из книги "Плат узорный"
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
из книги "Плат узорный"
Платки Константина Аболихина
Константин Егорович Аболихин, небольшого росточка, седобородый, с гладко зачесанными на лоб волосами, отличался недоропливостью в движениях, спокойствием в мыслях и действиях...Утром придя в мастерскую, выдвинет ящик стола, где у него в полном порядке хранились карточки с изображениями цветов, и не спеша подберет то, что требуется...Работает отрешившись от всего. Сидит, рисует и напевает тихонько себе под нос:
Липа вековая под окном шумит
Песня удалая за рекой звучит
Кто-нибудь из молодых рисовальщиков не выдержит, неслышно подойдет к художнику и стоит, как зачарованный, любуясь розами на бумаге. Потом наклонется к мастеру и скажет, не таясь, восторженные слова. Словно придя в себя Аболихин вздрогнет:
-Ты что это, чертяка, во весь голос в ухо кричишь?
-Уж и похвались нельзя?! Да не кричал я , шепотом сказал...
И снова тишина в мастерской...
Константин Егорович Аболихин, небольшого росточка, седобородый, с гладко зачесанными на лоб волосами, отличался недоропливостью в движениях, спокойствием в мыслях и действиях...Утром придя в мастерскую, выдвинет ящик стола, где у него в полном порядке хранились карточки с изображениями цветов, и не спеша подберет то, что требуется...Работает отрешившись от всего. Сидит, рисует и напевает тихонько себе под нос:
Липа вековая под окном шумит
Песня удалая за рекой звучит
Кто-нибудь из молодых рисовальщиков не выдержит, неслышно подойдет к художнику и стоит, как зачарованный, любуясь розами на бумаге. Потом наклонется к мастеру и скажет, не таясь, восторженные слова. Словно придя в себя Аболихин вздрогнет:
-Ты что это, чертяка, во весь голос в ухо кричишь?
-Уж и похвались нельзя?! Да не кричал я , шепотом сказал...
И снова тишина в мастерской...
- Вложения
-
- Аболихин Константин Егорович
- DSC03830.JPG (23.5 КБ) 10001 просмотр
Последний раз редактировалось ПростоНастя 12 апр 2011, 08:07, всего редактировалось 1 раз.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Однажды, это было в 1930 году, в мастерскую шумно ввалилась ватага приехавших из Москвы художников - быстрых, подвижных, как ртуть...Молодые непоседливые, уверенные, что искусство принадлежит только им. Аболихин оторвался от листа с розами, долго и удивленно смотрел на шумных гостей, в сердцах махнул рукой и взялся за кисть. Молодые московские художники ( павловские мастера называли себя рисовальщиками) приехали создавать агитплатки. Их рисунки поразили павловцев. Вместо традиционных цветов они изображали на платках дымящиеся трубы заводов, самолеты, тракторы, мачты электропередач. Закончив работу, затевали спор с павловскими мастерами. Защищали индустриальные рисунки, доказывая свою правоту.
Константин Егорович, не обрщая внимания на происходящее, сидел себе и рисовал. Иногда встанет, пройдется, глянет на листы москвичей и снова вернется на свое место. Работает, слушает, что говорят. Красиво говорят, ученые...
Молодым захотелось узнать мнение маститого художника,и, разложив листы со своими рисунками, они пригласили Аболихина...Он походил меж столов, посмотрел, прищурив глаза:
-Ничего нужные рисуночки. На конфетные бумажки для карамели сгодятся...
Константин Егорович, не обрщая внимания на происходящее, сидел себе и рисовал. Иногда встанет, пройдется, глянет на листы москвичей и снова вернется на свое место. Работает, слушает, что говорят. Красиво говорят, ученые...
Молодым захотелось узнать мнение маститого художника,и, разложив листы со своими рисунками, они пригласили Аболихина...Он походил меж столов, посмотрел, прищурив глаза:
-Ничего нужные рисуночки. На конфетные бумажки для карамели сгодятся...
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
...Но как не был художник предан своим розам, уговорили и его нарисовать поле и трактор. Как всегда работал над новым рисунком неторопливо, обстоятельно. Написал большое ржаное поле, пустил орнамент из снопов - символов урожая. На поле изобразил небольшой трактор. Разделал по всем канонам ремесла: грунт, отличные от него "низки" - края платка, покрытые иной, чем общий тон, краской, крупные детали, тонкий орнамент. Показал рисунок и услышал то, что никто и никогда не говорил ему в жизни:
-Не пойдет.
-Почему?
-Идея не та. Маленький трактор потерялся на фоне безбрежного поля. Он просто жалок. Это - дискридитация техники.
-Но маленький трактор обеспечил большой урожай...
-Надо было выразить мысль, что трактор победил степь, а у вас все наоборот...Свернул дед-всевед рисунок и ушел рассерженый. С тех пор индустриальными рисунками не занимался. "Каждому свое" - любил повторять старый мастер. Как и всякий большой художник, Аболихин был неподвластен моде и всякого рода течениям, он следовал самобытному, чисто народному искусству. Его творения выдержали испытание временем, в них сосредоточие всего, чем знаменит павловский платок.
-Не пойдет.
-Почему?
-Идея не та. Маленький трактор потерялся на фоне безбрежного поля. Он просто жалок. Это - дискридитация техники.
-Но маленький трактор обеспечил большой урожай...
-Надо было выразить мысль, что трактор победил степь, а у вас все наоборот...Свернул дед-всевед рисунок и ушел рассерженый. С тех пор индустриальными рисунками не занимался. "Каждому свое" - любил повторять старый мастер. Как и всякий большой художник, Аболихин был неподвластен моде и всякого рода течениям, он следовал самобытному, чисто народному искусству. Его творения выдержали испытание временем, в них сосредоточие всего, чем знаменит павловский платок.
- MorSiK
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2077
- Зарегистрирован: 28 ноя 2010, 02:30
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: из книги "Плат узорный"
Как интересно! Спасибо!
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Аболихин родился в 1868 году в крестьянской семье в подмосковном селе Ильинском -Усове. У него очень рано проявились способности к рисованию. Уже в мальчишескую пору он рисовал на заказ цветы для конфетных коробок и шоколадных оберток. Довелось ему служить в царской армии, там он тоже отличился, спас однажды тонущего человека. Фельдфебель Аболихин командовал отделением. "Ростом я мал, -говорил Константин Егорович, да удал. Дисциплину держал крепко, солдаты относились ко мне с уважением".
Отслужив в армии, художник-самородок работал в Москве, в частной мастерской, которая выполняла заказы на изготовление рисунков для декоративных тканей и платков. Вскоре он стал основным художников, работы которого очень ценили...Потом он получил приглашение владельцев фабрики и переехал в Павловский Посад.
Старожилы хорошо помнят невысокого старика с седой крестьянской бородой. Одевался он просто и даже бедно. На работу ходил в старых залатанных брюках, в длинной косоворотке, перехваченной в талии ремешком, посил дешевеньких в полоску пиджак.
Будучи человеком замкнутым, на первый взгляд нелюдимым и сыровым, Аболихин по- отечески относился к своему ученику Евгению Штыхину. От учителя Штыхин перенял обстоятельность, тщательность, сосредоточеннойсть в работе.
Отличное знание природы, цветов позволило Аболихину виртуозно писать растительные и цветочные орнаменты. Он словно бросал на платки и шали живые розы, плел тонкую вязь бисерного узора. Сочные краски аболихинских цветов и орнаментов удивительно гармонируют, кажется прозрачными и живыми.
Старый мастер часто писал крупные розы, хризантемы, георгины. Платки Аболихина имели огромный успех на всемирной выставке в Париже (1937 г.), Международной выстаке в Нью-Йорке (1939 г.), где они были удостоены высших наград. В 1957 году ему посмертно присужден диплом I степени выставки народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР.
Отслужив в армии, художник-самородок работал в Москве, в частной мастерской, которая выполняла заказы на изготовление рисунков для декоративных тканей и платков. Вскоре он стал основным художников, работы которого очень ценили...Потом он получил приглашение владельцев фабрики и переехал в Павловский Посад.
Старожилы хорошо помнят невысокого старика с седой крестьянской бородой. Одевался он просто и даже бедно. На работу ходил в старых залатанных брюках, в длинной косоворотке, перехваченной в талии ремешком, посил дешевеньких в полоску пиджак.
Будучи человеком замкнутым, на первый взгляд нелюдимым и сыровым, Аболихин по- отечески относился к своему ученику Евгению Штыхину. От учителя Штыхин перенял обстоятельность, тщательность, сосредоточеннойсть в работе.
Отличное знание природы, цветов позволило Аболихину виртуозно писать растительные и цветочные орнаменты. Он словно бросал на платки и шали живые розы, плел тонкую вязь бисерного узора. Сочные краски аболихинских цветов и орнаментов удивительно гармонируют, кажется прозрачными и живыми.
Старый мастер часто писал крупные розы, хризантемы, георгины. Платки Аболихина имели огромный успех на всемирной выставке в Париже (1937 г.), Международной выстаке в Нью-Йорке (1939 г.), где они были удостоены высших наград. В 1957 году ему посмертно присужден диплом I степени выставки народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР.
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 13938
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Спасибо огромное за цитаты из книги! Заинтересовали другие платки по его рисункам, которые сейчас восстановили.
А что за книга? Как выглядит?
А что за книга? Как выглядит?
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
MorSik, boulangerie спасибо!
Книга Коновалова "Плат узорный" издательство "Московский рабочий" 1981 г. 176 стр., уменьшенный формат. На обложке центральный элемент платка "Хризантемы" Аболихина, на оборотной стороне - элемент платка "Хохлома" З.Ольшевской.
Книга Коновалова "Плат узорный" издательство "Московский рабочий" 1981 г. 176 стр., уменьшенный формат. На обложке центральный элемент платка "Хризантемы" Аболихина, на оборотной стороне - элемент платка "Хохлома" З.Ольшевской.
- Ванесса
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 11093
- Зарегистрирован: 22 дек 2010, 01:04
- Откуда: Москва-Брест
Re: из книги "Плат узорный"
ПростоНастя , спасибо! С удовольствием прочитала эти выдержки из книги.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Ванесса, спасибо.
- Балукова
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2287
- Зарегистрирован: 06 июл 2010, 14:52
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: из книги "Плат узорный"
Спасибо, Настя, от всей души спасибо! Буду искать эту книгу. Вы где нашли?
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 13938
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Есть повод пойти в читальный зал библиотеки искусств.ПростоНастя писал(а): Книга Коновалова "Плат узорный" издательство "Московский рабочий" 1981 г. 176 стр., уменьшенный формат.
Re: из книги "Плат узорный"
Настя, спасибо! Читала с удовольствием.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Продолжение из книги "Плат узорный"
Уважаемые форумчанки. Большое всем спасибо! Видя ваш интерес,продолжу.
В одно время с Аболихиным творил его ровестник Нил Степанович Постигов (1860-1942 г.) Рассказывают, что его отец, Степан Васильевич, тоже был художником. Подлинная фамилия его - Васильев. Он учился искусству живописи и за великолепное постижение науки получил прозвище Постигов. Прозвище стало его фамилией, которую он передал своему сыну - Нилу.
Нил Степанович Постигов прошел обычную в старой России школу трудовой жизни: ученик - мальчик на побегушках, потом - подмастерье, занятый подсобной и черновой работой, и, наконец, постижение ремесла. В советское время он работал копировальщиком в резном цехе, рисовальщиком и художником в граверной мастерской . Нил Степанович - мастер четкого, академического рисунка. Его росписи удивительно технологичны, удобны для производства. Это в первую очередь объясняется тем, что он вышел из рисовальщиков и до тонкости знал технологию изготовления набивного и печатного платка.
Н.С.Постигов любил писать в восточной манере. Художник умело использует природный цвет ткани, часто применяет несколько грунтов. В Загорском государственном историко-художественном заповеднике хранится платок Н.С.Постигова "Огненный". На темном фоне, словно гигантский костер, полыхают алым цветом розы.
Мастерство павловских художников и мастеров набивных тканей в полной мере проявилось во вемя подготовки к Всемирной выставке в Париже, которая состоялась в 1937 году. Большой вклад в создание шедевров, которые в Париже назвали "жемчужинами Европы", внесли художники Аболихин, Постигов, Штыхин, человек разносторонних дарований, занимался в основном резьбой по дереву - делал цветки. И многие другие работники фабрики. Коллектив подготовил более 600 высокохудожественных изделий. Перед отправкой полотна выставили на просмотр в Москве в Доме Союзов.
В одно время с Аболихиным творил его ровестник Нил Степанович Постигов (1860-1942 г.) Рассказывают, что его отец, Степан Васильевич, тоже был художником. Подлинная фамилия его - Васильев. Он учился искусству живописи и за великолепное постижение науки получил прозвище Постигов. Прозвище стало его фамилией, которую он передал своему сыну - Нилу.
Нил Степанович Постигов прошел обычную в старой России школу трудовой жизни: ученик - мальчик на побегушках, потом - подмастерье, занятый подсобной и черновой работой, и, наконец, постижение ремесла. В советское время он работал копировальщиком в резном цехе, рисовальщиком и художником в граверной мастерской . Нил Степанович - мастер четкого, академического рисунка. Его росписи удивительно технологичны, удобны для производства. Это в первую очередь объясняется тем, что он вышел из рисовальщиков и до тонкости знал технологию изготовления набивного и печатного платка.
Н.С.Постигов любил писать в восточной манере. Художник умело использует природный цвет ткани, часто применяет несколько грунтов. В Загорском государственном историко-художественном заповеднике хранится платок Н.С.Постигова "Огненный". На темном фоне, словно гигантский костер, полыхают алым цветом розы.
Мастерство павловских художников и мастеров набивных тканей в полной мере проявилось во вемя подготовки к Всемирной выставке в Париже, которая состоялась в 1937 году. Большой вклад в создание шедевров, которые в Париже назвали "жемчужинами Европы", внесли художники Аболихин, Постигов, Штыхин, человек разносторонних дарований, занимался в основном резьбой по дереву - делал цветки. И многие другие работники фабрики. Коллектив подготовил более 600 высокохудожественных изделий. Перед отправкой полотна выставили на просмотр в Москве в Доме Союзов.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: из книги "Плат узорный"
Много рисунков для платков создал Евгений Иванович Штыхин (1909 - 1976). Он родился в деревне Улитино под Павловским Посадом, с детства любил леса и луга. В 1914 году на войне погиб отец, через четыре года в Саратове, куда семья поехала в поисках хлеба, умерла мать. Девятилетний мальчик некоторое время воспитывался в приюте, откуда его забрала и увезла на родину бабушка. В 1924 году Женя Штыхин начал работать курьером на Ленской фабрике, окончил ФЗУ и стал мастером-резчиком. В 1934 перешел на фабрику, где проработал более сорока лет с одним перерывом: во время войны Штыхин пулеметчиком оборонял от фашистов город Ленина...
Был Штыхин высок, худ и очень застенчив. Его наставник Аболихин добивался, чтобы он в совершенстве знал цветы, листья, учил его мастерству. Ученик схватывал все на лету, усвоил и довел мастерство до искусства, никого не повторяя в своих работах. Штыхин обладал своеобразной манерой строить композицию, которую он в шутку называл "классическим построением". Сев за стол, он неторопливо, на первый взгляд без всякого плана, пририсовывал к одному цветку другой, третий и так без конца. Общей композии не набрасывал, а представлял ее мысленно с мельчайшими подробностями. Рисовал цветы карандашом, потом раскрашивал. Любил ярко-красные и ярко-голубые тона, звонкие цвета. Сидит, бывало, пририсовывает, пририсовывает. И вдруг - букет, великолепный букет. Непонятные глазу нагромождения он привел в удивительную стройность, кажущейся асимметрии придал общую уравновешенность и гармонию... Такое под силу только таланту.
Художник много и часто рисовал с натуры... В Загорском государственном историко-художественном музее хранится его платок "Медальоны". На алом грунте сложная композиция, сделанная из цветочных медальонов, каждый из которых законченное произведение.
Был Штыхин высок, худ и очень застенчив. Его наставник Аболихин добивался, чтобы он в совершенстве знал цветы, листья, учил его мастерству. Ученик схватывал все на лету, усвоил и довел мастерство до искусства, никого не повторяя в своих работах. Штыхин обладал своеобразной манерой строить композицию, которую он в шутку называл "классическим построением". Сев за стол, он неторопливо, на первый взгляд без всякого плана, пририсовывал к одному цветку другой, третий и так без конца. Общей композии не набрасывал, а представлял ее мысленно с мельчайшими подробностями. Рисовал цветы карандашом, потом раскрашивал. Любил ярко-красные и ярко-голубые тона, звонкие цвета. Сидит, бывало, пририсовывает, пририсовывает. И вдруг - букет, великолепный букет. Непонятные глазу нагромождения он привел в удивительную стройность, кажущейся асимметрии придал общую уравновешенность и гармонию... Такое под силу только таланту.
Художник много и часто рисовал с натуры... В Загорском государственном историко-художественном музее хранится его платок "Медальоны". На алом грунте сложная композиция, сделанная из цветочных медальонов, каждый из которых законченное произведение.
Re: Продолжение из книги "Плат узорный"
ПростоНастя писал(а):Уважаемые форумчанки. Большое всем спасибо! Видя ваш интерес,продолжу.
ПростоНастя, ПРЕОГРОМНОЕ СПАСИБО за Ваш труд!!!
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!!!!