Вот некоторые выдержки из автореферата диссертации (выделение по тексту мое).
Современные исследователи сходятся во мнении, что основы технологии нанесения стойкого печатного декора на ткань были заложены в Индии, где в ходе раскопок были найдены самые древние (2500-1500 г. до н.э.) образцы тканей со стойкой набойкой. Эта технология, основанная на использовании закрепителей (протрав), получила применение в европейских странах достаточно поздно – в конце XVII – начале XVIII века, хотя технически несовершенная практика набойки на тканях в ограниченных масштабах существовала в Европе с XIV века.
Возникшая в середине XVII в. среди европейской аристократии и обеспеченных слоев населения мода на индийский набивной текстиль в одежде и интерьере привела к началу его массового импорта в Европу морскими торговыми компаниями. Франция быстро стала крупнейшим импортером индийских набивных тканей, которые составляли значительную долю в обороте французской Восточно-Индийской компании, учрежденной в 1664 г.
Так как популярность набивных тканей и спрос на них возрастали, а привозные ткани были весьма дороги,
во многих районах Франции начали производить набойку, имитируя индийские орнаменты. Центром распространения производства набойки в индийском стиле стал портовый город Марсель, жители которого ещё с конца XVI в. использовали индийскую набойку в качестве мебельной ткани и где впервые во Франции в 1580 г. в перечне наследуемого имущества был употреблен термин «индьен», ставший впоследствии во французском языке общим названием всех типов набивных тканей. Именно в Марселе возникли первые мастерские (1648 г.), а затем и мануфактуры, производившие набойку. Обретение Марселем статуса открытого порта в 1669 г. сделало возможным прибытие в город ремесленников из восточных стран, обладавших знаниями по технологии набойки, благодаря которым удалось значительно улучшить качество и стойкость печатного декора на ткани. Из Марселя набивное производство распространилось в соседние города долины Роны и в район Прованса, а затем в центральные и северные районы Франции. В начальный период развития набивного производства во Франции нанесение рисунка набойки осуществлялось деревянными печатными формами или при помощи трафарета и дополнялось ручной росписью, при этом сюжетные композиции практически отсутствовали.
Развитие новой отрасли производства встретило сопротивление со стороны сильной коалиции французских производителей шелковых и шерстяных тканей, которая добилась принятия 26 октября 1686 г. Королевским Государственным советом указа, запретившего производство набойки во Франции, ввоз набойки из Индии, покупку-продажу набивных тканей и ношение одежды из них. Последовавшие 73 года запрета не смогли полностью искоренить набойку во Франции.
В середине XVIII в. французские химики сумели разработать собственную технологию стойкого декорирования ткани с помощью закрепителей, согласно их выводам, французская набойка могла бы стать товаром высокого качества, не уступающим индийским образцам. Это послужило решающим аргументом в пользу снятия запрета на набойку, которое произошло 5 сентября 1759 г.
Последовавший период бурного роста и экстенсивного развития набивного производства к началу последней четверти XVIII в. сменился периодом концентрации и укрупнения возникших предприятий,
небольшие ателье уступили место крупным мануфактурам, обеспечивающим высокое качество продукции благодаря использованию передовых технологий и оборудования, требовавших больших капиталовложений. По данным переписи мануфактур набивных тканей, проведенной правительством в 1785 г., наибольшее количество мануфактур возникло в Эльзасе – приграничном регионе с давними традициями набойки, в то же время преимущественное развитие получили набивные предприятия в городах запада Франции (Руан, Нант). Самой известной из вновь возникших мануфактур стала набивная мануфактура в местечке Жуи-ан-Жозас близ Версаля, основанная потомственным швейцарским набойщиком Кристофом-Филиппом Оберкампфом в 1760 г.
Свойственное крупным мануфактурам разделение труда предопределило выделение этапа проектирования декора набойки в отдельный производственный процесс, за который отвечали квалифицированные профессионалы – дессинаторы и граверы. Для наиболее прозорливых фабрикантов становилось очевидным возрастание роли художественного оформления для коммерческого успеха набивной ткани. Так, К.-Ф. Оберкампф обращался к самым талантливым и известным художникам и не жалел средств, чтобы воплотить в набойке выдающиеся сюжетные композиции, составившие престиж его марки и репутацию предприятия. Именно в этот период общего расцвета французского прикладного и станкового искусства на их стыке родились многие шедевры сюжетного набивного текстиля, ставшие каноническими и воспринимаемые сегодня как символическое воплощение эпохи конца XVIII – начала XIX в.
За период с середины XVIII в. до середины XIX в. можно констатировать радикальное изменение статуса набойки во Франции. Будучи изначально импортным экзотическим товаром, предназначенным для потребления узким кругом элиты, набивная ткань становится массовым продуктом французских предприятий, распространяемым в широких слоях общества, и важной статьей французского экспорта.
С началом массового производства набивного текстиля во Франции после 1759 г. в мотивах его декора прослеживается преобладающее влияние декоративного искусства Индии и Китая. При этом «индийское» влияние во многом предопределило образный строй и орнаментальный лексикон набойки, а китайский стиль-«шинуазри» проявился в тематике и принципах организации сюжетных композиций ее декора.
Представляется очевидным, что набивной сюжетный текстиль мог появиться во Франции только при определенном уровне развития гравировальной техники. Гравюра на дереве получила распространение во Франции, начиная со второй половины XIV в., гравюра на металле появилась в XVI в. и достигла расцвета в XVII в. С 1660 г. в Королевскую академию живописи и скульптуры начали принимать специалистов по гравюре, считавшейся до этого «малым искусством». В XVIII в. центр европейской резцовой гравюры перемещается в Париж. Преобладающим видом печатной графики являлась в то время репродукционная гравюра. Французские мастера довели искусство гравирования до поражающей глаз эффектности. Неудивительно, что и мотивы сюжетного набивного текстиля, во многом совпадающие по технике исполнения, достигли в этот период высокого совершенства. В самом конце XVIII в. была изобретена техника литографии, которая также получила применение в сюжетном печатном текстиле. Посредством гравюры сюжетная набойка использовала и адаптировала образы искусства больших мастеров, а также книжные иллюстрации и актуальные орнаментальные модели. На французских набивных мануфактурах, в том числе на мануфактуре Жуй, накапливались подборки сюжетных и орнаментальных гравюр, они сортировались по темам и составляли своего рода банк мотивов для художников и дессинаторов, которым они пользовались при проектировании рисунка набойки. Создаваемые в то время мотивы сюжетного печатного текстиля могли воспроизводить элементы одной или нескольких гравюр в различных комбинациях и масштабах. Высокие эстетические и технические качества французского сюжетного текстильного печатного рисунка были напрямую связаны с мировыми достижениями французских рисовальщиков и граверов и лидирующим положением Франции в искусстве гравюры.
Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующие заключения:
- вплоть до середины XVII века европейская набойка оставалась в зачаточном состоянии, находясь в тени более развитых видов печатной деятельности и ткачества,
- отправной точкой становления европейской набойки можно считать начало массового импорта в Европу с середины XVII века индийского набивного текстиля, коммерческий интерес побудил европейских мастеров к его копированию,
- развитие набивного производства во Франции, начавшееся в середине XVII века, было прервано 73-летним периодом запрета, вызванного протекционизмом по отношению к традиционным текстильным производствам,
после отмены запрета в 1759 г. быстрое развитие новой отрасли, использовавшей передовую технологию и прогрессивные методы производства, привело к возникновению крупных набивных мануфактур (как, например, мануфактура в Жуй), достигших расцвета в конце XVIII – нaчaлe XIX века,
- присущее крупным мануфактурам разделение труда сделало возможным выделение этапа проектирования декора набойки в отдельный производственный процесс, осуществляемый штатом специально подготовленных работников -дессинаторов и граверов. В создании сложных сюжетных рисунков участвовали приглашенные художники,
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...- высокий художественный уровень сюжетной набойки, производившейся на крупных французских мануфактурах в последней четверти XVII – начале XIX века, обеспечивался привлечением к проектной работе выдающихся художников -декораторов и станковистов, благодаря которым текстильный декор органично вводился в контекст актуальных стилей - направлений «высокого» искусства и архитектуры,
- истоки мотивов французской сюжетной набойки весьма разнородны, среди них следует выделить искусство и гравюру Ренессанса, возрожденный Ренессансом гротеск, а также адаптированные образы ориентального декора,
- основополагающую роль в развитии печатного сюжетного текстиля сыграла французская станковая, орнаментальная и книжная гравюра, привнесшая в рисунок набойки образы искусства больших мастеров, являясь основным средством визуальной коммуникации в период становления набивного производства во Франции, гравюра не только поставляла сюжет, но и обеспечивала тематическую и стилистическую актуальность мотива.
Набивная индустрия области Эльзас зародилась в середине XVIII в. в расположенном на стыке французских, швейцарских и немецких земель г. Мюлуз. Этот город-республика был в XVIII в. вплоть до его включения в состав французского государства в 1798 г. союзником швейцарских кантонов и не подлежал запрету на набойку.
После отмены запрета в окружающих Мюлуз районах Эльзаса наблюдался активный рост количества набивных мануфактур. Крупные предприятия возникли в 1760-1780 гг. в городах Вессерлинг, Танн, Сернэ, Мюнстер, Рибовилле, Ложельбак. Набивная индустрия г. Мюлуз стала «мотором» индустриального развития всего эльзасского региона, превратившегося к концу XVIII в. в крупнейший центр набивного производства Франции, а к середине XIX в. – всей Европы. В регионе была выстроена комплексная система «жизнеобеспечения» отрасли, гарантировавшая ее бесперебойное функционирование на протяжении почти 250 лет. При создании этой системы
первостепенное внимание было уделено организации подготовки местных кадров дессинаторов и граверов. С 1800 г. на мануфактурах возникают собственные ателье дессинаторов, а в 1828 г. открывается первое учебное заведение по их подготовке – Мюлузская школа рисунка. Ее наиболее способные выпускники отправляются для продолжения обучения в Парижскую школу изящных искусств или в ателье парижских художников-станковистов и декораторов. Фундаментальная профессиональная подготовка эльзасских текстильных художников того времени наилучшим образом соответствовала требованиям современной им набивной индустрии. В 1850-1870 гг. в Эльзасе были организованы многочисленные независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, которые завоевали высокую репутацию в Европе своими работами в области орнаментики. Наибольшую известность приобрело ателье художника Ж. Зипелиуса, разнообразная проектная деятельность которого включала создание сюжетных рисунков для набойки.
В 1857 г. в Мюлузе с целью содействия прогрессу отрасли был открыт Музей индустриального рисунка, который объединил переданные в дар текстильные коллекции эльзасских набивных предприятий В наши дни его наследником является Музей печати на тканях г. Мюлуз, имеющий в своей коллекции более 6 млн. образцов мотивов.
…Т.о., значительный вклад в развитие методов проектирования французского текстильного печатного рисунка внесли набивные предприятия городов Нанта, Руана и, в особенности, региона Эльзас, в котором была создана система профессионального художественного образования в области текстиля и где в 1850-1870 гг сформировались независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, поставлявшие рисунки для печатного текстиля на набивные предприятия Франции и всей Европы.