артисткой театра юных сорванцов, очень привязалась к «тете Злате», была с ней и в последние годы.
Прошу Валентину Соловьеву:
– Напишите воспоминания. О Шаховской напишите. Ее мало кто помнит.
– Да, она жила в Москве, училась у Константина Юона. Потом приехала сюда, на павловские платки. Они дружили. У Златы Александровны двое сыновей, у Лидии Сергеевны две дочери. Одна ее девочка умерла, похоронена в Павловском Посаде.
– Про Ольшевскую напишите.
– Не могу, я не пережила это, – глаза Валентины наполняются слезами.
В последние годы Злата Александровна в зимнее время с ноября жила в доме Валентины. В последний раз уезжала из этого дома на дачу. Когда уже собралась, ждали машину, сидела в прихожей с вещами, тихо сказала. «Ну вот и все… Вот и все».
***
Злата Александровна Ольшевская живет в памяти многих людей. Остались сотни выполненных ею платочных рисунков для производства и десятки шалей ручной росписи. Она внесла немалый вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и обогащение традиций народного промысла.
Созданные З.А. Ольшевской шали ручной росписи, а также платки и шали, выпущенные по ее рисункам на Платочной фабрике, можно посмотреть на форуме «О платках и не только».

18 июля 2019 года
https://www.bogorodsk-noginsk.ru/
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение Шахтуш 23 июл 2019, 13:20

ELEN-A ^% спасибо Вам!
Очень душевно, трогательно, до слез...
Аватара пользователя
Шахтуш
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 5497
Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:55
Откуда: Москва

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение Oreshka 23 июл 2019, 13:21

Спасибо Екатерине Васильевне Жуковой! Ценно! (только хочется еще и еще)

Конец рассказа растрогал до слез. Какие же раньше они все были мудрые! Они - не мы.
Да, работа души сказывается на лице!
Леночка, спасибо, что перенесла сюда. И про Загорские Колокола тебе мое большое спасибо!! И за всё, всё, всё чистое, светлое, глубокое - спасибо!

"Любила повторять: не надо раболепствовать перед натурой, щедро рассыпая свои мысли и соображения по поводу искусства, вообще была мастер меткого слова."
- Вам красиво
- Спасибки-преспасибки
Аватара пользователя
Oreshka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 3388
Зарегистрирован: 18 ноя 2011, 11:46
Откуда: Москва

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение Riga 23 июл 2019, 17:35

Спасибо большое за рассказ. ^% Какие были великие времена, и какие были великие люди, под стать тому времени.
Изображение
"Как мало любит тот, кто любит меру!"
Ла Боэси
Аватара пользователя
Riga
Опытный платочник
Опытный платочник
 
Сообщения: 1154
Зарегистрирован: 07 дек 2015, 16:01
Откуда: Рига

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение mrrmumur 23 июл 2019, 18:37

Спасибо за воспоминания. Волшебница была Злата Ольшевская. ^%
Ищу шелковые платки Масленница 597- 17 и 16, Царское село 1380-13, Итальянский полдень 17 и 14.
И старинки на шерсти: Галину с красными медальонами, Качели с медовыми розами, Голубые лилии Регуновой, Тонкий Ажур 14.
mrrmumur
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 5991
Зарегистрирован: 20 май 2013, 14:17

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение platki 23 июл 2019, 18:51

Будет ли платок выпускаться в этом году, можно посмотреть здесь

0^0 ЧАТ С ОПЕРАТОРОМ КОЛЛ-ЦЕНТРА
Аватара пользователя
platki
администратор
 
Сообщения: 3666
Зарегистрирован: 12 сен 2008, 15:26

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 23 июл 2019, 19:02

platki ^%
Фотографии очень хорошие!
Книгу можно посмотреть и почитать, а вот фото нужно сохранить.
https://yadi.sk/i/dEnzFdJVfCtRag
Последний раз редактировалось ELEN-A 23 июл 2019, 19:23, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 23 июл 2019, 19:11

Шахтуш , Oreshka, Riga, mrrmumur ^%

Oreshka писал(а):..только хочется еще и еще..


Люба, такое же чувство.. читала медленно ,с сожалением ,что окончание тут же, на этой странице...неужели всё?..
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение ELEN-A 24 июл 2019, 12:33

Легенда Посада
В Музее истории русского платка можно увидеть уникальные шали, расписанные Златой Ольшевской
В Павлово-Посадском музее истории русского платка и шали прошел вечер памяти народного художника России Златы Ольшевской и открылась выставка ее творчества «Приношение».

Злата Ольшевская – без преувеличения человек-легенда. С 1945 года она работала художником платочной мануфактуры, создавая эскизы павловопосадских платков. Всего ею было создано 800 рисунков. А это значит, что она имела отношение практически ко всем платкам, которые мы сейчас носим. Кроме того, Ольшевская была первой, кто начал расписывать шали вручную и создавать тематические серии.
В этот вечер близкие люди вспоминали Злату Александровну с теплом и радостью. Какая же она была?
- Красивая, элегантная, невероятно трудолюбивая, - рассказывает старший научный сотрудник музея шали и платка Лидия Сольская. - И при этом, конечно, с характером. А бывает ли по-другому у творческих людей?
Рассказывают, что в молодости она увлекалась всем подряд – музыкой, театром, живописью. Уже работая на мануфактуре, Злата, тогда еще совсем молодая мать двоих подрастающих сыновей, создала при фабричном клубе «Театр юных сорванцов». Они сами делали костюмы и декорации, сами сочиняли пьесы. Теперь этим «юным сорванцам» самим за шестьдесят – и многие из них тоже пришли на вечер почтить ее память.
- Ведь такие люди, как Злата Ольшевская, не могут остаться просто эпизодом из детства, - говорит Лидия Сольская, - со своими воспитанниками она дружила всю жизнь.
Были у нее и ученики: она преподавала в детской экспериментальной художественной школе, которая создана в Павловском Посаде специально, чтобы передавать мастерство новым поколениям. Теперь начинающие художники учатся по уникальным, расписанным вручную, платкам Ольшевской, каждый из которых – а всего их создано 80 – является шедевром.
- Эти серии давно стали классикой, - рассказывает работник музея платка Лидия Сольская, - «Ярмарка» - с платками «Карусель» и «Петрушка», «Драгоценности» - с шалями «Злато-серебро», «Жемчужное ожерелье» и «Гранатовый браслет», «Времена года» - по мотивам музыкального цикла Чайковского и многие другие. За них Злата Александровна получала золотые медали на всемирных выставках в Брюсселе, Дамаске, Лейпциге, Монреале.
В день памяти выдающейся художницы в Павлово-Посадском музее платка и шали открылась выставка, на которой можно увидеть эту красоту - шали ручной росписи, которые существуют в единственном экземпляре.
- В каждую из них было вложено невероятно много труда, в том числе и физического. Ведь чтобы вручную расписать шаль 1,5 на 1,5 метра, нужно часами стоять, склонившись над ней и держа в руке кисть.


Выставка будет открыта до 20 ноября по адресу: г. Павловский Посад, ул. Б. Покровская, 37

31 октября 2012
Ольга Коломиец


«Времена года» - по мотивам музыкального цикла Чайковского
Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: О творчестве Златы Ольшевской

Сообщение Cabernet 26 июл 2019, 12:29

Леночка! Спасибо! ^% И за информацию и мысли. И в этой теме, и во всех других.
Так живо и глубоко ты в это погрузилась. Спасибо, что делишься. Очень все это интересно и трогательно.
Cabernet
Опытный платочник
Опытный платочник
 
Сообщения: 950
Зарегистрирован: 11 янв 2014, 11:34

Пред.След.

Вернуться в О художниках

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1